Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Родиной А.К.,
судей Марченко А.А., Давыдовой В.Е.,
при секретаре Жарковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Рыкова Ф.Н. на решение Миасского городского суда Челябинской области от 08 июня 2016 года по иску Рыкова Ф.Н. к Администрации Миасского городского округа Челябинской области о признании незаконным решения, понуждении устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Родиной А.К. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, объяснения истца Рыкова Ф.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рыков Ф.Н. обратился к администрации Миасского городского округа Челябинской области с требованиями о признании незаконным решения от 25 января 2016 года за N 372/1.1 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка по адресу: ***, прилегающего к участку *** с кадастровым номером *** для индивидуального жилищного строительства, о понуждении устранить допущенное нарушение путем принятия соответствующего решения.
В обоснование иска указал, что 24 января 2013 года в газете "Миасский рабочий" было опубликовано информационное сообщение о возможном предоставлении указанного выше земельного участка. По информации ответчика после размещения данной публикации от нескольких граждан поступили заявления о намерении приобрести этот участок, которые затем были отозваны. После чего ответчик должен был принять решение о предоставлении спорного участка в аренду истцу. Однако подобное решение не было принято, поскольку указанный участок относился к территориальным зонам А 3.5 - объекты физкультуры и спорта и A3.2 -зеленые насаждения общего пользования. Собранием Депутатов Миасского городского округа 24 апреля 2015 года было принято решение об изменении территориальной зоны, в которой расположен данный участок. В связи с чем, 21 июля 2015 года в газете "Миасский рабочий" размещено новое информационное сообщение с уточнением характеристик испрашиваемого
земельного участка. Однако в предоставлении спорного земельного участка истцу снова было отказано, так как поступили заявления иных граждан, претендующих на данный участок. В силу чего оспариваемым решением истцу было отказано в предоставлении спорного участка без проведения торгов. Указанный отказ считает незаконным, поскольку уточнение характеристик испрашиваемого участка не влечет автоматического прекращения начатой процедуры его предоставления, тогда как поступление заявлений от иных лиц в данном случае не может служить основанием для проведения аукциона.
Представитель ответчика участия в судебном заседании не принимал. В письменных возражениях просил отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен истцу в аренду без проведения торгов. Указал, что ранее информация о предоставлении участка в аренду размещалась относительно земельного участка, имеющего иные характеристики. А именно, в г. Миассе рядом с участком N *** по ул. Маяковского, площадью ***.
Обжалуемым решением в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить. Указывает на то, что в связи с отсутствием обращений от граждан, заинтересованных в предоставлении испрашиваемого земельного участка по результатам публикации сообщения от 24 января 2013 года, основания для проведения аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка отсутствуют. Полагает, что уточнение характеристик спорного участка в последующем не влечет автоматического прекращения начатой процедуры его предоставления, а поступление заявлений от иных лиц не может служить основанием для проведения торгов. Считает, что поскольку сообщение о приеме заявлений о предоставлении возможном предоставлении спорного участка опубликовано до вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ", предоставление такого участка должно осуществляться в ранее действующем порядке.
Представитель ответчика администрации Миасского городского округа Челябинской области не принял участия в суде апелляционной инстанции, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 88). Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 30 октября 2012 года Рыков Ф.Н. обратился в администрацию Миасского городского округа Челябинской области с заявлением о формировании и предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка по адресу: Л.Н.М., рядом с земельным участком Л.Н.М. (л.д. 59). В указанном заявлении сослался на то, что готов за свой счет произвести кадастровые работы по формированию испрашиваемого земельного участка, был проинформирован о возможности выставления на аукцион сформированного за его счет земельного участка.
24 января 2013 года в газете "Миасский рабочий" было опубликовано извещение о поступлении заявления о предоставлении названного земельного участка площадью ***, возможности заявить свои притязания в отношении этого участка (л.д. 8).
25 января 2013 года в ответ на публикацию в адрес администрации поступило заявление Т.Н.В ... о рассмотрении вопроса о приобретении ею права аренды на данный участок (л.д. 61).
15 февраля 2013 года администрация сообщила Рыкову Ф.Н. о том, что в связи с поступлением после публикации заявлений других граждан о предоставлении спорного участка испрашиваемый участок будет выставлен на аукцион (л.д. 32).
15 марта 2013 года поданное в отношении спорного участка заявление Т.Н.В ... было отозвано (л.д. 62). После чего Рыковым Ф.Н. был заключен договор с ООО "ТЭРРА" на проведение кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка, в рамках которых подготовлена схема расположения спорного участка на кадастровом плане территории (л.д. 30, 31).
При подготовке указанной схемы было выявлено, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне А 3.5 - объекты физкультуры и спорта и А 3.2 - зеленые насаждения общего пользования (л.д. 30).
Решением от 11 июля 2013 года за N 1761 -1.1 в предоставлении спорного участка Рыкову Ф.Н. для индивидуального жилищного строительства отказано со ссылкой на расположение испрашиваемого участка в градостроительной зоне, разрешенное использование земли в которой не предусматривает использование под "отдельно стоящие жилые дома на одну семью с приусадебным участком" (л.д. 26). Аналогичное решение принято 29 октября 2013 года по последующему заявлению Рыкова Ф.Н., поданному после отклонения Комиссией по подготовке проектов Правил землепользования и застройки предложения истца о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения видов границ территориальных зон (л.д. 20).
Указанные решения администрации Рыковым Ф.Н. не оспорены, недействительными не признаны.
Решением Собрания Депутатов Миасского городского округа четвертого созыва N 13 от 24 апреля 2015 года были внесены изменения в решение Собрания Депутатов Миасского городского округа четвертого созыва N 1 от 25 ноября 2011 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки Миасского городского округа". Зона A3.5 -объекты физкультуры и спорта, где находится спорный земельный участок, изменена на зону В1 - зона усадебной и коттеджной застройки (л.д. 15, 53).
21 июля 2015 года в газете "Миасский рабочий" опубликовано извещение (в виде уточнения) о возможном предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью ***, расположенного рядом с земельным участком с кадастровым номером *** на ул. ***(л.д.9).
После публикации указанного извещения в адрес администрации 20 августа 2015 года поступило заявление от Л.Н.М.., возражавшего против предоставления земельного участка и требующего проведения аукциона (л.д.50), а также заявление М.Л.Б ... о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату (л.д.51).
17 декабря 2015 года Рыков Ф.Н. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью ***, расположенного рядом с участком с кадастровым номером *** по ул. *** в аренду для индивидуального жилищного строительства (л.д. 11).
Оспариваемым решением (от 25 января 2016 года N 372/1.1) в предоставлении указанного выше земельного участка без проведения торгов истцу было отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый участок подлежит выставлению на аукцион (л.д. 10).
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) (в редакции, действующей до 01 марта 2015 года) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о
предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в установленном периодическом печатном издании, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответствующего органа, при его наличии, в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого участка в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Согласно подп. 15 п. 2 статьи 39.6 ЗК РФ, введенной в действие с 01 марта 2015 года, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 настоящего Кодекса.
Исходя из п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п.8 ст.39.15 или ст.39.16 настоящего Кодекса.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Согласно п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участками о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа незаконным, при этом правомерно исходил из того, что в связи с поступлением заявлений от иных лиц, претендующих на спорный земельный участок, предоставление такого участка возможно исключительно на торгах.
У судебной коллегии отсутствуют основания не соглашаться с приведенными выводами суда, поскольку они основаны на объективной оценке доказательств по делу, правильном применении норм материального права, подтверждаются материалами дела, являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с отсутствием обращений от граждан, заинтересованных в предоставлении испрашиваемого земельного участка по результатам публикации от 24 января 2013 года, основания для проведения аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды участка отсутствуют, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
После указанной публикации 25 января 2013 года в адрес ответчика поступило заявление Т.Н.В ... о предоставлении указанного участка в аренду (л.д. 61), в связи с чем 15 февраля 2013 года администрацией Рыкову Ф.Н. было разъяснено, что испрашиваемый им земельный участок будет выставлен на аукцион (л.д. 32).
Более того, согласно решениям администрации от 11 июля 2013, от 29 октября 2013 года Рыкову Ф.Н. было указано на невозможность предоставления указанного земельного участка в связи с тем, что он расположен в зонах А 3.1 "Городские леса" и А 3.5 "Объекты физкультуры и спорта", разрешенное использование земли в которых не предусматривает использование "под отдельно стоящие жилые дома на одну семью с приусадебным земельным участком" (л.д. 20, 26).
Изложенные обстоятельства позволяют прийти к выводу о завершении администрацией процедуры рассмотрения заявления Рыкова Ф.Н. от 30 октября 2012 года о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью ***, расположенного в г. *** рядом с земельным участком Л.Н.М..
Судебная коллегия также учитывает и то обстоятельство, что о завершении процедуры предоставления указанного участка свидетельствует и тот факт, что в 2015 году Рыков Ф.Н. обратился с заявлением о предоставлении иного земельного участка - площадью *** по адресу: г. Миасс, рядом с участком с кадастровым номером *** по ул. *** (л.д. 1 1). Именно по результатам рассмотрения данного заявления администрацией было принято оспариваемое решение.
По изложенным выше обстоятельствам судебной коллегией отклоняются и доводы жалобы о том, что уточнение характеристик испрашиваемого земельного участка не влечет автоматического прекращения начатой в 2013 году процедуры предоставления этого участка. А, кроме того, с учетом существенного изменения характеристик предлагаемого к предоставлению в публикации земельного участка в части его площади, разрешенного использования, адреса данный участок может быть интересен иному кругу лиц. Соответственно, при таких обстоятельствах отсутствуют основания для предоставления указанного участка в порядке завершения начатой в 2013 году процедуры, не принимая во внимание обстоятельство обращения граждан, обратившихся в администрацию после размещения уточненной публикации о предоставлении участка. В связи с чем, ссылка в апелляционной жалобе на то, что поступление заявлений от иных лиц не может служить основанием для проведения торгов, отклоняется судебной коллегией как не основанная на нормах закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства было опубликовано до
вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ", предоставление такого участка должно осуществляться в ранее действующем порядке, основаны на неверном толковании норм материального права.
Действительно, согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 23 июня
2014 года N171-ФЗ "О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Как указывалось выше, процедура рассмотрения заявления Рыкова Ф.Н. от 30 октября 2012 года о предоставлении земельного участка площадью ***, расположенного в г. ***, рядом с земельным участком Л.Н.М., в рамках которого производилась публикация от 24 января 2013 года, завершена. В извещении, опубликованном администрацией 21 июля 2015 года, указано на предоставление земельного участка, имеющего иные характеристики, что свидетельствует о предложении к предоставлению гражданам иного объекта недвижимости. В связи с чем, поскольку истец обратился с заявлением о предоставлении земельного участка, отличного от участка, сведения о предоставлении которого были опубликованы 24 января 2013 года, публикация о предоставлении этого участка была осуществлена 21 июля
2015 года, то оснований для предоставления истцу испрашиваемого земельного участка без проведения торгов, на основании ст. 30.1 ЗК РФ не имеется.
Решение суда законно и обоснованно, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Миасского городского суда Челябинской области от 08 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Рыкова Ф.Н. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.