Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Бирюкова И.А., поступившую в суд кассационной инстанции 20 июля 2016 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 июня 2016 года по гражданскому делу по иску Бирюкова И.А. к Военному комиссариату Московской области о восстановлении права на получение пенсии за выслугу лет и возобновлении выплаты пенсии, по встречному иску Военного комиссариата Московской области к Бирюкову Игорю Анатольевичу о возврате незаконно переплаченной пенсии за выслугу лет,
установил:
Бирюков И.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области о восстановлении права на получение пенсии за выслугу лет и возобновлении выплаты пенсии, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
Военный комиссариат Московской области обратился в суд со встречным иском к Бирюкову И.А. о возврате незаконно переплаченной пенсии за выслугу лет, ссылаясь на противоречивость действий ответчика.
Решением Зюзинского районного суда города Москвы от 06 ноября 2015 года постановлено:
- взыскать с Венного комиссариата Московской области в пользу Бирюкова И.А. сумму удержанных денежных средств (пенсионного обеспечения) в размере ***,17 рублей;
- обязать Военный комиссариат Московской области возобновить Бирюкову И.А. выплату пенсий с 01 сентября 2015 года;
- в удовлетворении встречного искового заявления Военного комиссариата Московской области к Бирюкову И.А. о возврате незаконно переплаченной пенсии за выслугу лет - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 июня 2016 года решение суда отменено; принято новое решение, которым постановлено:
- в удовлетворении исковых требований Бирюкова И.А. к Военному комиссариату Московской области о взыскании денежных средств - отказано;
- взыскать с Бирюкова И.А. в пользу Военного комиссариата Московской области сумму переплаты пенсии в размере ****,34 рублей.
В кассационной жалобе истец Бирюков И.А. выражает несогласие с апелляционным определением судебной коллегии, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что Бирюкову И.А. с 15 сентября 2010 года назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1; с 2010 года Бирюков И.А. состоит на воинском учете офицеров запаса отдела военного комиссариата Московской области по городам Ногинск, Электросталь, Черноголовка и Ногинскому району; 16 сентября 2010 года Бирюков И.А. обратился в отдел военного комиссариата Московской области по городам Ногинск, Электросталь, Черноголовка и Ногинскому району с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет; согласно приказу ЦТУ РФ от 01 ноября 2011 года N1098-К Бирюков И.А. поступил на государственную службу в таможенные органы; согласно приказу ЦТУ РФ от 16 декабря 2011 года N185-А Бирюкову И.А. присвоено звание подполковника таможенной службы и выплачивалось денежное содержание, включающее надбавку за выслугу лет (70 процентов) во время прохождения таможенной службы Бирюков И.А. продолжал получать назначенную ему пенсию по выслуге лет по нормам Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и ее размер исчислен с учетом общей продолжительности выслуги - 50 лет 4 месяца; 12 февраля 2013 года Бирюков И.А. уведомил Военный комиссариат Московской области о принятии его на службу в таможенные органы по контракту с 01 ноября 2011 года с присвоением специального звания подполковника таможенной службы 16 декабря 2011 года; с 01 марта 2013 года выплата пенсии Бирюкову И.А. за выслугу лет приостановлена; 16 января 2014 года Бирюков И.А. обратился с заявлением в Военный комиссариат Московской области о восстановлении выплаты пенсии и возврате невыплаченных ежемесячных пенсий за период с февраля 2013 года; письмом от 17 февраля 2014 года Военным комиссариатом Московской области отказано в восстановлении выплаты пенсии.
Обратившись в суд с настоящим иском, истец Бирюков И.А. исходил из того, что Военным комиссариатом Московской области приостановлена выплата ему пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в связи с его поступлением на службу в таможенные органы; по мнению Бирюкова И.А., приостановление пенсии незаконно и нарушает его право на пенсионное обеспечение.
Обратившись в суд со встречным иском, Военный комиссариат Московской области исходил из того, что с 14 сентября 2010 года подполковник Бирюков И.А. уволен с военной службы, с 2010 года состоит на воинском учете офицеров запаса отдела Военного комиссариата Московской области; с 16 сентября 2010 года Бирюкову И.А. назначена пенсия за выслугу лет; 01 ноября 2011 года Бирюков И.А. поступил на государственную службу в таможенные органы, однако, уведомил об этом Военный комиссариат Московской области лишь 12 февраля 2013 года, в связи с чем с 01 марта 2013 года выплата пенсии за выслугу лет Бирюкову И.А. приостановлена и возникла переплата пенсии вследствие недобросовестности Бирюкова И.А.
Рассматривая данное дело, суд по мотивам, изложенным в решении суда, пришел к выводу об удовлетворении заявленных Бирюковым И.А. исковых требований и об отказе заявленных Военным комиссариатом Московской области встречных исковых требований, сославшись на то, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба; служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ, то есть относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы; служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны РФ согласно Закону РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I, а выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном указанным Законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную службу, в связи с чем выплата пенсии за выслугу лет истцу в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I могла быть приостановлена лишь в случае его возвращения на военную службу и приобретения вновь статуса военнослужащего.
Отменяя названное решение суда в апелляционном порядке и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Бирюковым И.А. исковых требований и об удовлетворении заявленных Военным комиссариатом Московской области встречных исковых требований, судебная коллегия исходила из того, что решение суда требованиям материального закона не соответствует, так как пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в порядке и по нормам, предусмотренным Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1; в соответствии с ч. 1 ст. 6 данного Закона лицам, указанным в ст. 1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; согласно ч. 2 ст. 6 указанного выше Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается; какие-либо изъятия из закрепленного в ст. 6 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц предусмотрены не были; правовая норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 6 указанного Закона, о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на всех граждан, проходящих службу в правоохранительных и приравненных к ним органах, включая таможенные органы; данная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 года N 6-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей; в силу положений п. 5 постановления от 18 марта 2004 года N 6-П Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан - по буквальному смыслу статьи 1 данного Закона - ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие; вместе с тем, рядом законодательных актов действие указанного Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных государственных органах; так, п. 2 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 и п. 1 ст. 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей; аналогичное правило закреплялось статьей 17 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 года N 5238-1 (признан утратившим силу Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации) в отношении сотрудников налоговой полиции; предписания названных федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к данному Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются; то обстоятельство, что после принятия этих федеральных законов в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его статье 6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных государственных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные и иные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных и иных приравненных к ним органах; при этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09 ноября 2004 года N 320-О, принятом по ходатайству Федеральной таможенной службы об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, которое они имели бы, продолжая находиться на пенсии; поэтому при увольнении со службы в таможенных органах такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам таможенных органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет, выплата которой была приостановлена в связи с поступлением на службу; тем самым, реализация права Бирюкова И.А. на получение пенсии за выслугу лет согласно закону подлежала приостановлению в связи с его поступлением на службу в таможенные органы; поскольку Бирюков И.А. проходил службу в Федеральной таможенной службе, постольку Бирюкову И.А. правомерно предложено возвратить пенсию за выслугу лет в общей сумме ****,34 рублей; таким образом, заявленный Бирюковым И.А. иск является необоснованным и правовых оснований для его удовлетворения не имеется; в силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; в соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса; согласно ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; Бирюковым И.А. представлены сведения о поступлении на службу в таможенные органы Военный комиссариат Московской области только 12 февраля 2013 года; соответственно Бирюков И.А. действовал недобросовестно, скрыв факт своего поступления на службу в таможенного органа, получив денежные средства, которые являются неосновательным обогащением и подлежат взысканию; при этом каких-либо достоверных доказательств, могущих объективно свидетельствовать о том, что Бирюков И.А. подавал заявление в Военный комиссариат Московской области о поступлении на государственную таможенную службу до 12 февраля 2013 года, суду представлено не было; согласно расчету Военного комиссариата Московской области от 21 августа 2015 года N 7/3/482, представленного стороной ответчика в материалы дела, сумма задолженности Бирюкова И.А. перед Военным комиссариатом Московской области составляет ****,34 рублей; данный расчет является арифметически верным и Бирюковым И.А. по существу не опровергнут; тем самым с Бирюкова И.А. в пользу Военного комиссариата Московской области подлежит взысканию сумма переплаты пенсии в размере *****,34 рубля; таким образом, в удовлетворении заявленных Бирюковым И.А. исковых требований должно быть отказано, а заявленные Военным комиссариатом Московской области встречные исковые требования подлежат удовлетворению.
Данные выводы в апелляционном определении судебной коллегией мотивированы и соответствуют принципу единства судебной практики, определяемой Конституционным Судом Российской Федерации (в определении Конституционного Суда РФ от 05 ноября 2015 года N 2500-О-Р "По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы" разъяснено, что из пунктов 4 и 5 мотивировочной части постановления от 18 марта 2004 года N 6-П прямо следует, что в случае поступления на службу в таможенные органы (равно как и на иную правоохранительную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1) пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, - по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, - приостанавливается).
Одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, который требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено.
Правовая определенность предполагает уважение принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды разрешенного дела, который закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу решения только в целях проведения повторного слушания и принятия нового решения.
Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок и неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу. Отступления от этого принципа оправданы, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, противоположный подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают, в связи с чем предусмотренные положениями ст. 387 ГПК РФ основания для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по доводам кассационной жалобы истца Бирюкова И.А. в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы истца Бирюкова И.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 июня 2016 года по гражданскому делу по иску Бирюкова Игоря Анатольевича к Военному комиссариату Московской области о восстановлении права на получение пенсии за выслугу лет и возобновлении выплаты пенсии, по встречному иску Военного комиссариата Московской области к Бирюкову И.А. о возврате незаконно переплаченной пенсии за выслугу лет - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.