Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Керимова З.С. оглы, поступившую 03 августа 2016 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 июня 2016 года по делу по иску Керимова З.С. оглы к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области об обязании назначить и выплачивать трудовую пенсию по старости с сохранением пенсии по инвалидности,
установил:
Керимов З.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве об обязании назначить и выплачивать пенсию по старости с сохранением пенсии по инвалидности с 01.04.2015 г., мотивируя свои требования тем, что является инвалидом вследствие заболевания, полученного в период исполнения обязанностей военной службы при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем ему назначена и выплачивается пенсия по инвалидности. В марте 2015 г. истцу исполнилось 55 лет и он обратился с заявлением к ответчику о назначении пенсии по старости досрочно. Решением ответчика от 28 апреля 2015 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано ввиду отсутствия страхового стажа не менее 25 лет. Истец полагал отказ в назначении пенсии по старости незаконным, поскольку в силу закона граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности и по старости.
Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 09 декабря 2015 года в удовлетворении иска Керимова З.С. оглы - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 июня 2016 года постановлено:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 09 декабря 2015 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Керимова З.С. оглы к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области об обязании назначить и выплачивать пенсию по старости с 01 апреля 2015 года с сохранением пенсии по инвалидности - отказать.
В кассационной жалобе Керимов З.С. оглы просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 июня 2016 года.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из апелляционного определения, оно сомнений в законности не вызывает, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь его отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что Керимов З.С., *** рождения, является инвалидом *** группы в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС, получателем пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, инвалидность установлена бессрочно.
24 марта 2015 г. Керимов З.С., являясь получателем государственной пенсии по инвалидности, по достижению 55 летнего возраста, обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочно второй пенсии по старости как инвалиду в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС.
Решением ответчика N 3794 от 28 апреля 2015 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано ввиду отсутствия страхового стажа не менее 25 лет, по представленным документам страховой стаж истца на момент обращения за назначением второй пенсии составил 16 лет 9 месяцев 15 дней.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", подпункта 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что Керимов З.С., достигший возраста 55 лет, как инвалид вследствие чернобыльской катастрофы, приравненный по пенсионному обеспечению к инвалидам вследствие военной травмы, не имеет право на получение одновременно двух пенсий - по инвалидности и трудовой пенсии по старости, поскольку одновременное получение пенсии действующим законодательствам не предусмотрено, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции не согласилась, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, и отменила решение суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 29 Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
На основании п. 2 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста, предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет), инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
С 01 января 2015 года вступил в силу новый пенсионный закон "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 приведенного Закона со дня его вступления в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона "О страховых пенсиях" в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 и части 3 статьи 8 Закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, страховая пенсия по старости назначается при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях " страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 инвалидам вследствие военной травмы мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в данном случае назначение досрочной пенсии на основании Федерального закона "О страховых пенсиях" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении.
Аналогичные правовые основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости указанной категории получателям государственной пенсии по инвалидности в связи с военной травмой, предусматривались и Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В ходе рассмотрения дела установлено, что к моменту обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении и получении второй пенсии - трудовой пенсии по старости, Керимов З.С. достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 16 лет 9 месяцев 15 дней.
С учетом изложенного, судебная коллегия отменила решение суда первой инстанции и отказала в удовлетворении иска Керимова З.С. оглы, поскольку правовые основания для назначения истцу второй пенсии - трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом "О страховых пенсиях в Российской Федерации" отсутствуют, так как его страховой стаж составляет менее 25 лет.
Выводы судебной коллегии являются правильными, мотивированными и в жалобе по существу не опровергнуты.
Оснований для иного вывода не имеется.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание выводов суда апелляционной инстанции и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основанием к отмене определения судебной коллегии служить не могут, так как основаны на неверном толковании заявителем норм материального права.
При вынесении обжалуемого апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 июня 2016 года существенных нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Керимова З.С. оглы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 июня 2016 года по делу по иску Керимова З.С. оглы к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области об обязании назначить и выплачивать трудовую пенсию по старости с сохранением пенсии по инвалидности для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.