Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Максимовой Е.В.,
судей Кнышевой Т.В., Артюховой Г.М.,
при секретаре Илюткиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Максимовой Е.В..
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Поповой И.М., по доверенности Заец С.М., на решение Головинского районного суда г. Москвы от 09 февраля 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска Поповой И.М. к УФСИН России по г. Москве о признании решения незаконным - отказать,
установила:
Попова И.М. обратилась в суд с иском, просила признать незаконным решение комиссии УФСИН России по г.Москве, оформленное протоколом N * от 21 мая 2015 года в части принятия решения в отношении истца, устранить допущенное нарушение закона путем включения в списки постановленных на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Свои требования истец Попова И.М. мотивировала тем, что снятие ее с регистрационного учета по месту жительства не является действиями, ухудшающими жилищные условия, данные действия были произведены для целей получения компенсации за поднаем жилого помещения.
Истец Попова И.М. в судебное заседание не явилась, ее интересы представлял на основании доверенности Заец С.М., который исковые требования поддержал.
Представитель ответчика УФСИН России по г. Москве, по доверенности Куц А.С., в судебном заседании с иском не согласился, по тем основаниям, что истец намеренно ухудшила жилищные условия с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель истца Поповой И.М., по доверенности Заец С.М., по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель истца Поповой И.М., по доверенности Заец С.М. явился, доводы жалобы поддержал.
Представитель ответчика УФСИН России по г.Москве по доверенности Куц А.С. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке, полагая, что оно является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела.
Так, вопросы жилищного обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (статья 4).
Согласно части 2 пункта 3 статьи 4 Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник: является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
При рассмотрении дела, судом первой инстанции учтены вышеуказанные положения Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", и установлены следующие обстоятельства.
Попова И.М. является сотрудником уголовно-исполнительной системы, 26 февраля 2015 года обратилась в комиссию УФСИН России по г. Москве с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При подаче рапорта истцом были представлены документы, в соответствии с которыми комиссией УФСИН России по г. Москве были установлены следующие обстоятельства.
С 07 февраля 1995 года по 16 марта 2012 гола Попова И.М. была зарегистрирована по адресу: *, в квартире общей площадью * кв.м, принадлежащей на праве собственности матери истца Кожевниковой Л.В., которая по данному адресу не зарегистрирована. На момент выписки Поповой И.М. из указанного жилого помещения, в квартире по адресу: *, были зарегистрированы 2 человека Попова Е.А. и Попова И.М. По данному адресу Попова И.М. зарегистрирована по месту пребывания с 01 июня 2012 года по 01 июня 2017 года.
Отказывая в удовлетворении иска Поповой И.М., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что правовые основания для выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отсутствуют, т.к. Попова И.М. в течение 5 лет, предшествующих подаче рапорта, совершила действия, повлекшие ухудшение ее жилищных условий, поскольку в добровольном порядке отказалась от принадлежащего ей до 16 марта 2012 года самостоятельного права пользования квартирой по адресу: *.
Обеспеченность жилым помещением Поповой И.М. до 16 марта 2012 года по адресу: *, превышала * кв.м на одного члена семьи собственника, то есть до 16 марта 2012 года у истца отсутствовало право на получение единовременной социальной выплаты.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, истец ссылается на тот факт, что снимаясь с регистрационного учета по прежнему месту жительства, истец преследовала цель получения компенсации за поднаем жилого помещения, а не приобретения права стоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, ее действия совершены до принятия ФЗ N 283-ФЗ.
Данный доводы нельзя признать обоснованными в силу следующего.
Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
До вступления в действие ФЗ N 283-ФЗ сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы IВыполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы", в соответствии с которым также учитывались действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к ухудшению жилищных условий.
Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19.04.2007 N 258-О-О указал, что намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия граждан, направленные на создание искусственного ухудшения жилищных условий, если указанные действия привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. То есть намеренное ухудшение жилищных условий - это злоупотребление правом, которое заключается в использовании гражданами субъективного права в противоречие с его социальным назначением.
Попова И.М. 16.03.2012 г. при наличии постоянной регистрации месту жительства, являясь членом семьи собственника жилого помещения, при наличии права пользования жилой площадью и соответственно права проживания совместно с матерью, добровольно по собственной инициативе снимается с регистрационного учета в связи переменой места жительства.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями действующего жилищного законодательства, Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт ухудшения истцом жилищных условий, в связи с чем обоснованно посчитал, что отказ ответчика в принятии истца на учет для получения единовременной выплаты является правомерным.
Оценивая законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, которым дана надлежащая правовая оценка, и сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующими и подлежащими применению к спорным правоотношениям. Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, представленными в материалы дела, в соответствии с требованиями части 4 статьи 198 ГПК РФ убедительно мотивированы; решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям материального закона.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Головинского районного суда г. Москвы от 09 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.