Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Владимировой Н.Ю.,
судей Нестеровой Е.Б., Пильгановой В.М.,
при секретаре Попугаеве М.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю.,
гражданское дело по апелляционной жалобе * на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 15 апреля 2016 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований * к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 8 по г.Москве и Московской области об оспаривании решения, обязании включить периоды работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости по пп.13 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 г., взыскании судебных издержек отказать.,
установила:
П* Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия специального стажа, с данным решением истец не согласна, считая, что имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям пп.13 п.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях".
Истец, представитель истца в судебное заседание явились, иск поддержали.
Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области в суд явился, иск не признал.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит П* Н.В.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав П*Н.В., представителя П*Н.В., представителя ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и МО, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно позиции 12003000-11217, подраздела 3 (гражданская авиация) раздела XXI (Транспорт) Списка N 1, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, право на досрочное пенсионное обеспечение имеют бортпроводники.
В силу п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации
В соответствии с пп. 13 ч.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, П*Н.В. работала в ОАО "Авиационная компания "*" в должности бортпроводника-стажера с 08.08.2003 г., в должности бортпроводника с 19.09.2003 г. , в должности старшего бортпроводника с 21.04.2008 г. , в должности бортпроводника-инструктора с 01.12.2009 г., в должности заместителя начальника отделения двенадцатого Службы бортпроводников Департамента сервиса с 01.12.2010 г., в должности старшего инструктора-проводника бортового второго отделения с 01.03.2014 г. , что подтверждается трудовой книжкой истца, справками работодателя.
Также судом установлено, что 27.11.2015 Пименова Н.В., ***г.р., обратилась в пенсионные органы с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии, в чем ей было отказано из-за отсутствия права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п.13 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях" , имеется указание на то, что досрочная страховая пенсия по старости бортпроводникам назначается по Списку N 1 раздел XXI - Транспорт, п.3, код 12003000-11217, без подтверждения налета часов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 56 Воздушного кодекса РФ, исходил из того, что бортпроводники составляют не летный, а кабинный экипаж, в связи с чем, правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" , п.13 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях" не обладают.
Выводы, изложенные в решении суда, мотивированы, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, нормам материального, процессуального права, подлежащих применению при разрешении рассматриваемого спора и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
В соответствии со ст. 56 Воздушного кодекса РФ, экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Как следует из буквального толкования п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ, летный состав гражданской авиации - это летный экипаж воздушного судна, в который входят командир и другие лица летного состава, при этом бортпроводники к летному составу не относятся.
Конституционный Суд РФ в определении от 19.03.2009 N 260-О-О разъяснил, что Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459, применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение. Разделение п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, так как он отвечает требованиям действующего законодательства.
Доводы жалобы о том, что бортпроводники в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна, а действующее пенсионное законодательство относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости всех членов экипажа воздушного судна, поскольку основным критерием в данном случае является осуществление полетов в составе экипажа воздушного судна независимо от принадлежности к кабинному или летному экипажу, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Другие доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Симоновского районного суда г.Москвы от 15 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.