20 июля 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грибовой Е.Н., судей Гончаровой О.С., Аванесовой Г.А., при секретаре Волковой М.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционному представлению Пресненского межрайонного прокурора Центрального административного округа г. Москвы в лице старшего помощника Гавшиной Е.С. на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 16 марта 2016 года, которым постановлено:
- В удовлетворении исковых требований Прокурора Западного административного округа города Москвы в интересах Хохловой В.Ф. к ДГИ по Москве о признании незаконным бездействия, обязании принять на жилищный учет и предоставить жилую площадь - отказать,
установила:
Прокурор Западного административного округа города Москвы обратился в суд с исковым заявлением в интересах Хохловой В. Ф. к Департаменту городского имущества города по Москве с требованиями о признании незаконным бездействия, обязании принять на жилищный учет и предоставить жилую площадь. В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру Западного административного округа г. Москвы обратилась вдова участника Великой Отечественной войны инвалид 2 группы Хохлова В.Ф. с заявлением о нарушении жилищных прав. Хохлова В.Ф., <_> года рождения, гражданка Российской Федерации, пенсионерка по старости, инвалид 2 группы, зарегистрирована по адресу: <_> . С <_> года она состояла в браке с Х, <_> года рождения, участником боевых действий в Великой Отечественной войне, проходившим военную службу в составе Действующей Армии с <_>года. После смерти мужа в другой брак Хохлова В.Ф. не вступала. Имеет удостоверение N <_>, <_> Управлением социальной защиты населения района Кунцево города Москвы, удостоверяющее право на льготы члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны. До <_>года по адресу<_>, Хохлова В.Ф. проживала постоянно в доме, в котором ей и сыну на праве собственности в порядке наследования после смерти мужа, принадлежала половина дома. Во второй части дома на праве собственности проживала сестра мужа со своей семьей, а после ее смерти права собственности в порядке наследования перешло ее детям. Хохлова В.Ф. проживала в частном жилом фонде, где на праве собственности владела долей в праве собственности на домовладение без выдела долей. В <_>года дом сгорел в результате пожара. Огнем было уничтожено все имущество, само домовладение, хозяйственные постройки, личные документы и имущество Хохловой В.Ф. Из объяснений Хохловой В.Ф. следует, что поскольку жить ей негде, родственники восстановили крышу над полусгнившей кухней, где она и дочь Б. - пенсионер по старости, осуществляющая за ней уход, провели зиму, так как переезжать ей некуда. Другого жилья, иных объектов недвижимости Хохлова В.Ф. не имеет. Возможности предоставить Хохловой В.Ф. площадь для проживания ее родственники также не имеют. Кроме того, Хохлова В.Ф. по указанному адресу обладала самостоятельным правом собственности в порядке наследования. Фактически в настоящее время Хохлова В.Ф. проживает в несанкционированной постройке, не являющейся жилым помещением, на остатках сгоревшего дома. После пожара Хохлова В.Ф, неоднократно обращалась в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и органы исполнительной власти города Москвы с просьбой предоставить любое жилье для проживания, в чем ей было отказано, так как на жилищном учете она не состоит. В силу возраста и состояния здоровья, восстановить сгоревший дом Хохлова В.Ф. не может, материальной возможности обеспечить восстановительные работы как собственник жилья не имеет. Кроме того, из объяснений Хохловой В.Ф. следует, что домовладение принадлежало на праве собственности нескольким лицам, не являющимся членами одной семьи, в связи с чем, восстановление дома как объекта общедолевой собственности практически невозможно. Из материалов проверки, в том числе акта обследования материально-бытовых условий, справки о пожаре от <_>года, документов переписки Префектуры округа, Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и Управления социальной защиты населения Западного административного округа города Москвы, фотоматериалов, представленных Хохловой В.Ф., следует, что она проживает во временной постройке на месте сгоревшего дома, не являющейся жилым помещением и не пригодной для постоянного проживания, то есть фактически жилья не имеет. Хохлова В.Ф. обратилась к прокурору с заявлением о предъявлении в ее интересах иска к Департаменту городского имущества города Москвы о защите жилищных прав, принятии на жилищный учет и предоставлении жилого помещения. Хохлова В.Ф. проживает в городе Москве постоянно по месту жительства более 10 лет, имеет удостоверение члена семьи (вдовы) умершего участника Великой Отечественной войны установленного образца, дающее право на жилищные льготы. При обращении в жилищные органы с заявлением имела право на постановку на жилищный учет и обеспечение жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.". Оснований для отказа Хохловой В.Ф. в постановке на учет и предоставлении жилой площади по договору социального найма, изложенные в ответе Департамента жилищной политики жилищного фонда города Москвы от <_>о превышении учетной нормы на ее семью, состоящую из 6 человек, то есть свыше 10 кв.м. площади жилого помещения на каждого, не соответствуют фактическим обстоятельствам. На основании изложенного, Прокурор Западного административного округа города Москвы просил суд признать незаконным бездействие Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы при рассмотрении обращения вдовы умершего участника Великой Отечественной войны Хохловой В.Ф. об обеспечении ее жилым помещением; обязать Департамент городского имущества города Москвы в установленном порядке принять Хохлову В.Ф. на жилищный учет и предоставить ей жилую площадь с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 07мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.".
Истец в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Хохлова В.Ф. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащем образом.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, пояснив, что правовых оснований, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." для принятия заявителя на жилищный учет не имеется.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного, просит Пресненский межрайонный прокурор Центрального административного округа г. Москвы в лице старшего помощника Гавшиной Е.С. по доводам, изложенным в апелляционном представлении.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, как постановленного с учетом фактических обстоятельств и норм действующего закона.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается представленными доказательствами, что Хохлова В.Ф., <_>года рождения, является пенсионеркой по старости, инвалидом второй группы, имеет удостоверение N <_>Управлением социальной защиты населения района Кунцево города Москвы, удостоверяющее право на льготы члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны.
С <_>Хохлова В.Ф. состояла в браке с Хохловым С.С., участником боевых действий в Великой Отечественной войне. В <_> году Хохлов С.С. умер.
Из материалов дела следует, что Хохловой В.Ф. принадлежит на праве общей совместной собственности 2/6 доли в жилом доме площадью <_>кв.м. по адресу: <_>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного 1 Московской городской нотариальной конторой, реестровый N <_>.
Согласно выписки из домовой книги, по указанному адресу по месту жительства зарегистрированы: Хохлова В.Ф., Б., Г., Г., М., <_> ода рождения, М.
Из справки ГУП г.Москвы ТБТИ от <_>года следует, что в результате пожара <_>года, дом, в котором в настоящее время зарегистрирована Хохлова В.Ф. с семьей из шести человек, сгорел, неразрушенными остались пристройка к дому и веранда.
<_>года Хохлова В.Ф. обратилась в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с заявлением о предоставлении ее семье жилой площади взамен сгоревшего частного домовладения.
<_>года в ответ на вышеуказанное обращение, письмом Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы N <_>, Хохловой В.Ф. было сообщено об отсутствии оснований для постановки ее семьи из шести человек на жилищный учет, ввиду превышения учетной нормы более 10 кв.м. жилой площади на одного человека. Заявителю было разъяснено, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" подлежат обеспечению жилыми помещениями за счет федеральных средств ветераны Великой Отечественной войны, состоящие на жилищном учете. Порядок и условия постановки на жилищный учет граждан установлены Законом города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в соответствии с которым постановке на жилищный учет подлежат, если размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, не превышает учетную норму (для отдельных квартир учетная норма установлена в размере 10 кв.м.). Для установления уровня обеспеченности жилой площадью в целях постановки на жилищный учет, учитывается вся занимаемая площадь, в том числе площадь лоджий, балконов и других вспомогательных помещений. Ветераны Великой Отечественной войны, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны признаются надающимися в жилых помещениях без необходимости подтверждения статуса малоимущих.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", и обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что семья Хохловой В.Ф. в составе шести человек постановке на жилищный учет не подлежит из-за превышения учетной нормы - более 10 кв.м. площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, суд пришел к выводу, что решение было принято надлежащим органом, в пределах компетенции Департамента, оснований для принятия Хохловой В.Ф. на жилищный учет и предоставления ей жилой площади с учетом положений Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", не имеется.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствует требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным Законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что правом на обеспечение жилым помещением обладают участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, порядок предоставления которых устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в ст. 8 настоящего Закона, если они подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29, жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, если размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого указанного в заявлении члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы.
В соответствии с п. п. 1, 3, 4 ст. 9 указанного Закона, в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования или правом собственности, и делится на количество членов семьи. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
Не согласившись с постановленным решением суда первой инстанции, в апелляционном представлении прокурор ссылается на бездействие Департамента городского имущества города Москвы, поскольку фактически жилой дом по адресу: <_>, уничтожен, в связи с чем, у суда и Департамента городского имущества не имелось законных оснований учитывать существовавшее ранее право при расчете нормы обеспеченности жилыми помещениями Хохловой В.Ф., и судом не применены положения ст. 235 ГК РФ.
Указанные доводы апелляционного представления судебная коллегия находит несостоятельными в силу следующего.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, Хохловой В.Ф. принадлежит на праве собственности 2/6 доли в жилом доме площадью <_>кв.м. по адресу: <_>, где она зарегистрирована по месту жительства. <_>года произошел пожар, в результате, которого сгорел дом N <_>.
В соответствии со ст. 210, 211 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 6 ст. 20 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости.
Частью 1 статьи 23 указанного закона предусмотрено, что снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Таким образом, лица, чье имущество частично или полностью уничтожено вследствие пожара, обращаются в уполномоченный орган с подтверждающими документами о прекращении существования объекта недвижимости и снятии объекта недвижимого имущества с кадастрового учета.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено доказательств того, что объект гражданских прав уничтожен в результате пожара, в связи с чем, оснований не принимать к учету жилой дом площадью <_>кв.м. по адресу: <_> при определении уровня обеспеченности площадью жилого помещения Хохловой В.Ф., не имеется.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что заявление Хохловой В.Ф. к Департаменту городского имущества города Москвы содержит в себе просьбу о предоставлении жилой площади взамен сгоревшего дома на состав ее семьи, а не на нее одну. Данное обращение было рассмотрено исходя из состава семьи Хохловой В.Ф. из шести человек, тогда как, обращаясь с настоящим исковым заявлением, Прокурор Западного административного округа города Москвы просил принять на жилищный учет только Хохлову В.Ф.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств, что в свою очередь не может являться основанием для отмены постановленного решения суда.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление Пресненского межрайонного прокурора Центрального-административного округа г.Москвы в лице старшего помощника Гавшиной Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.