Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Владимировой Н.Ю.
судей Лобовой Л.В., Нестеровой Е.Б.
при секретаре Клочкове М.А.,
с участием прокурора Левенко С.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. гражданское дело по апелляционной жалобе * Е.С. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 26 января 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Прокуратуры Северо-Восточного административного округа города Москвы в интересах * Е* С* к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы об обязании обеспечить тренажером "MOTOMED" в срок до 01 февраля 2016 года отказать.
установила:
Прокурор СВАО города Москвы, действующий в интересах * Е.С., обратился в порядке ст. 45 ГПК РФ в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы об обязании обеспечить истца * Е.С. тренажером "MOTOMED" в срок до 01 февраля 2016 года, ссылаясь на нарушение прав истца, инвалида I группы, выразившиеся в необеспечении ответчиком средством реабилитации в виде тренажера "MOTOMED" в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР).
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец * Е.С.
Проверив материалы дела, заслушав истца, представителя ответчика по доверенности *И.С., представителя третьего лица ГБУ города Москвы "Ресурсный центр для инвалидов" по доверенности Б* А.Р., прокурора, полагавшего, что решение подлежит отмене, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Согласно ч. 15 ст. 11.1 указанного Федерального закона перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В соответствии с данным Перечнем, тренажеры "МОТОМЕД" не включены в указанный федеральный перечень.
Закон г. Москвы от 26.10.2005 г. N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве" на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных правовых актов города Москвы регулирует отношения, связанные с предоставлением инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности дополнительных мер социальной поддержки по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации, обеспечению техническими средствами реабилитации, воспитанию и образованию, содействию их занятости (далее - меры социальной поддержки).
Согласно ст. 1 указанного Закона его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Закона.
В силу ч. 1 ст. 4 Закон г. Москвы от 26.10.2005 г. N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве" меры социальной поддержки предоставляются следующим гражданам: 1) инвалидам I, II, III групп (независимо от причины инвалидности); 2) детям-инвалидам; 3) лицам, не признанным в установленном порядке детьми-инвалидами и инвалидами I, II, III групп, но имеющим временные или постоянные ограничения жизнедеятельности и нуждающимся в мерах социальной поддержки.
Согласно ст. 5 данного Закона меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются без оплаты или на льготных условиях.
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Москвы.
Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются гражданам по месту их жительства на основании личного заявления или заявления их законных представителей.
В соответствии со ст. 8 Закона г. Москвы от 26.10.2005 г. N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве" технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия предоставляются инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности исходя из медицинских показаний с учетом социальных критериев.
Медицинские показания инвалидам определяются в порядке, установленном федеральным законодательством, другим лицам с ограничениями жизнедеятельности - лечебно-профилактическими учреждениями.
Социальными критериями являются: 1) степень ограничений жизнедеятельности; 2) уровень реабилитационных возможностей; 3) возможность социальной интеграции.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.09.2015 г. N 566-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы", Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми; организации предоставления жителям города Москвы социальных услуг, психологической помощи; профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; реализации мероприятий по преодолению сиротства и устройству детей, лишенных родительского попечения, в семью; организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; содействию занятости населения, трудовой миграции; охране труда и защите от безработицы; предоставлению в указанной сфере государственных услуг; координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы при реализации государственной политики в сфере демографии.
Ранее постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 г. N 446-ПП было утверждено Положение о Департаменте социальной защиты населения города Москвы, который осуществлял аналогичные функции по реализации государственной политики в сфере социальной защиты граждан.
Постановлением Правительства Москвы от 25.08.2009 г. N 841-ПП "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия (кроме зубных протезов), за счет субвенций из федерального бюджета" в целях реализации Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части федеральных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2065-р, а также повышения качества и эффективности деятельности органов государственной власти по реабилитации инвалидов , утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия (кроме зубных протезов), за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с федеральным законодательством, согласно приложению 1 к настоящему постановлению; Перечень технических средств реабилитации, получаемых через отделения социальной реабилитации инвалидов центров (комплексных центров) социального обслуживания Департамента социальной защиты населения города Москвы, Государственное бюджетное учреждение "Ресурсный Центр для инвалидов" Департамента социальной защиты населения города Москвы и изготавливаемых протезно-ортопедическими предприятиями, имеющими договорные отношения с Департаментом социальной защиты населения города Москвы по итогам проведенного конкурса на размещение государственного заказа на оказание протезно-ортопедической помощи населению, согласно приложению 2 к настоящему постановлению; Перечень технических средств реабилитации медицинского назначения, выдаваемых учреждениями Департамента здравоохранения города Москвы, согласно приложению 3 к настоящему постановлению.
В соответствии с данным Постановлением финансирование расходов на исполнение передаваемых уполномоченным органам Правительства Москвы части федеральных полномочий осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету города Москвы в форме субвенций на указанные цели.
Согласно ст. 6 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, технические средства предоставляются в день обращения инвалида (лица, представляющего его интересы). В случае отсутствия технического средства в наличии в день обращения отделение социальной реабилитации центра (комплексного центра) социального обслуживания, Государственное бюджетное учреждение "Ресурсный Центр для инвалидов" Департамента социальной защиты населения города Москвы рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в письменной форме уведомляет инвалида о постановке его на учет по обеспечению техническим средством. Отделение социальной реабилитации центра (комплексного центра) социального обслуживания в течение 5 дней после поступления необходимого технического средства осуществляет его выдачу инвалиду (лицу, представляющему его интересы). Осуществляются индивидуальный подбор технического средства и обучение пользованию им.
Постановлением Правительства Москвы от 06.09.2011 г. N 420-ПП утверждена программа города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012 - 2018 годы" которой, предусмотрен определенный объем бюджетных средств на закупку технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Закупка технических средств реабилитации всех видов (как включенных в федеральный Перечень, так и предоставляемых как дополнительная мера социальной поддержки инвалидов в Москве) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по исполнению индивидуальной программы реабилитации инвалидов в части предоставления технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации права на обеспечение техническими средствами, определяют источник и объемы финансирования для приобретения технических средств, а также порядок реализации гражданами права на получение технических средств, которые не входят в федеральный Перечень.
Обращение гражданина, нуждающегося в техническом средстве реабилитации, не входящего в федеральный Перечень, является юридическим фактом, обуславливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой технические средства реабилитации должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан техническими средствами реабилитации, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2014 г. N 686-О).
Право на получение технических средств реабилитации имеют в равной степени все лица, указанные в ст. 8 Закона г. Москвы от 26.10.2005 г. N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве", внеочередное или первоочередное обеспечение техническими средствами реабилитации кого-либо из этих категорий данный Закон не предусматривает.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, *Е.С. , *** года рождения, является инвалидом I группы и состоит на учете в отделении социальной реабилитации инвалидов филиала "***" ГБУ ТЦСО "***" с 2009 года.
Согласно индивидуальной программе реабилитации, выданной истцу 22 ноября 2013 года филиалом N 65 ГБ МСЭ по городу Москве общего профиля, в перечень мероприятий медицинской реабилитации включен тренажер "Motomed" сроком проведения - бессрочно, в качестве исполнителя указанного мероприятия значатся органы социальной защиты, Департамента социальной защиты населения г. Москвы.
16 января 2014 года истец встала на учет в ГБУ РЦИ для получения тренажера "Motomed".
08 июля 2015 года истец обратилась через интернет-приемную в прокуратуру города Москвы с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования в интересах гражданина, в котором просила провести проверку соблюдения требований федерального законодательства в отношении исполнения Департаментом социальной защиты населения г. Москвы государственных гарантий прав истца как инвалида первой группы на все виды социальной защиты и помощи, и обязать Департамент социальной защиты населения г. Москвы обеспечить истца в ближайшие сроки тренажером "Motomed" согласно ИПР на условиях аренды за счет средств городского бюджета до момента предоставления такого тренажера в собственность.
На момент проведения прокурорской проверки * Е.С. тренажером "Motomed" не обеспечена.
Из материалов дела также следует, что между истцом и ответчиком велась переписка относительно предоставления истцу тренажера "Motomed", из которой следует, что ответчиком истцу было разъяснено, что указанный тренажер является дополнительной мерой социальной поддержки инвалидов в городе Москве, реализуемый за счет средств городского бюджета в соответствии с законом г. Москвы от 26.10.2005 г. N55; также о порядке закупок указанного тренажера согласно с Федеральным законом от 05.04.2013 N44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; что в рамках текущих контрактов все изделия запланированы к выдаче с учетом очередности, с учетом *** человек нуждающихся в тренажере "Motomed", из которых истец под номером ***, согласно письму от 23.05.2014 г.; что дополнительная закупка тренажеров "Motomed"в 2014 году не предусмотрена; что компенсация понесенных расходов за приобретение или аренду тренажера не предусмотрена; что закупка тренажера "Motomed" в 2015 году в постоянное пользование не запланирована, в связи с чем прорабатывается вопрос закупки аналога данного тренажера; что внеочередное обеспечение техническими средствами реабилитации заявителей производится из числа ветеранов Великой Отечественной войны.
Вместе с тем, из переписки следует, что одним из аргументов истца является наличие гарантийного письма, выданного Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы, на основании которого тренажер "Motomed" был включен МСЭ в перечень мероприятий медицинской реабилитации ИПР истца, и с учетом которого, по мнению истца, ответчик должен был произвести закупку тренажеров "Motomed" в соответствующем количестве.
Судом также установлено, что в 2014-2015 годах ДТСЗН города Москвы были заключены государственные контракты на предоставление инвалидам во временное пользование тренажеров "Motomed", закупка указанных тренажеров в постоянное пользование запланирована не была.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку ответчик не обеспечил истца тренажером "Motomed" по объективным причинам, при этом право на получение технического средства реабилитации в порядке, предусмотренном действующим законодательством, за истцом сохранено.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, поскольку они подтверждаются материалами дела, соответствуют положениям действующего законодательства.
Доводы истца о несогласии с выводами суда, основанием для отмены решения не являются, так как не основаны на законе и направлены на переоценку представленных доказательств.
Довод апелляционной жалобы о том, что имеется гарантийное письмо, выданное Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы, на основании которого тренажер "Motomed" был включен МСЭ в перечень мероприятий медицинской реабилитации ИПР истца, и с учетом которого, по мнению истца, ответчик должен был произвести закупку тренажеров "Motomed" в соответствующем количестве не может служить основанием для отмены решения суда, так как в рамках государственной программы города Москвы " Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы" предусмотрен определенный объем бюджетных средств на закупку технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности; с учетом увеличения нуждаемости инвалидов в технических средствах реабилитации, входящих в Федеральный перечень, закупка тренажеров "Motomed" в 2015 г. не предусмотрена.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 26 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.