Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Владимировой Н.Ю.,
и судей Лобовой Л.В., Мызниковой Н.В.
при секретаре Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе П.Т.Я. на решение Нагатинского районного суда г.Москвы от 02 марта 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований П.Т.Я. к Управлению социальной защиты населения Южного административного округа города Москвы о нарушении прав - отказать.
установила:
П.Т.Я. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения района Братеево г.Москвы, в котором с учетом уточнений, просила обязать ответчика прекратить удерживать с нее денежные средства, обязать ответчика возвратить удержанные денежные средства за период с 01.04.2014 г по 29.02.2016 г в размере **** руб.
В обоснование заявленных требований П.Т.Я. указала, что с марта 2008 г получает бессрочную пенсию по инвалидности, до апреля 2014 г истцу начислялась региональная социальная доплата к пенсии. Мотивируя тем, что истец своевременно не сообщила о снятии с регистрационного учета по месту жительства в городе Москве, и как следствие образовалась переплата региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.04.2014 г по 29.03.2015 г в сумме ***** руб., ответчиком удерживается данная переплата с 01.06.2015 г по ***% от положенной к выплате суммы до полного погашения долга. Весь спорный период истец была зарегистрирована в г.Москве. В июне 2015 г обратилась с заявлением к ответчику с просьбой сообщить на основании какого акта производятся удержания, ответа не получила. Из-за неправомерных действий ответчика истец не смогла воспользоваться положенным санаторным лечением.
Определением Нагатинского районного суда г.Москвы от 09 февраля 2016 г произведена замена ненадлежащего ответчика Управления социальной защиты населения района Братеево города Москвы на надлежащего Управление социальной защиты населения Южного административного округа города Москвы.
В судебном заседании истец, ее представитель по доверенности Пономарев В.В. заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика по доверенности Ишкина И.Н. в судебном заседании иск не признала по доводам письменных возражений.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец П.Т.Я. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения истца, ее представителя по доверенности Пономарева В.В., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика по доверенности Ишкину И.Н., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ч.6 ст.330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что П.Т.Я., **.**.*** года рождения, была зарегистрирована по адресу: г.Москва, ул.****, д.*, ***, ***.
01.01.2010 г П.Т.Я. назначена региональная социальная доплата к пенсии до величины городского социального стандарта в соответствии с Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 г N 1268-ПП.
04.04.2015 г П.Т.Я. обратилась в Центр государственных услуг "Мои документы" района Братеево и предоставила паспорт, в котором имеется отметка о снятии 19.03.2014 г с регистрационного учета по месту жительства по адресу: г.Москва, *****, д.*, ***, *** и о регистрации по месту жительства 30.03.2015 г по адресу: пос.****, п.****, ул.****, д.***, *** (присоединенная к Москве территория).
В соответствии с протоколом ОСЗН района Братеево ЮАО г.Москвы N **** от 13.04.2015 г установлена переплата региональной социальной доплаты к пенсии П.Т.Я. за период с 01.04.2014 г по 29.03.2015 г в сумме **** руб., с 01.06.2015 г удерживается по ***% из положенной П.Т.Я. к выплате суммы до полного погашения долга, что составляет **** руб.
При этом, при расчете переплаты ответчиком учтено право П.Т.Я. на получение региональной социальной доплаты к пенсии до прожиточного минимума пенсионера как неработающего пенсионера, получающего пенсию в городе Москве и не зарегистрированного в городе Москве по месту жительства в соответствии с п.5 и п.7 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку основания для принятия ответчиком решения об удержании денежных средств имелись, учитывая, что истец, являясь получателем ежемесячной доплаты к пенсии, в период с 19.03.2014 г по 30.03.2015 г не была зарегистрирована в г.Москве.
Согласно ст.1 Федерального закона от 17.07.1999 г N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
На основании ч.1 ст.5 Федерального закона от 17.07.1999 г N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи является принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными данным Федеральным законом, а также разработка и реализация государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Таким образом, Правительство Москвы вправе определять направления расходования средств бюджета города Москвы и определять круг лиц, которым оказывается социальная поддержка за счет средств городского бюджета.
Положениями ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Назначение региональной социальной доплаты к пенсии в городе Москве как субъекте Российской Федерации производится в соответствии с Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 г N 1268-ПП.
В соответствии с п. 5 указанного Порядка право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию в городе Москве и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 33.1 Порядка при снятии пенсионера с регистрационного учета по месту жительства в городе Москве региональная социальная доплата к пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило данное обстоятельство.
Обязанность гражданина в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера, установлена в п. 41 указанного Порядка.
В случаях, если несвоевременное выполнение обязанности, указанной в п.41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, в соответствии с пп. "а" пункта 42 Порядка орган социальной защиты населения определяет сумму переплаченных средств и выносит решение об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты.
При таких данных, оспариваемое истцом решение об удержании переплаты принято в пределах компетенции ответчика и в порядке, установленном действующим законодательством.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы П.Т.Я. не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного решения, поскольку направлены на иное толкование действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы истца правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нагатинского районного суда г.Москвы от 02 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Т.Я. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.