Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Дорохиной Е.М., Канивец Т.В.,
при секретаре Левиной В.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Эльдарова А.М. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 11 апреля 2016 года, которым постановлено:
Возложить обязанность на Департамент городского имущества г.Москвы восстановить Уразметову Е*И*, Уразметову Ю*Л* на жилищном учете по категории "общие основания" с сохранением года постановки на учет с *** г.,
установила:
Уразметова Е.И., Уразметова Ю.Л. обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о восстановлении на жилищном учете по категории "общие основания" с сохранением года постановки на учет с *** года.
Требования мотивированны тем, Уразметова Е.И. в составе семьи из двух человек (она, *** Уразметова Ю.Л.) с *** года состояли на жилищном учете на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья по категории "общие основания", учетное дело N ***. На основании распоряжения Префекта ЦАО г.Москвы N *** от 15 октября 2007 года истцам была предоставлена безвозмездная субсидия в размере *** руб. *** коп., срок действия выданного свидетельства N *** установлен до 14 апреля 2008 года, в связи с чем истцы были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Полученная субсидия использована истцами для оплаты предварительной стоимости квартиры по заключенному 18 декабря 2007 года с ЗАО "***" предварительному договору - субсидия N ***. Решением Гагаринского районного суда г.Москвы от 20 апреля 2012 года указанный договор расторгнут, денежные средства в размере *** руб. *** коп. взысканы с ЗАО "***" в пользу бюджета г.Москвы, в связи с чем истцы обратились в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы с заявлением о восстановлении на жилищном учете, на что истцам было рекомендовано обратиться в установленном законом порядке с заявлением о постановке на жилищный учет. Полагая свои права нарушенными, истцы просили суд обязать Департамент городского имущества г.Москвы восстановить Уразметову Е.И. и Уразметову Ю.Л. на жилищном учете по категории "общие основания" с сохранением года постановки на учет с 02 ноября 1995 года.
Истец Уразметова Е.И., а также представитель истцов Уразметовой Е.И. и Уразметовой Ю.Л. по доверенности Куплинов А.Н. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Эльдаров А.М. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил суд в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в возражениях на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Эльдаров А.М., ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Уразметовой Ю.Л., представителя истцов Уразметовой Е.И. и Уразметовой Ю.Л. по доверенности Куплинова А.Н., представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы Соколинской И.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Уразметова Е.И., *** года рождения, и ее *** Уразметова Ю.Л., *** года рождения, с *** зарегистрированы в общежитии по адресу: ***, где занимают койко-место.
С 02 ноября 1995 года семья Уразметовой Е.И. состояла на учете по улучшению жилищных условий в районе "***" по категории "общие основания", учетное дело N ***.
Согласно распоряжению главы управы района "***" от 15 сентября 1999 года N *** Уразметова Е.И. в составе семьи из 2-х человек (она, *** Уразметова Ю.Л.) приняты на учет на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Распоряжением Префекта Центрального административного округа г. Москвы N *** от 15 октября 2007 года, в соответствии с Законом города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", рекомендацией общественной жилищной комиссии Центрального административного округа от 03 октября 2007 года (протокол N 38), Уразметовой Е.И. на семью из 2-х человек (она, *** Уразметова Ю.Л.) предоставлена безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья в размере 70% при норме предоставления площади жилого помещения 36,0 кв.м, с освобождением занимаемой жилой площади и снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как установлено судом, на основании указанного распоряжения Правительством г.Москвы Уразметовой Е.И. на семью в составе 2-х человек (она, *** Уразметова Ю.Л.), по свидетельству о предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья N ***, предоставлена безвозмездная субсидия в размере *** руб. *** коп., со сроком действия свидетельства до 14 апреля 2008 года.
В связи с предоставлением субсидии в соответствии с распоряжением Префекта ЦАО г. Москвы N *** от 15 октября 2007 года, истцы сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Полученную субсидию истцы использовали для оплаты предварительной стоимости квартиры, расположенной по адресу: ***, проектной площадью *** кв.м., заключив 18 декабря 2007 года с ЗАО "***" предварительный договор - субсидия N ***.
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 20 апреля 2012 года, вступившим в законную силу 24 июля 2012 года, удовлетворены исковые требования Уразметовой Е.И., Уразметовой Ю.Л. к ЗАО "***" о расторжении договора, обязании возвратить субсидии в бюджет г. Москвы, взыскании денежных средств.
Указанным решением предварительный договор-субсидия N *** от 18 декабря 2007 года, заключенный между Уразметовой Е.И., Уразметовой Ю.Л. и ЗАО "***", расторгнут, с ЗАО "***" в пользу бюджета г.Москвы взыскано *** руб. *** коп., в пользу Уразметовой Е.И. - *** руб. *** коп.
Из представленного в материалы дела ответа УДЖП и ЖФ ЦАО г. Москвы N *** от 26 октября 2011 года, полученного истцами на свое обращение по вопросу восстановления на жилищном учете, следует, что в соответствии с п.6 ст.32 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы, не воспользовавшиеся предоставленной субсидией, подлежат восстановлению на жилищном учете с сохранением года постановки на учет при возврате субсидии в бюджет г.Москвы. Поскольку в настоящее время в бюджет г. Москвы средства субсидии в размере *** руб. *** коп. не перечислены, вопрос о восстановлении семьи истца на жилищном учете и предоставлении жилой площади по договору купли-продажи с рассрочкой платежа будет рассмотрен только при возврате субсидии в бюджет г. Москвы.
Согласно ответа Департамента городского имущества г.Москвы N *** от 22 июня 2015 года, на основании исполнительного листа по гражданскому делу N ***, выданного по решению Гагаринского районного суда от 20 апреля 2012 года, вступившего в законную силу 24 июля 2012 года, предметом исполнения которого являлось взыскание с ЗАО "***" субсидий в размере *** руб. *** коп., приставом-исполнителем Межрайонного отдела службы судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по г.Москве Сорокиным А.А. возбуждено исполнительное производство N***от 12 октября 2012 года. Согласно имеющейся информации, сумма указанной задолженности переведена на счет взыскателя 11 июня 2013 года двумя платежами в размере *** руб. *** коп. и *** руб. *** коп.
Из содержания письма начальника Управления экономики следует, что согласно уведомлению от 18 июня 2013 года N *** об уточнении вида и принадлежности платежа денежные средства в размере *** руб. *** коп. зачислены Управлением Федерального казначейства по г. Москве на лицевой счет Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в соответствии с платежным поручением от 13 июня 2013 N *** по коду бюджетной классификации *** (назначение платежа: "Перечисление средств в счет погашения долга взыскателю с ЗАО "***", исполнительный лист ВС N 020325870 от 29 августа 2012 года по и/п ***).
Согласно уведомлению от 18 июня 2013 года N *** об уточнении вида и принадлежности платежа денежные средства в размере *** руб. *** коп. зачислены Управлением Федерального казначейства по г. Москве на лицевой счет Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в соответствии с платежным поручением от 13 июня 2013 года N *** по коду бюджетной классификации *** (назначение платежа: "Перечисление средств в счет погашения долга взыскателю с ЗАО "***", исполнительный лист ВС N *** от 29 августа 2012 года по и/п ***).
Как установлено судом, 25 июня 2015 года Уразметова Е.И. повторно обратилась в ДГИ г. Москвы с просьбой о восстановлении на жилищном учете по основаниям, предусмотренным п.6 ст.32 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Из полученного истцом письменного ответа Департамента городского имущества г.Москвы N *** от 02 ноября 2015 года, следует, что поскольку семья истцов на жилищном учете и на учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений не состоит, то истцы вправе обратиться с заявлением о постановке на жилищный учет в Многофункциональный центр предоставления государственных услуг. Порядок предоставления жилой площади в городе Москве установлен законом для всех граждан. Органы исполнительной власти города Москвы осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством, законодательством города Москвы и не вправе делать исключения из предусмотренного законом порядка.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно пунктов 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В силу ст.ст.49-50 ЖК РФ постановка граждан на жилищный учет, предоставление жилых помещений, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов РФ.
В соответствии со ст. 14 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" право состоять на жилищном учете сохраняется за жителями города Москвы до предоставления им жилых помещений для заключения соответствующих договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, купли-продажи жилого помещения из жилищного фонда города Москвы с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств либо предоставления субсидий; до выявления предусмотренных статьей 15 данного Закона оснований для снятия их с жилищного учета.
В силу ст. 32 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" решение о предоставлении субсидии принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.
На основании решения о предоставлении уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы субсидии заявителю выдается свидетельство о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилых помещений (далее - свидетельство), подтверждающее, что на индивидуальный блокированный целевой счет гражданина будет в установленном порядке перечислена полагающаяся заявителю субсидия. Срок действия свидетельства не может превышать шесть месяцев со дня вынесения решения о предоставлении субсидии.
Приобретенное с использованием субсидии жилое помещение должно быть оформлено в общую собственность всех членов семьи, на которых рассчитана субсидия. В течение месяца после оформления права собственности на приобретаемое с использованием субсидии жилое помещение граждане обязаны освободить и передать городу Москве занимаемое жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных законом. В случае отказа от освобождения ранее занимаемых жилых помещений либо совершения действий, указанных в части 4 настоящей статьи и препятствующих их освобождению, решение о предоставлении субсидии подлежит отмене, а средства, перечисленные в виде субсидии, - возврату в бюджет города Москвы.
С момента принятия решения о предоставлении субсидии заявители обязаны: не осуществлять сделок с освобождаемым жилым помещением, влекущих прекращение или изменение права собственности; не производить вселение родственников и иных лиц (кроме случаев вселения несовершеннолетних детей по месту жительства родителя, получения субсидии для приобретения жилого помещения в дополнение к занимаемому).
Субсидия считается использованной с момента перечисления денежных средств на индивидуальный блокированный целевой счет гражданина.
Жители города Москвы, не воспользовавшиеся предоставленной субсидией, подлежат восстановлению на жилищном учете с сохранением года постановки на учет при возврате субсидии в бюджет города Москвы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался указанными нормами права и пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные исковые требования Уразметовой Е.И. и Уразметовой Ю.Л. подлежат удовлетворению.
Признавая, что истцы подлежат восстановлению на жилищном учете с сохранением даты постановки на учет, суд исходил из того, что жилищные условия истцов не изменились, предоставленной уполномоченным органом безвозмездной субсидией в размере *** руб. *** коп. для приобретения или строительства жилых помещений они фактически не воспользовались, указанные денежные средства возвращены в бюджет города Москвы.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы были предметом подробного изучения суда первой инстанции, повторяют доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 11 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Эльдарова А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.