Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Канивец Т.В., Дорохиной Е.М.,
при секретаре Левиной В.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С. дело по апелляционной жалобе истцов Матеевской Л.И., Матеевского Д.Ю., Матеевской А.Ю., Треба О.В., Матеевской Е.М. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 30 марта 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Матеевской Л*И*, Матеевского Д*И*, Матеевской А*Ю*, Треба О*В*, Матеевской Е*М* к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании предоставить субсидию на приобретение жилого помещения, - отказать,
установила:
Истцы Матеевская Л.И., Матеевский Д.Ю., Матеевская А.Ю., Треба О.В., Матеевская Е.М. обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании предоставить субсидию для приобретения жилого помещения. В обоснование заявленных требований истцы указали, что истцы в составе семьи из десяти человек (Матеевская Л.И., *** Матеевский Д.Ю., *** Матеевская Е.Д., *** года рождения, *** Матеевская А.Ю., *** Матеевский Д.О., *** года рождения, *** Матеевский М.С., *** года рождения, *** Ляхов П.И, *** года рождения, *** Матеевская Е.М., *** Матеевский З.Д., *** года рождения, *** Треба О.В.) состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2005 года по категории "циркуляр N27". В рамках государственной программы г.Москвы на среднесрочный период (2012-2016гг.) "жилище", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 454-ПП, в 2014 году семье истцов была предложена субсидия для приобретения жилого помещения, при расчете которой Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы была учтена площадь бывшего мужа истца Матеевской А.Ю. - П*, бывшей жены истца Матеевского Д.Ю. - П* и его сыну П*. Решением Коптевского районного суда г.Москвы от 22 декабря 2014 года, вступившим в законную силу 23 января 2015 года, произведенный расчет субсидий признан незаконным. Поскольку до настоящего времени право семьи истцов на получение субсидии для приобретения жилых помещений не реализовано, семья истцов после состоявшегося судебного решения поставлена в конец очереди на получение субсидии, истцы просили суд обязать Департамену городского имущества г.Москвы предоставить субсидию для приобретения жилого помещения вне очереди с момента вступления решения суда в законную силу, обязать не включать в расчет при предоставлении субсидии площадь бывшего мужа Матеевской А.Ю. - Л*, расположенную по адресу: ***.
Истцы Матеевская Е.М., Треба О.В., Матеевский Д.Ю., Матеевская Л.И., представляющая также по доверенности интересы истца Матеевской А.Ю., в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности Рассалова Е.Ю. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят истцы Матеевская Л.И., Матеевский Д.Ю., Матеевская А.Ю., Треба О.В., Матеевская Е.М.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истцов Матеевского Д.Ю., Матеевской Е.М., Треба О.В., Матеевской Л.И., представляющей также по доверенности интересы Матеевской А.Ю., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованием действующего законодательства и представленными доказательствами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцы в составе семьи из десяти человек (Матеевская Л.И., *** Матеевский Д.Ю., *** Матеевская Е.Д., *** года рождения, *** Матеевская А.Ю., *** Матеевский Д.О., *** года рождения, *** Матеевский М.С., *** года рождения, *** Ляхов П.И, *** года рождения, *** Матеевская Е.М., *** Матеевский З.Д., *** года рождения, *** Треба О.В.) состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2005 года по категории "циркуляр N27".
18 ноября 2013 года истцы обратились в Департамент городского имущества г.Москвы с заявлением о получении субсидий для приобретения жилых помещений.
В рамках государственной программы г.Москвы на среднесрочный период (2012-2016гг.) "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 454-ПП, ДЖП и ЖФ г.Москвы принято решение о предоставлении семье заявителя субсидии для приобретения жилого помещения, в связи с чем семья истцов в 2014 году включена в списки получателей субсидии.
Как установлено судом первой инстанции, уведомлением ДЖП и ЖФ г.Москвы от 29 августа 2014 года истцы приглашались на прием к специалисту Управления в срок до 12 сентября 2014 года по вопросу оформления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений с указанием перечня необходимых документов.
Указанным уведомлением истцам были также разъяснены последствия неявки к специалисту ДЖП и ЖФ г.Москвы в указанный срок.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в связи с непредоставлением своевременно в ДЖП и ЖФ г.Москвы необходимого пакета документов, семья истцов исключена из списка получателей субсидии.
Решением Коптевского районного суда г.Москвы от 22 декабря 2014 года, вступившим в законную силу 23 января 2015 года, признаны незаконными действия ДЖП и ЖФ г.Москвы при расчете субсидий для приобретения жилого помещения Матеевской А.Ю. со включением в указанный расчет жилых помещений, принадлежащих на праве собственности бывшему мужу Матеевской А.Ю. - П*, бывшей жене Матеевского Д.Ю. - П* и его сыну П*.
Письмом Департамента городского имущества г.Москвы от 17 апреля 2015 года истцам разъяснено, что вопрос о предоставлении субсидии будет рассмотрен в порядке очередности семей, изъявивших желание воспользоваться данным способом улучшения жилищных условий, исходя из даты принятия их на жилищный учет, с учетом даты подачи заявления о предоставлении субсидии, а также бюджетного финансирования на данные цели, номер семьи истцов в очереди по г.Москве на предоставление субсидии - ***.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из положений Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" и указал, что данный Закон устанавливает порядок и условия предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете и учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, или иным указанным в настоящем Законе категориям жителей города Москвы, а также регулирует отношения по осуществлению полномочий Российской Федерации в области обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, переданных для осуществления органам государственной власти города Москвы.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, сохраняют право на улучшение жилищных условий в соответствии с положением вышеуказанной статьи.
В соответствии со ст.17 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, исходя из времени принятия их на жилищный учет, за исключением категорий граждан, установленных настоящим Законом.
Вне очереди жилые помещения предоставляются жителям города Москвы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: жителям города Москвы, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, а также иным категориям жителей города Москвы, установленным федеральным законодательством; жителям города Москвы, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, установленной в рамках соответствующей городской жилищной программы. Предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы при переселении осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством. При переселении граждан, состоящих на жилищном учете, жилые помещения предоставляются им без учета даты признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.
Согласно ст. 18 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" за счет средств города Москвы обеспечивается право на жилые помещения жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и признанных нуждающимися в жилых помещениях, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, а также иных граждан в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы, за исключением граждан, указанных в статье 19 настоящего Закона.
Обеспечение прав жителей города Москвы в соответствии с настоящим Законом осуществляется в пределах финансирования, предусмотренного на эти цели законом города Москвы о бюджете, и за счет собственности города Москвы в жилищной сфере, выделенной на эти цели городскими жилищными программами.
В силу ст. 21 указанного Закона решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы. Решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность является основанием для заключения соответствующих договоров в отношении жилых помещений.
При принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями города Москвы жилых помещений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, а также о совершении ими действий, указанных в статье 10 настоящего Закона.
В зависимости от результатов проверки принимается следующее решение: 1) о снятии заявителя с жилищного учета или учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ; 2) об изменении срока предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в порядке и основаниям, указанным в статье 10 настоящего Закона; 3) о предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города жилых помещений в порядке, установленном настоящим Законом.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался указанными нормами права и пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные истцами требования удовлетворению не подлежат.
Отказывая в удовлетворении требований об обязании ответчика предоставить субсидию для приобретения жилого помещения семье истцов вне очереди в связи с признанием решением Коптевского района суда г.Москвы от 22 декабря 2014 года, вступившим в законную силу 23 января 2015 года, незаконными действий ДЖП и ЖФ г.Москвы о включении в расчет субсидий жилых помещений, принадлежащих на праве собственности бывшим членам семьи истцов, суд первой инстанции исходил из того, что при рассмотрении гражданского дела Коптевским районным судом г.Москвы вопрос о законности исключения истцов из списка очередников на получение субсидии не исследовался, таковых требований истцами не заявлялось.
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что законные основания для предоставления семье истцов субсидии вне очереди на дату вынесения решения отсутствуют.
Разрешая требования истцов об обязании Департамента городского имущества г.Москвы не включать в расчет при предоставлении субсидии площадь бывшего мужа Матеевской А.Ю. - Л*, суд первой инстанции правильно исходил из того, что расчет субсидии в настоящее время Департаментом городского имущества г.Москвы не произведен, таким образом ответчиком не совершено действий, которые нарушили бы гражданские права и интересы истцов, в связи с чем оснований для удовлетворения требований в данной части также не имеется.
По смыслу ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежит нарушенное или оспоренное право, то есть соответствующее нарушение прав должно было быть уже совершено на момент вынесения судебного решения, а защита прав на будущее время не допускается.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильности выводов суда, являлись предметом подробного рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Ссылка на отсутствие гарантий на то, что при расчете субсидий Департаментом городского имущества г.Москвы не будет учтена площадь бывших членов семьи истцов, не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований. В случае нарушения ответчиком при расчете субсидии законных прав и интересов истцов они не лишены возможности обратиться в суд за защитой нарушенных прав с соответствующим иском.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, поскольку суд проверил доводы сторон и правильно установил фактические обстоятельства дела, выводы суда соответствуют требованиям закона, подлежащего применению к данным правоотношениям и подтверждаются доказательствами, которым дана оценка согласно положениям ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 30 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Матеевской Л.И., Матеевского Д.Ю., Матеевской А.Ю., Треба О.В., Матеевской Е.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.