Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Савиной С.А., Снегиревой Е.Н.,
при секретаре Мещеряковой Е.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 07 июня 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012004:45, площадью 2572 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, 51-52 км МКАД, вл. 12, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере 93 284 000 (девяносто три миллиона двести восемьдесят четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021003:54, площадью 489 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Шереметьевская ул., вл. 47А, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере 17 308 000 (семнадцать миллионов триста восемь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004011:4, площадью 400 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Научный проезд, вл. 1-А, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере 14 854 000 (четырнадцать миллионов восемьсот пятьдесят четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0005001:79, площадью 2 737 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Алтуфьевское шоссе, вл. 52А, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере 99 268 000 (девяносто девять миллионов двести шестьдесят восемь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0012003:31, площадью 2 202 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, 3-й Силикатный проезд, вл. 8, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере 79 864 000 (семьдесят девять миллионов восемьсот шестьдесят четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001020:126, площадью 1966 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Нижегородская ул., вл. 106, стр. Г, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере 50 005 000 (пятьдесят миллионов пять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0006005:2, площадью 1 643 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Варшавское шоссе, вл. 95Г, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере 59 590 000 (пятьдесят девять миллионов пятьсот девяносто тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 77:07:0012004:45, площадью 2572 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, 51-52 км МКАД, вл. 12, с кадастровым номером 77:02:0021003:54, площадью 489 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Шереметьевская ул., вл. 47А, с кадастровым номером 77:06:0004011:4, площадью 400 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Научный проезд, вл. 1-А, с кадастровым номером 77:02:0005001:79, площадью 2 737 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Алтуфьевское шоссе, вл. 52А, с кадастровым номером 77:08:0012003:31, площадью 2 202 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, 3-й Силикатный проезд, вл. 8, с кадастровым номером 77:04:0001020:126, площадью 1966 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Нижегородская ул., вл. 106, стр. Г, с кадастровым номером 77:05:0006005:2, площадью 1 643 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Варшавское шоссе, вл. 95Г, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 77:07:0012004:45, площадью 2572 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, 51-52 км МКАД, вл. 12, с кадастровым номером 77:02:0021003:54, площадью 489 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Шереметьевская ул., вл. 47А, с кадастровым номером 77:04:0001020:126, площадью 1966 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Нижегородская ул., вл. 106, стр. Г, считать 26 октября 2015 года.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 77:06:0004011:4, площадью 400 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Научный проезд, вл. 1-А, с кадастровым номером 77:02:0005001:79, площадью 2 737 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Алтуфьевское шоссе, вл. 52А, с кадастровым номером 77:05:0006005:2, площадью 1 643 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Варшавское шоссе, вл. 95Г, считать 22 октября 2015 года.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:08:0012003:31, площадью 2 202 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, 3-й Силикатный проезд, вл. 8, считать 23 октября 2015 года",
установила:
ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" обратилось в суд с заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельных участков, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года:
77:07:0012004:45 в размере 93 284 000 руб.;
77:02:0021003:54 в размере 17 308 000 руб.;
77:06:0004011:4 в размере 14 854 000 руб.;
77:02:0005001:79 в размере 99 268 000 руб.;
77:08:0012003:31 в размере 79 864 000 руб.;
77:04:0001020:126 в размере 50 005 000 руб.;
77:05:0006005:2 в размере 59 590 000 руб.
В обоснование требований административный истец указал, что по результатам государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Москвы 21.11.2014 N 687-ПП, установлена кадастровая стоимость земельных участков, арендатором которых является общество.
Установленная кадастровая стоимость земельных участков, по мнению административного истца, является завышенной.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, иные заинтересованные лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт", проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" является арендатором земельных участков:
с кадастровым номером 77:07:0012004:45, площадью 2572 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, 51-52 км МКАД, вл. 12;
с кадастровым номером 77:02:0021003:54, площадью 489 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Шереметьевская ул., вл. 47А;
с кадастровым номером 77:06:0004011:4, площадью 400 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Научный проезд, вл. 1-А;
с кадастровым номером 77:02:0005001:79, площадью 2 737 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Алтуфьевское шоссе, вл. 52А;
с кадастровым номером 77:08:0012003:31, площадью 2 202 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, 3-й Силикатный проезд, вл. 8;
с кадастровым номером 77:04:0001020:126, площадью 1966 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Нижегородская ул., вл. 106, стр. Г;
с кадастровым номером 77:05:0006005:2, площадью 1 643 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Варшавское шоссе, вл. 95Г.
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП утверждена кадастровая стоимость указанных земельных участков по состоянию на 1 января 2014 года.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0012004:45, 77:02:0021003:54, 77:06:0004011:4, 77:02:0005001:79, 77:08:0012003:31, 77:04:0001020:126, 77:05:0006005:2 по состоянию на 01 января 2014 года составила 102 166 938, 72 рублей, 23 573 814, 69 рублей, 16 980 884 рубля, 117 884 505, 90 рублей, 111 276 572, 64 рубля, 109 500 872, 14 рубля, 72 853 774, 56 рубля соответственно.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёты об оценке от 28 августа 2015 года NN ---, ---, ----, ---, ---, ---, ---- (далее отчёты NN ---, ---, ----, ---, ---, ---, ----), выполненные ООО "-----", согласно которым рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0012004:45, 77:02:0021003:54, 77:06:0004011:4, 77:02:0005001:79, 77:08:0012003:31, 77:04:0001020:126, 77:05:0006005:2 по состоянию 01 января 2014 года определена в размере 58 900 000 рублей, 7 700 000 рублей, 5 800 000 рублей, 30 600 000 рублей, 89 700 000 рублей, 33 900 000 рублей, 35 000 000 рублей соответственно.
На отчеты об оценке получено положительное экспертное заключение.
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения.
Определением суда от 02 марта 2016 года по ходатайству административного истца назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО "----".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 18 апреля 2016 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0012004:45, 77:02:0021003:54, 77:06:0004011:4, 77:02:0005001:79, 77:08:0012003:31, 77:04:0001020:126, 77:05:0006005:2 по состоянию на 01 января 2014 года по результатам судебной экспертизы составляет 93 284 000 рублей, 17 308 000 рублей, 14 854 000 рублей, 99 268 000 рублей, 79 864 000 рублей, 50 005 000 рублей, 59 590 000 рублей соответственно.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости земельного участка в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Судебная коллегия полагает, что доводы административных ответчиков об отсутствии у Общества права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка основаны на неправильном толковании норм материального права.
Правоотношения по оспариванию кадастровой стоимости регламентируются специальными нормами Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В силу требований статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности право арендатора земельного участка на обращение в суд в целях оспаривания результатов кадастровой стоимости не ставится в зависимость от срока действия договора аренды такого объекта недвижимого имущества.
Также иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского городского суда от 07 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.