Постановление Московского городского суда от 22 августа 2016 г. N 4а-2927/16
Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения Московский экономический институт "Высшая школа Современное образование" (далее по тексту Институт, ННОУ МЭИ "ВШСО") *** А.С. на вступившее в законную силу постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 21 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением Мещанского районного суда города Москвы от 21 ноября 2013 года ННОУ МЭИ "ВШСО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, указанное постановление не обжаловалось и вступило в законную силу.
В настоящей жалобе защитник ННОУ МЭИ "ВШСО" *** А.С., выражая несогласие с названным судебным актом, просит его отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что нормативно - правовые и подзаконные акты, которыми руководствовалось должностное лицо Рособрнадзора при проведении проверки ННОУ МЭИ "ВШСО" утратили свою законную силу и являлись недействующими, в связи с чем, полагает результаты проверки противоречащими действующему на тот момент законодательству, а сам акт проверки недопустимым по делу доказательством.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности постановления Мещанского районного суда города Москвы от 21 ноября 2013 года в связи со следующим.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 40 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") отнесена к видам деятельности, подлежащим лицензированию.
Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством РФ.
На момент рассматриваемого события административного правонарушения действовало положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. N 174, которым был установлен порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки (далее - Положение).
В соответствии с положениями пункта 5 вышеуказанного положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
б) наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
г) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
Согласно Примечанию к ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. N 174 (далее Положение), установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами "а", "б" и "г" пункта 5 настоящего Положения.
В ходе рассмотрения дела судьёй районного суда установлено, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной 24 октября 2013 года на предмет соблюдения Негосударственным некоммерческим образовательным учреждением Московским экономическим институтом "Высшая школа "Современное образование", расположенным по адресу: г. Москва, Малый Головин пер., д. 14/17 законодательства о лицензировании образовательной деятельности, выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условия при ведении образовательной деятельности, установленных Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 174 (далее - Положение о лицензировании), а именно в нарушение пп. а п.. 5 Положения о лицензировании у лицензиата отсутствует обязательное материально-техническое обеспечение, включающее в себя: тиры (для стрельбы из огнестрельного оружия), кабинеты специальной техники, огневой подготовки и тактико-специальной подготовки, что не соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) 080101 Экономическая безопасность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.01.2011 N 19.
В нарушение пп. б п. 5 Положения о лицензировании у лицензиата отсутствует следующая учебно-методическая документация, предусмотренная частью 7 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (согласно пункту 9 статьи 2 указанного закона образовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иные компоненты, а также оценочные и методические материалы): по направлению подготовки 080101.65 Экономическая безопасность - рабочие программы учебных дисциплин "Организация и методика проведения налоговых проверок", "Силовое предпринимательство (рейдерство)", по направлению подготовки 080100.62 Экономика - учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин, оценочные и методические материалы; рабочие программы учебных дисциплин не соответствуют требованиям пункта 4 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060400 Финансы и кредит, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым 17.03.2000, номер государственной регистрации 180эк/сп, в части отсутствия обязательных дидактических единиц: "Культурология" - основные понятия культурологии: функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, культурные коды, Межкультурные коммуникации, социальные институты культуры, культурная самоидентичность; специфические и "серединные" культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; культура и природа; культура и глобальные проблемы современности; культура и личность, "Психология и педагогика" - история развития психологического знания и основные направления в психологии; психика и организм; поведение и деятельность; структура психики; основные психические процессы; структура сознания; представление; интеллект; творчество; психическая регуляция поведения и деятельности; межличностные отношения; психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимодействия. Психология делового общения: личность, психологические типы, архетип, конформизм, нонконформизм, референтная группа, атрибуция, идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипы, этические нормы общения; национально-психологические типы; универсальные этические и психологические нормы и принципы; психология и обществе; психология и труд; экономическая, правовая психология; модели политической психологии: федеральный и региональный аспект; психология глобальных проблем Современности; психология и личность: телесная психология и психология повседневности, профессиональная психология, психология и культура ноосферного мышления; деловые переговоры: характер их, определение целей, организация, методы и навыки ведения деловых переговоров; способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений. Педагогика объект, функции, основные категории педагогики: педагогическая технология, педагогическая задача; образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен и педагогический процесс; образовательная система России; цели, содержание, структура непрерывного образования, общие формы организации учебной деятельности; лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация; методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; семья как субъект педагогического взаимодействия я социокультурная среда воспитания и развития личности; управление образовательными системами:
"Философия" - рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего;
"Концепция современного естествознания" - принципы симметрии; законы сохранения. принципы суперпозиции, внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая геофизикогеохимическая; географическая оболочка Земли; необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма;
"Менеджмент" - опыт менеджмента за рубежом; использование мировых информационных ресурсов в менеджменте; стратегический менеджмент; основные качества менеджера; создание системы мотивации труда; контроллинг; особенности работы менеджеров в кризисной ситуации: этика делового общения; управление конфликтами; психология менеджмента; управление экономическими отношениями предприятия;
"Экономическая теория" - экономические агенты (рыночные и нерыночные) собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласовании обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификации, полные частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, предельные средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом; экономические риски и неопределенность; внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; мето сравнительной статики, показатели эластичности. Понятие предприятия, классификация внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие закрытие предприятий, санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль; бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность. Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления сбережения, инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс; теневая экономика;
"Финансы организаций (предприятий)" - государственное регулирование финансов организаций. Особенности финансов организаций малого бизнеса. Расходы и доходы организаций Классификация расходов и доходов. Финансовые методы управления расходами. Влияние учетной политики на финансовый результат деятельности организации. Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции (анализ безубыточности). Точка безубыточности, запас финансовой прочности, производственный леверидж. Производственный финансовый цикл. Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе;
"Инвестиции" Финансовые институты. Финансовые рынки. Участники инвестиционного процесса. Типы инвесторов. Бюджетная эффективность и социальные результаты реализации инвестиционных проектов. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в Форме капитальных вложений. Государственные гарантии и защита капитальных сложений. Организация подрядных отношений в строительстве. Источники финансирования капитальных вложений. Собственные, привлеченные и заемные средства. Условия предоставления бюджетных ассигнований. Иностранные инвестиции. Режим функционирования иностранного капитала в России. Методы финансирования инвестиционных проектов. Бюджетное финансирование, самофинансирование, акционирование. Методы долгового финансирования. Внешние финансовые рынки. Долгосрочное кредитование. Лизинг, виды и преимущества. Проектное финансирование. Венчурное финансирование. Ипотечное кредитование.
В нарушение пп. г п. 5 Положения о лицензировании в личных делах преподавателей **** отсутствуют справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, что не соответствует требованиям статьи 65 и статьи 331 Трудового Кодекса Российской Федерации и свидетельствует об отсутствии законных оснований привлечения лицензиатом указанных педагогических работников;
в личных делах преподавателей **** отсутствуют документы, подтверждающие систематическое повышение профессионального уровня, что не соответствует требованиям пункта 7 части 1 статьи 4 8 Федерального Закона N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
заключению трудовых договоров с ****не предшествовала процедура прохождения конкурсного отбора, что не соответствует требованиям статьи 332 Трудового Кодекса Российской Федерации и пункта 2 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2002 N 4114,
на должности заведующих кафедрами назначены *** Н.А. и *** Б.В., не имеющие ученой степени или ученого звания, что не соответствует требованиям части статьи 46 Федерального Закона 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федераций" и раздела "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1н.
Указанные действия ННОУ МЭИ "ВШСО" квалифицированы судьей районного суда по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина ННОУ МЭИ "ВШСО" в его совершении подтверждены совокупностью имеющих в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении NАП 228/ЛЖ-19.20.3 24.10.2013 г.; приказом N1023 от 14.10.2013 г. о проведении плановой выездной проверки; план-зданием плановой выездной проверки; уставом Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения Московский экономический институт "Высшая школа "Современное образование"; лицензией N0465 от 14.12.12 г. с Приложением; свидетельством о государственной аккредитации; учебными программами; описями документов, включенных в личное дело; актом проверки N228/Л/К от 24.10.2013 г.и другими материалами.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ННОУ МЭИ "ВШСО" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и виновности ННОУ МЭИ "ВШСО" в его совершении.
Довод жалобы защитника о признании утратившими законную силу нормативных актов, перечисленных в приказе о назначении проверки, регулирующих образовательную деятельность и лицензионные условия требования к образовательной деятельности, нарушения которых были установлены в ходе проверки, основанием к признанию незаконным и отмене постановления мирового судьи служить не может.
Так, на момент выявления административного правонарушения - 24 октября 2013 г., указанные в приказе Рособрнадзора N 1023 от 14.10.2013 г. о проведении плановой выездной поверки, указанные в нем Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-I и Федеральный закон от 22.08.1996 г. N 125 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" действительно являлись утратившими силу с 01 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", также указанного в приказе о проведении проверки, положения которого, в частности ст. 91, закрепляли особенности лицензирования образовательной деятельности исходя из Положения о лицензировании образовательной деятельности.
Как указывалось выше, на момент проведения проверки и выявления нарушения, послужившим основанием к возбуждению в отношении ННОУ МЭИ "ВШСО" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, действовало положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. N 174, которое утратило силу только 07 ноября 2013 г. в связи с введением в действие порядка лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966.
Иные, перечисленные в приказе подзаконные акты, регулирующие условия и порядок осуществления образовательной деятельности являлись действующими на момент выявления в действиях ННОУ МЭИ "ВШСО" состава вмененного ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, основания считать проведение в отношении ННОУ МЭИ "ВШСО" проверки соблюдения лицензионных требований и условий в образовательной деятельности незаконной, а полученные по её результатам документы недопустимыми доказательствами, отсутствуют.
Административное наказание ННОУ МЭИ "ВШСО" в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей является минимальным, назначено по правилам, установленным статьями 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом учтен характер правонарушения.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ННОУ МЭИ "ВШСО" допущено не было.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 21 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения Московский экономический институт "Высшая школа Современное образование" оставить без изменения, жалобу защитника **** А.С. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.