Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу К.а Ф.М. и дополнение к жалобе С.а А.Г. в защиту ЗАО "Производственная компания "ИнжЭнергоСтрой" на постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ от 29 февраля 2016 г. и решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 06 июня 2016 г. по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ от 29 февраля 2016 г. ЗАО "Производственная компания "ИнжЭнергоСтрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.18 КоАП Москвы, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Решением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 06 июня 2016 г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ЗАО "Производственная компания "ИнжЭнергоСтрой" - без удовлетворения.
В настоящей жалобе и дополнении к жалобе защитники Общества К. Ф.М. и С. А.Г., выражая несогласие с состоявшимися по делу постановлением должностного лица и судебным решением, просят об их отмене, ссылаясь на то, что о месте и времени составления протокола об административном правонарушении Общество не было надлежащим образом извещено, а в имеющемся в материалах дела уведомлении о явке на составление протокола указано *** г., 11 часов 00 минут, тогда как в действительности протокол был составлен в 13 часов 58 минут; в деле отсутствуют доказательства того, что на момент проведения обследования территории именно Общество выполняло работы по адресу: г. Москва, ***, дом 8, стр. 1. В обоснование приведенного довода заявитель указывает, что ордер на производство работ по данному адресу Общество не получало, а работы по прокладке кабеля, которые осуществлялись Обществом на основании аварийной телефонограммы от *** г., были завершены еще 20 сентября 2015 г.
В судебное заседание явился представитель ЗАО "Производственная компания "ИнжЭнергоСтрой" С. А.Г., который поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель ОАТИ П. М.А. в судебное заседание явилась, против удовлетворения жалобы возражала.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения С.а А.Г. и П. М.А., проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 8.18 КоАП Москвы нарушение установленных Правительством Москвы правил производства земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства, в том числе отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении указанных работ, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), связанного с производством разрытий, а также несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правила проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве утверждены постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 г. N 299-ПП.
29 февраля 2016 г. заместителем начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ в отношении ЗАО "Производственная компания "ИнжЭнергоСтрой" было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.18 КоАП Москвы, согласно которому Общество было признано виновным в том, что при проведении плановых работ по прокладке кабеля по аварийной телефонограмме от *** г. оно допустило нарушения требований п.п. 2.5.14 и 3.3 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 г. N 299-ПП, что выразилось в отсутствии ограждения в местах проведения работ и непринятии мер по восстановлению благоустройства.
06 июня 2016 г. судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении также пришел к выводу о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.18 КоАП Москвы. При этом судья сослался на совокупность следующих доказательств: протокол об административном правонарушении, рапорт главного инспектора ОАТИ Бочаровой А.В.; гарантийное письмо заместителя генерального директора ЗАО "Производственная компания "ИнжЭнергоСтрой" в адрес главного инженера МКС - филиала ПАО "МОЭСК", согласно которому Общество гарантирует выполнить работы по благоустройству после производства земляных работ по прокладке кабеля в соответствии с аварийной телефонограммой от 20 сентября 2015 г. в срок до 20 сентября 2015 г., а также предписание ОАТИ в адрес Общества от 12 февраля 2016 г.
Вместе с тем должностным лицом ОАТИ и судьей районного суда не учтено следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.18 КоАП Москвы производство земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства без соответствующего ордера или после окончания срока его действия, самовольные строительство, снос, реконструкция или капитальный ремонт зданий, сооружений и коммуникаций, а также нарушение сроков выполнения работ в соответствии с ордером влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Пунктом 1.2 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 г. N 299-ПП, если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве производится на основании разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы (далее - ордер (разрешение).
Если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве при отсутствии ордера (разрешения), при истечении срока действия ордера (разрешения), с несоблюдением цели проведения работ, указанной в ордере (разрешении), не допускается и является основанием для привлечения к ответственности, установленной законодательством.
Пунктом 2.5.11 указанных Правил предусмотрено, что земляные работы для производства аварийно-восстановительных работ выполняются в соответствии с проектами проведения работ (включая технологические карты), предусматривающими необходимые мероприятия по недопущению загрязнения территории города Москвы.
Условия выполнения земляных работ для производства аварийно-восстановительных работ согласовываются на месте проведения работ с представителями заинтересованных организаций (правообладателями территорий, коммуникаций и объектов, расположенных в зоне производства работ, органами ГИБДД, Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы).
В соответствии с п. 2.5.12 аварийно-восстановительные работы независимо от типа коммуникаций (сооружений) должны выполняться в срок, не превышающий 5 календарных дней, а восстановление благоустройства в местах аварийных разрытий - в течение трех календарных дней после завершения работ по устранению аварии. В случае невозможности ликвидировать аварию и восстановить благоустройство в указанный срок необходимо в установленном порядке оформить ордер (разрешение).
Как усматривается из материалов дела, в период с *** г. по адресу: г. Москва, ***, д. 8, стр. 1, ЗАО "Производственная компания "ИнжЭнергоСтрой" на основании аварийной телефонограммы от *** г. N 01011976 проводились плановые работы по прокладке 6 КЛ 0,4 кВ, которые в соответствии с графиком производства работ Общество обязалось завершить в срок до 17 сентября 2015 г. и до 20 сентября 2015 г. - восстановить благоустройство в месте проведения работ (л.д. 65). Сведений о том, что весь объем работ, указанных в вышеупомянутом графике, согласованном МКС - филиалом ПАО "МОЭСК", являющегося заказчиком, и Обществом, выступающим в качестве подрядчика (л.д. 65), последним был выполнен, в материалах дела нет. Аварийная телефонограмма, послужившая основанием для проведения данных работ, закрыта также не была.
При этом в ходе обследования территории, проведенного должностными лицами ОАТИ 10 февраля 2016 г. по адресу: г. Москва, ***, было установлено, что указанные работы по замене кабеля не завершены, имеются места разрытий, в которых ограждения отсутствуют, благоустройство на асфальтовом покрытии не выполнено (л.д. 61-62).
Указанные обстоятельства, оцениваемые в своей совокупности, опровергают довод жалобы о том, что работы, которые ЗАО "Производственная компания "ИнжЭнергоСтрой" выполняло на основании аварийной телефонограммы от *** г. по адресу: ***, были завершены 20 сентября 2015 г., равно как и довод заявителя о том, что разрытия, имевшие место по адресу проведения данных работ, и связанные с ними нарушения требований п. п.п. 2.5.14 и 3.3 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, выявленные должностными лицами ОАТИ 10 февраля 2016 г., были допущены иным лицом уже после 20 сентября 2015 г.
В то же время анализ приведенных выше положений п.п. 1.2, 2.5.11 и 2.5.12 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 г. N 299-ПП применительно к диспозициям ч. 1 и 2 ст. 8.18 КоАП Москвы, а также к установленным по делу обстоятельствам, приводит к выводу о том, что допущенное Обществом нарушение образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.18 КоАП Москвы, на что сам заявитель обоснованно указывает в жалобе.
Таким образом, совершенное ЗАО "Производственная компания "ИнжЭнергоСтрой" деяние не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.18 КоАП Москвы.
Поскольку в ч. 2 ст. 8.18 КоАП Москвы установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией ч. 1 указанной статьи, переквалификация действий Общества в данном случае невозможна, так как повлечет ухудшение его положения, что недопустимо.
Указанные обстоятельства и положения закона остались без внимания судьи районного суда, рассмотревшего жалобу на постановление по делу об административном правонарушении.
Кроме того, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей районного суда не был надлежащим образом проверен довод заявителя о том, что о месте и времени составления протокола об административном правонарушении Общество не было надлежащим образом извещено. Вместе с тем приведенный довод заслуживает внимания.
Как усматривается из материалов дела, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении ОАТИ известила Общество 11 февраля 2016 г. путем направления электронного сообщения по адресу электронной почты ЗАО "Производственная компания "ИнжЭнергоСтрой", имевшемуся в материалах дела, приложив к указанному сообщению уведомление о явке (л.д. 59). Однако доказательства получения Обществом направленного по электронной почте уведомления в материалах дела отсутствуют, так как ни отчета о доставке электронного сообщения, ни уведомления о его прочтении получателем административный орган не представил.
При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда о надлежащем извещении Общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении является неправомерным.
С учетом изложенного, постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ от 29 февраля 2016 г. и решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 06 июня 2016 г. не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ от 29 февраля 2016 г. и решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 06 июня 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.18 КоАП Москвы, в отношении ЗАО "Производственная компания "ИнжЭнергоСтрой" отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.