Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника генерального директора ООО "***" Гнатюка В.Н. по доверенности Поповой Е.Г. на решение судьи Нагатинского районного суда Москвы от 06.06.2016, которым постановление N ***заместителя главного государственного инспектора Москвы по использованию и охране земель от 09 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "***" Гнатюка В.Н. оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения,
установил:
22.10.2015 в отношении генерального директора ООО "***" Гнатюка В.Н. государственным инспектором по использованию и охране земель государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве составлен протокол N 783 об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ.
Постановлением N *** заместителя главного государственного инспектора Москвы по использованию и охране земель от 09 ноября 2015 года Гнатюк В.Н., как должностное лицо, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ***.
Не согласившись с указанным постановлением, Гнатюк В.Н. через защитника подал жалобу в Нагатинский районный суд Москвы, в которой просил постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить по доводам жалобы.
Решением судьи Нагатинского районного суда Москвы от 06.06.2016 указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, защитник подал жалобу в Московский городской суд, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить по доводам жалобы, указывая на существенные нарушения процессуальных норм, установленных КоАП РФ, нарушение положений федерального закона 294-ФЗ при проведении проверки; недопустимость имеющихся в деле доказательств.
В судебное заседание Гнатюк В.Н. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайства об отложении дела не заявлял, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Защитник по доверенности Григорьев Д.М. доводы жалобы полностью поддержал.
Изучив также материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица не усматриваю.
Административная ответственность по ст.7.1 КоАП РФ наступает за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Объективная сторона включает в себя, в т.ч. действия по пользованию земельным участком без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. При этом для названных действий квалифицирующими признаками являются наличие разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженного с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю. Субъектом административного правонарушения является лицо, использующее земельные участки без правоустанавливающих документов.
В соответствии с п.1 ст.25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно положений ст.12 вышеуказанного федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При заявлении о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, сделки с объектом недвижимости или о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости в Единый государственный реестр прав вносится запись об этом заявлении, которая указывает на существование правопритязания в отношении данного объекта недвижимости или возражения в отношении зарегистрированного права на него.
В соответствии с п.1 ст.26 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно положений с.14 вышеуказанного федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. При этом специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки и представленном в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора. Форма специальной регистрационной надписи, состав включаемых в них сведений и требования к их заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Согласно ст.264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
Из материалов дела следует, что 14.10.2015 в ходе обследования объекта земельных отношений было установлено, что по адресу: *** , юридическое лицо ООО "***", генеральным директором которого является Гнатюк В.Н., занимает и использует земельный участок с кадастровым номером *** на основании договора аренды от 06.07.2012 по указанному выше адресу для эксплуатации производственных и складских зданий, строений, сооружений, без права возведения временных и капитальных зданий и сооружений. Однако, за границами обозначенного земельного участка ООО "***" занимает и использует часть земельного участка кадастрового квартала N ***общей площадью 450 кв.м под размещение некапитального строения "Мойка" и размещение автотранспорта без оформления земельно-правовых отношений.
Факт совершения административного правонарушения и вина должностного лица в его совершении подтверждаются доказательствами, которые никаких сомнений в своей допустимости и достоверности сомнений не вызывают: актом административного обследования объекта земельных отношений N 28 от 14.10.2015 с фототаблицей; поручением от 12.10.2015 заместителя главного государственного инспектора Москвы по использованию и охране земель; протоколом об административном правонарушении N 783 от 22.10.2015; схематическими чертежами земельного участка; сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в отношении указанного земельного участка и оформлении на него прав; иными объективными письменными документами.
Всем доказательствам по делу судом первой инстанции дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Согласно подп.1 п.1 ст.28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве признаков правонарушения, предусмотренного ст.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Приведенные в жалобе доводы не могут являться основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности и отмены вынесенного в отношении должностного лица постановления и решения судьи районного суда, поскольку факт совершения должностным лицом ООО "***" административного правонарушения и его виновность подтверждаются собранными доказательствами, которые в своей совокупности никаких сомнений в их допустимости и достоверности не вызывают.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Генеральный директор ООО "***" привлечен к административной ответственности по результатам административного обследования объекта земельных отношений. То есть административным органом осуществлялось мероприятие, при проведении которого в силу ч.3 ст.1 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, (надзора) и муниципального контроля" не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля и юридических лиц. Поскольку административным органом проверка юридического лица не проводилась, применение к возникшим правоотношениям требований вышеуказанного Закона необоснованно. Основанием возбуждения в отношении заявителя дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в порядке ч.1 ст.28.1 КоАП РФ. Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, каким образом указанные нарушения при проведении административного обследования объекта земельных отношений повлияли на установление фактических обстоятельств. Таким образом, прихожу к выводу об отклонении довода заявителя о нарушении административным органом ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Довод жалобы о том, что генеральному директору не была вручена копия распоряжения о проведении проверки, которая не была согласована с органом прокуратуры является несостоятельным, так как Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не содержат норм, предусматривающих вручение копии данного распоряжения лицу, совершившему административное правонарушение, выявленное по результатам проведенной проверки. Кроме этого, распоряжения о проведении проверки не выносилось, административное обследование объекта земельных отношений было проведено на основании поручения руководителя административного органа государственного земельного надзора.
Согласно п.5 ч.4 ст.1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований, сроков и периодичности их проведения могут устанавливаться другими федеральными законами. Эти особенности установлены Земельным Кодексом РФ, пп.2 и 3 ст.71 которого установлено, что Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
В соответствии с п.4 ст.71 ЗК РФ, при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п.5 ст.71 ЗК РФ, должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право: осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки; беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора; осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях; привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства; направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства; осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.
В соответствии с п.7 ст.71 ЗК РФ, по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 ст.7.1 ЗК РФ предусмотрена возможность проведения внеплановой проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации не только в случаях, предусмотренных ч.2 ст.10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", но и выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
В соответствии с пп.2 и 3 ст.71.2 ЗК РФ, под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами. В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
Таким образом, нарушений прав как ООО "***", так и его генерального директора, административным органом не допущено, и, вопреки жалобе, все полученные в рамках производства по делу доказательства является допустимыми.
При рассмотрении дела судьёй районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины генерального директора ООО "***" в его совершении, а также о правильной квалификации вменяемого административного правонарушения по ст.7.1 КоАП РФ.
Доводы в жалобе на то, что судом неполно и необъективно исследованы материалы дела, не состоятельны, поскольку совокупность исследованных судьёй районного суда доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ. При этом судом первой инстанции совокупность собранных по делу доказательств обоснованно признана достаточной для принятия правильного решения по делу.
Довод о нарушении сроков составления протокола об административном правонарушении, ввиду того, что правонарушение было выявлено 12.10.2015, а протокол, вопреки положениям ст.28.5 КоАП РФ, составлен 22.10.2015, не влечет удовлетворение жалобы, так как данное обстоятельств не является существенным нарушением процессуальных норм, установленных КоАП РФ, влекущим безусловную отмену постановления должностного лица, так как сроки составления протокола об административном правонарушении не являются пресекательными.
Судья районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотрел административное дело в отношении должностного лица ООО "***" и правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления должного лица и решения судьи районного суда.
Оценив представленные доказательства, судья районного суда обоснованно оставил без изменения постановление должностного лица, а жалобу без удовлетворения.
Административное наказание назначено генеральному директору ООО "***" Гнатюку В.Н. должностным лицом в соответствии со ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, наказание является справедливым и соразмерным содеянному.
Нарушений норм материального и процессуального по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Нагатинского районного суда Москвы от 06.06.2016, постановление N *** заместителя главного государственного инспектора Москвы по использованию и охране земель от 09 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица генерального директора ООО "***" Гнатюка В.Н. оставить без изменения, жалобу защитника без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.Г. Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.