Судья Московского городского суда Исюк И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по жалобе законного представителя ОАО "Сервис-Быт" Сазонцева А.И. на решение судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 23 марта 2016 года, которым постановление N ***** от 26 ноября 2015 года старшего государственного инспектора Москвы Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу о привлечении юридического лица ОАО "Сервис-Быт" к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения,
установил:
26 ноября 2015 года старшим государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу Каримовым А.Г. вынесено постановление N ****** о привлечении юридического лица ОАО "Сервис Быт" к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере ****** рублей.
Не согласившись с данным постановлением законный представитель ОАО "Сервис Быт" Сазонцев А.И. подал жалобу в Зеленоградский районный суд, в которой просил постановление по делу об административном правонарушении отменить производство по делу прекратить.
23 марта 2016 года Зеленоградским районным судом жалоба ОАО "Сервис Быт" оставлена без удовлетворения, постановление без изменения.
В настоящей жалобе законный представитель ОАО "Сервис Быт" Сазонцев А.И. ставит вопрос об отмене постановленных в отношении ОАО "Сервис Быт" актов, прекращении производства по деду.
В судебное заседание генеральный директор ОАО "Сервис Быт" Сазонцев А.И. не явился, извещен надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении не заявил, направил защитника по доверенности Курочкина О.В., который доводы жалобы полностью поддержал.
В судебное заседание явилась инспектор Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу **** в своих объяснениях указала, что ОАО "Сервис Быт" является организацией, в процессе деятельности которой образуются отходы, обязано предоставлять в установленном порядке в уполномоченные административные органы необходимую информацию в области обращения с отходами. ОАО "Сервис Быт" допустило сокрытие, несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду.
Исследовав материал по делу об административном правонарушении, изучив жалобу, опросив в судебном заседании по обстоятельствам дела инспектора Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу *****., выслушав правовую позицию защитника Курочкина О.В., прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленных в отношении ОАО "Сервис Быт" актов в силу следующего.
Административная ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ предусмотрена за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета; юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Статьей 6 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы осуществляет свою деятельность на основании Соглашения от 21 марта 2014 года между Федеральной службой РФ по надзору в сфере природопользования и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части своих полномочий в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пп. 20 - 21 Приказа МПР РФ от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами", индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; таблицы данных учета и учетные документы хранятся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами в электронном и/или письменном виде в течение пяти лет.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 N 17 срок предоставления сведений федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления для юридических лиц определен до 01 февраля после отчетного периода.
Как следует из представленных материалов дела об административном правонарушении в период времени с 16 июля 2015 года по 05 августа 2015 года на основании Приказа N ****** от 07 июля 2015 года заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу федеральным органом исполнительной власти в отношении ОАО "Сервис Быт" (********), основным видом деятельности которого является стирка изделий из тканей, услуги химической чистки, была проведена плановая выездная проверка исполнения и соблюдения норм и требований природоохранного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что 09 июля 2012 года между ОАО "Сервис Быт" и ЗАО "*****" заключен договор N **** на осуществление работ по сбору, транспортировке, обезвреживанию, переработке или захоронению образованных в процессе деятельности ОАО "Сервис Быт" отходов, в том числе отходов "шлам из машин химчистки (шлам перхлорэтилена)", "покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные".
Согласно приемо-сдаточному акту N ***** от 31 декабря 2014 года ЗАО "******" передало ООО "******" отход "покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные легковые" в количестве 18 штук, образовавшиеся в процессе деятельности ОАО "Сервис Быт".
Юридическое лицо ОАО "Сервис Быт" в процессе деятельности которого образуются отходы, обязано предоставлять в установленном порядке в уполномоченные административные органы необходимую информацию в области обращения с отходами, вести учет образовавшихся, переданных другим лицам, а также размещенных отходов в отчетном периоде и предоставлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Вместе с тем, "Сервис Быт" предоставило 27 января 2015 года в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу отчет "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2014 год" (форма 2 ТП (отходы) без указания образовавшихся за отчетный период таких отходов как "шлам из машин химчистки (шлам перхлорэтилена)", "покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные".
Срок предоставления сведений федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления для юридических лиц действующим законодательством определен до 01 февраля после отчетного периода и у юридического лица ОАО "Сервис Быт" имелась возможность для соблюдения требований приказа Росстата от 28.01.2011 года N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзора Федерального статистического наблюдения за отходами производств и потребления", однако всех зависящих мер по соблюдению вышеуказанных требований ОАО "Сервис Быт" принято не было.
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды лицами обязанными предоставлять такую информацию влечет административную ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ.
Действия ОАО "Сервис Быт" были квалифицированы по ст. 8.5 КоАП РФ.
Вышеизложенные обстоятельства по делу, вина ОАО "Сервис Быт" в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ подтверждены исследованными судом доказательствами по делу об административном правонарушении, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом N ****** от 05 октября 2015 года об административном правонарушении; уведомлением N****** от 10 июня 2015 года о проведении плановой выездной проверки юридического лица; приказом N ****** от 17 июля 2015 года о проведении плановой выездной проверки; актом проверки N ****** от 05 августа 2015 года о соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды; разрешением N ****** на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; отчетом об образовании использовании, обезвреживании и размещении отходов в 2014 году ОАО "Сервис Быт"; договорами на осуществление работ по сбору, транспортировке, обезвреживанию, переработке или захоронению образованных в процессе деятельности ОАО "Сервис Быт" отходов; приемо-сдаточным актом N ****** от 31 декабря 2014 года на передачу отхода "покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные легковые" в количестве 18 штук, образовавшихся в процессе деятельности ОАО "Сервис Быт"; иными материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств согласно требованиям ст. 24.1 КоАП РФ были установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Административным органом и судьей районного суда действия ОАО "Сервис Быт" обоснованно квалифицированы по ст. 8.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами законодательства об административных правонарушениях.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, были предметом проверки суда первой инстанции, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, опровергнуты по мотивам, изложенным в постановленном судебном решении.
Утверждение защитника юридического лица о том, что у ОАО "Севис Быт" не возникла обязанность сообщать информацию об образовавшихся отходах за отчетный период, является необоснованным ввиду следующего.
Обязанность обеспечить полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, а также обязанность представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами законодателем возложена юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с отходами (Ст. 19 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Административным органом, а также судом первой инстанции установлен факт образования в процессе деятельности ОАО "Сервис Быт" отходов шлама из машин химчистки (шлам перхлорэтилена), покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных, что в силу вышеперечисленных нормативно-правовых актов свидетельствует о возникновении у ОАО "Сервис Быт" обязанности достоверно указать их в отчетности в порядке и сроках, определенных федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
Вместе с тем, данная обязанность ОАО "Сервис Быт" при подаче 27 января 2015 года сведений федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления исполнена не была, что указывает на наличие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, были предметом проверки суда первой инстанции, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. По существу, жалоба не содержит доводов, которые бы не были проверены судьей районного суда и которые получили надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, порядок привлечения ОАО "Сервис Быт" к административной ответственности соблюден, административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено, право на защиту не нарушено. Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
Решение судьи Зеленоградского районного суда Москвы от 23 март 2016 ода, постановление N *******от 26 ноября 2015 года старшего государственного инспектора Москвы Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу о привлечении юридического лица ОАО "Сервис Быт" к административной ответственности, предусмотренной по ст. 8.5 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу законного представителя ОАО "Сервис Быт" Сазонцева А.И., - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда И.В. Исюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.