Судья Московского городского суда Харитонов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО "Росжелдорпроект" Курляндской Е.А. на постановление главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в г. Москве от 28 декабря 2015 г. N ***, решение судьи Мещанского районного суда г.Москвы от 16 февраля 2016 г. по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве (далее - ГИТ в г. Москве) от 28 декабря 2015 г. N ***, оставленным без изменения решением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2016 г., АО "Росжелдорпроект" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ***
В настоящей жалобе представитель АО "Росжелдорпроект", выражая несогласие с постановлением должностного лица и судебным решением, просит об их отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что в ходе производства по делу об административном правонарушении были допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В судебном заседании Московского городского суда защитники АО "Росжелдорпроект" Матяшова И.К. и Гулина О.В., действующие на основании доверенностей, доводы жалобы поддержали.
Старший прокурор отдела Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Яловец Н.В. в заключении против удовлетворения жалобы АО "Росжелдорпроект" и отмены решения суда и постановления должностного лица возражала.
Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля - представитель ГИТ в г. Москве Оконенко Р.И. пояснил, что он ранее принимал участие в судебных заседаниях в качестве представителя ГИТ в г. Москве, он никаких постановлений по данному делу не выносил, против удовлетворения жалобы АО "Росжелдорпроект" возражал.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Матяшовой И.К., Гулиной О.В., представителя ГИТ в г. Москве Оконенко Р.И. и заключение прокурора Яловец Н.В., проверив доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления главного государственного инспектора труда ГИТ в г. Москве от 28 декабря 2015 г. и решения судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2016 г.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, в период с 23 октября 2015 г. по 20 ноября 2015 г. Московской межрегиональной транспортной прокуратурой в отношении АО "Росжелдорпроект", расположенного по адресу: *** проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
По результатам проверки установлено, что АО "Росжелдорпроект" в нарушение требования ст. 76, 212 ТК РФ допустило к работе начальника службы экономической безопасности *** не прошедшего обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в образовательном учреждении или в организации, осуществляющих образовательную деятельность по обучению по охране труда на основании соответствующей лицензии.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 20 ноября 2015 г. и послужили основанием для вынесения Главным государственным инспектором труда ГИТ в г. Москве постановления о привлечении АО "Росжелдорпроект" к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
16 февраля 2016 г. судья Мещанского районного суда г. Москвы при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении также пришел к выводу о наличии в действиях АО "Росжелдорпроект" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
При этом судья районного суда отклонил довод жалобы о том, что согласно абз. 10 п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 Андрейченко С.И. в силу занимаемой им должности был вправе проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований по охране труда в АО "Росжелдорпроект", причем эта обязанность им была выполнена.
Между тем с таким выводом должностного лица ГИТ в г. Москве и судьи районного суда нельзя согласиться в связи со следующим.
Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет административную ответственность.
Статьей 212 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, а также недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
В ст. 225 ТК РФ также закреплено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Во исполнение данных законоположений постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 утвержден Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда (далее - Порядок).
Пунктом 2.3 указанного Порядка установлено, что руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года; вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).
Обучение по охране труда проходят:
руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Согласно п. 2.3.1 Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Таким образом, в абз. 2-9 п. 2.3.2 Порядка определен исчерпывающий перечень руководителей и специалистов (включающий, в том числе заместителей руководителей организаций, курирующих вопросы охраны труда, специалистов служб охраны труда, работников, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда), которые проходят обучение по охране труда в обучающих организациях, оказывающих услуги в области охраны труда, тогда как положение абз. 10 п. 2.3.2 Порядка относится к руководителям и специалистам организации, которые не охватываются положениями абз. 2-9 п. 2.3.2 Порядка. Обучение по охране труда указанных в абз. 10 п. 2.3.2 Порядка должностных лиц организации, относящихся к категории руководителей и специалистов, может проводиться самой организацией, имеющей программу обучения по охране труда, разработанную на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, билеты, утвержденные руководителем организации, и комиссию с членами комиссии, прошедшими обучение в обучающей организации, имеющей соответствующую аккредитацию.
Как усматривается из материалов дела, должность начальника службы экономической безопасности, которую на момент проверки занимал *** относится к категории руководителей.
Следовательно, при наличии в АО "Росжелдорпроект" созданной в установленном порядке комиссии по проверке знаний требований охраны труда он был вправе пройти обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в АО "Росжелдорпроект", а не в обучающей организации.
Согласно материалам дела в АО "Росжелдорпроект" такая комиссия, созданная на основании приказа от 04 мая 2011 г. N ***, имелась и состояла из должностных лиц общества, прошедших обучение в обучающих организациях, имеющих соответствующую аккредитацию.
Приказом генерального директора АО "Росжелдопроект" *** от 28 апреля 2010 г. были также утверждены программа обучения по охране труда сотрудников центрального аппарата, план обучения по охране труда, конспект лекций по охране труда для сотрудников центрального аппарата и вопросы к билетам.
Таким образом, имеющаяся в АО "Росжелдорпроект" комиссия являлась правомочной и была вправе проводить обучение работников, указанных в абз. 10 п. 2.3.2 Порядка, по охране труда и проводить проверку знаний ими требований охраны труда. При этом сотрудники центрального аппарата АО "Росжелдорпроект", занимающие должности категории руководителей, в том числе *** прошли обучение по охране труда в обществе и были аттестованы комиссией по проверке знаний требований охраны труда работников центрального аппарата АО "Росжелдорпроект".
Изложенные обстоятельства, оцениваемые в своей совокупности, и приведенные выше положения законодательства о труде и охране труда не были учтены должностным лицом ГИТ в г. Москве при вынесении постановления о привлечении АО "Росжелдорпроект" к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и судьей районного суда при рассмотрении жалобы на данное постановление, что привело к принятию незаконных и необоснованных решений.
Таким образом, в ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении требования ст. 24.1 и ст. 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не были соблюдены.
С учетом изложенного, постановление главного государственного инспектора труда ГИТ в г. Москве от 28 декабря 2015 г., решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении АО "Росжелдорпроект" подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
жалобу представителя АО "Росжелдорпроект" Курляндской Е.А. удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в г. Москве от 28 декабря 2015 г. N ***, решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении АО "Росжелдорпроект", отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда Харитонов Д.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.