Судья Московского городского суда Исюк И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Макдональдс" Рода С.И. с дополнениями защитника Улымова О.И., на решение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 10 июня 2016 года, которым
постановление N ********** врио заместителя начальника отдела УФМС России по г. Москве в ЮАО Горицкого С.П. от 14 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО "Макдональдс", - оставлено без изменения, жалоба защитника Рода С.И., - без удовлетворения,
установил:
14 апреля 2016 года заместителем начальника ОУФМС России по г.Москве в ЮАО Горицким С.П. вынесено постановление N ************, в соответствии с которым юридическое лицо ООО "Макдональдс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ******** рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Рода С.И. обжаловал его в Нагатинский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено изложенное выше решение.
В жалобе, направленной в Московский городской суд, защитник Рода С.И ставит вопрос об отмене вынесенного судебного решения, а также постановления должностного лица ОУФМС, прекращении производства по делу, ссылаясь на недоказанность виновности ООО "Макдоналдс" в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ, процессуальные нарушения, допущенные в ходе административного расследования.
В заседание суда второй инстанции законный представитель ООО "Макдоналдс", защитник Рода С.И. не явились, о времени и месте рассмотрения поданной жалобы извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.
Защитник ООО "Макдоналдс" адвокат Улымов О.И. в заседании суда второй инстанции жалобу защитника Рода С.И. поддержал, в дополнениях к жалобе указал на допущенные административным органом нарушения установленного законом срока возбуждения дела и составления протокола об административном правонарушении, что в условиях проведения проверочных мероприятий по выявленным фактам несоответствия действий иностранных граждан требованиям миграционного законодательства, повлекло нарушение прав ОАО "Макдоналдс", в течение длительного времени не находившегося в статусе лица, в отношении которого возбуждено дело об административно правонарушении, и лишенного возможности при указанных выше обстоятельствах воспользоваться предусмотренными ст. 25.1 КоАП РФ правами.
Проверив материалы дела, изучив жалобу, выслушав правовую позицию защитника адвоката Улымова О.И., оснований для отмены или изменения постановления должностного лица ОУФМС, а также решения судьи Нагатинского районного суда г.Москвы от 10 июня 2016 года, не усматриваю.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В силу части 4 статьи 18.15 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 названной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан
1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;
2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;
8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;
8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;
9) являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации в установленном законодательством порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
10) осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации;
11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;
12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.
Также согласно п. 8 ст.13 указанного закона, работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Как усматривается из материалов дела, 30 сентября 2015 года в 12 час. 30 мин. законный представитель юридического лица ООО "Макдональдс" по адресу: **********, привлек к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего гражданина Республики ****** ******** прибывшего на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, и не имеющего разрешения на работу либо патента в г. Москве, нарушив при этом п. 4 ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения ООО "Макдональдс" подтверждены совокупностью доказательств, представленных в материалах дела, а именно: протоколом об административном правонарушении *** N ******* от 05 апреля 2016 года, составленным в отношении ООО "Макдональдс" уполномоченным должностным лицом; распоряжением УФМС России по г. Москве о проведении выездной внеплановой проверки мест пребывания (проживания), мест фактического осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства от 30 сентября 2015 года N ***; протоколом осмотра территории от 30 сентября 2015 года с фототаблицей; актом проверки положений миграционного законодательства РФ от 30 сентября 2015 года N ***; протоколом об административном правонарушении от 30 сентября 2015 года ****N *****, составленным в отношении гражданина ********* ***********; письменными объяснениями ********** от 30 сентября 2016 года; постановлением Нагатинского районного суда г. Москвы от 01 октября 2015 года, вынесенным по ч.2 ст. 18.10 КоАП РФ, в отношении *******; рапортом инспектора ОППМ ОУФМС России по г.Москве в ЮАО майора внутренней службы *********; договором N ******** купли-продажи объекта недвижимости; актом приема-передачи; иными материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Объективных сведений, опровергающих или ставящих их под сомнение, не имеется.
********, являясь гражданином Республики ******, не относится к иностранным гражданам, имеющим право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации без надлежащим образом оформленного разрешения на работу, патента.
Ответственность за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина несет юридическое лицо ООО "Макдональдс", которое было обязано соблюдать установленные требования закона, требования Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Усмотрев на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в действиях ООО "Макдоналдс", выразившихся в допуске к трудовой деятельности иностранного гражданина в отсутствие у него разрешения на работу, патента в нарушение требований Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", заместитель начальника ОУФМС России по г.Москве в ЮАО Горицкий С.П. 14 апреля 2016 года вынес постановление N ****** о привлечении ООО "Макдоналдс" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ с наложением административного наказания в виде административного штрафа в размере ******** рублей.
Проверка судом второй инстанции как материалов дела об административном правонарушении в целом, так и доводов поступившей на рассмотрение жалобы с дополнениями, позволяет прийти к выводу о том, что должностным лицом административного органа, а в последствии судьей районного суда, были правильно установлены все юридически значимые обстоятельства по делу, определен надлежащий субъект данного административного правонарушения, которым является ООО " Макдоналдс".
При вышеизложенном, доводы жалобы о том, что доказательства, положенные в основу вывода о доказанности виновности ООО "Макдоналдс" в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ, не отвечают требованиям относимости и допустимости, поскольку подтверждают вину только иностранного гражданина, осуществлявшего трудовую деятельность в отсутствие разрешительных документов, а также о том, что иностранный гражданин был задержан на объекте в период осуществления ремонтных работ иными юридическими лицами, - не опровергают правильных выводов должностного лица административного органа и судьи районного суда о наличии в действиях ООО "Макдоналдс" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ, и не влекут отмену постановленных в отношении Общества административных актов.
По существу изложенные доводы направлены на переоценку исследованных при рассмотрении дела доказательств и установленных обстоятельств дела, в связи с чем, не влекут отмену постановления, а также судебного решения, принятого по результатам проверки материалов дела об административном правонарушении в полном объеме.
Вопреки доводам жалобы, суд второй инстанции не усматривает каких-либо нарушений процессуальных норм при проверке дела об административном правонарушении в рамках поступившей на рассмотрение жалобы с дополнениями на вынесенное должностным лицом постановление о привлечении ООО "Макдоналдс" к административной ответственности, отмечая при этом соблюдение процедуры производства по делу об административном правонарушении, особенности которой закреплены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, а также соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Подлежат отклонению доводы жалобы о существенном нарушении административным органом требований КоАП РФ к срокам вынесения постановления возбуждения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении, поскольку в соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут при рассмотрении дела по существу, а также нарушения, установленных ст. ст. 28.5, 28.8 КоАП РФ сороков составления протокола об административном правонарушении, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Также не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о нарушениях при проверке, которая проведена без надлежащего уведомления законного представителя юридического лица.
В рассматриваемом случае проверка производилась на основании норм Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в силу части 10 статьи 32 которого предварительное уведомление работодателя, заказчика услуг, принимающей стороны о проведении внеплановой проверки соблюдения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности не допускается.
В материалах дела представлена фототаблица, являющаяся приложением к протоколу осмотра территории от 30 сентября 2015 года по адресу: ******** с фотофиксацией факта осуществления трудовой деятельности гражданином Республики ******** ********, что свидетельствует о соблюдении миграционным органом порядка осмотра территории, фиксации результатов осмотра в протоколе с приложением фототаблицы. При этом выявленное в ходе проведения проверки событие административного правонарушения послужило основанием для возбуждения в отношении ООО "Макдоналдс" дела об административном правонарушении.
Вывод судьи о виновности юридического лица ООО "Макдональдс" в совершении правонарушения соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности ООО "Макдональдс" в совершении инкриминируемого ему деяния по материалам дела не усматривается.
Административное наказание в виде штрафа назначено должностным лицом в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, избранная мера соответствует характеру совершённого правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, данным о юридическом лице.
Вопреки доводам в жалобе, нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену решения судьи и постановления должностного лица, по делу не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
Решение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 10 июня 2016 года и постановление N****** заместителя начальника ОУФМС России по г.Москве от 14 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, вынесенные в отношении юридического лица ООО "Макдональдс" - оставить без изменения, жалобу защитника Рода С.И. с дополнениями защитника Улымова О.И., - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда И.В. Исюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.