Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С., при секретаре Гусельниковой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аняновой А.С., Спиридоновой Н.О. к ОАО "Читаэнергосбыт", АО "Улан-Удэ Энерго" о признании действий незаконными, запрещении использовать показания установленного коллективного (общедомового) прибора учета, обязании произвести определенные действия
по апелляционной жалобе ОАО "Читаэнергосбыт" ТП "Энергосбыт Бурятии" на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 06 мая 2016 г., которым постановлено:
Исковые требования Аняновой А.С., Спиридоновой Н.О. удовлетворить частично.
Запретить ОАО "Читаэнергосбыт" использовать показания установленного общедомового прибора учета на сетях многоквартирного дома N " ... " по ул. " ... " для расчетов за потребленную электрическую энергию.
Обязать ОАО "Читаэнергосбыт" произвести перерасчет электрической энергии на общедомовые нужды с 30.06.2014г. по дату вступления в законную силу настоящего решения.
Взыскать с ОАО "Читаэнергосбыт" в пользу Аняновой А.С. денежную сумму " ... " руб.
Взыскать с ОАО "Читаэнергосбыт" в доход муниципального образования т. Улан-Удэ государственную пошлину в сумме " ... " руб.
В остальной части исковые требования Аняновой А.С., Спиридоновой Н.О. оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Анянову А.С., действующую также в интересах несовершеннолетнего Анянова Н.Р., истца Спиридонову Н.О., представителя ответчика ОАО "Читаэнергосбыт" Еремееву В.С., представителя третьего лица ООО "Экмос" Герасимова М.А., третье лицо Пашинскую Л.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском, Анянова А.С. просила признать незаконными действия АО "Улан-Удэ Энерго" по установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии на сетях многоквартирного дома N " ... " по ул. " ... "; запретить АО "Улан-Удэ Энерго" и ОАО "Читаэнергосбыт" использовать установленный коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии для расчетов за потребленную электроэнергию и обязать АО "Улан-Удэ Энерго" произвести его демонтаж; обязать ОАО "Читаэнергосбыт" произвести перерасчет оплаты за электроэнергии на общедомовые нужды с 01.06.2014 по дату вступления в законную силу судебного решения и возвратить оплаченные неосновательно " ... " руб.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме N " ... " по ул. " ... " Ээнергоснабжающая организация установилана фасаде дома прибор учета электроэнергии, который используется для расчета оплаты электроэнергии на общедомовые нужды. Данный прибор установлен с нарушением требований закона: без согласования с собственниками, акт ввода в эксплуатацию отсутствует, дом сетевой организацией на предмет наличия технической возможности установки прибора учета не обследовался. Капитальный ремонт дома 1960-х г.г. постройки и электросетей не проводился. Аварийное состояние сетей электроснабжения влечет потери объема потребленной электроэнергии и как следствие увеличение платежей на общедомовые нужды. Прибор учета установлен на с нарушением Правил устройства электроустановок.
05.04.2016г. в суд с исковым заявлением обратилась Спиридонова Н.О., в котором заявила аналогичные требования.
Определением от 20.04.2016г. дела по исковым заявлениям Аняновой А.С., Спиридоновой Н.О. объединены в одно производство.
В судебном заседании истец Анянова А.С., действующая за себя и за несовершеннолетнего Анянова Н.Р., уточнила исковые требования, просила взыскать с ОАО "Читаэнергосбыт" " ... " руб., в остальной части требования поддержала.
Истец Спиридонова Н.О. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ОАО "Читаэнергосбыт" Сулимова О.Д. исковые требования не признала, указав, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о наличии нарушений при установке коллективного (общедомового) прибора учета. Поскольку многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, расчет объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, должен производиться в соответствии с п.13 Приложения N2 к Правилам утвержденным, постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011г. (пункты 44, 48 Правил).
Представитель ОАО "Улан-Удэ Энерго" Семенова Г.А. не признала исковые требования, пояснив, что законом не предусмотрено обязательное согласие собственников помещений многоквартирного дома на установку общедомового прибора учета. В срок до 01.07.2012г. собственники должны были установить коллективный (общедомовой) прибор учета, однако, свою обязанность не выполнили. В марте 2012г. АО "Улан-Удэ Энерго" на границе балансовой принадлежности установлен прибор учета электроэнергии, он соответствует требованиям п.п. 138, 152, 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. Прибор учета введен в эксплуатацию в присутствии представителя ОАО "Бурятэнергосбыт", представлявшего потребителей на основании договора от 15.07.2010г. На момент установки прибора учета дом не был признан нуждающимся в капитальном ремонте, поэтому нарушение закона при его установке не допущено. Кроме того, истцами пропущен срок исковой давности по требованиям к АО "Улан-Удэ Энерго".
Третьи лица Дашиева P.P., Николаева И.Ц., Представитель третьего лица ООО "Экмос" Герасимов М.А поддержали исковые требования.
Третьи лица Дашиев Д.С, Дашиева Б.О., представляющая также интересы несовершеннолетних " ... "., Дашиева Г.С, представляющая также интересы несовершеннолетних " ... " Пашинская Л.М., Иванков А.В., Мартынова Я.Г., Спиридонова Л.А., Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в судебное заседание не явились, извещены были надлежащим образом.
Суд постановилрешение, которым исковые требования удовлетворил частично.
Обращаясь с апелляционной жалобой, ОАО "Читаэнергосбыт" ТП "Энергосбыт Бурятии", просило отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы заявитель указал, что прибор учета, установленный по адресу: " ... ", является коллективным (общедомовым) прибором учета, поскольку определяет объем электрической энергии, поступивший в многоквартирный жилой дом. Установка и использование общедомового прибора учета, установленного ранее 01.07.2012г., не противоречит действующему законодательству. Вывод суда о том, что прибор учета должен использоваться для расчетов между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией является необоснованным.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "Читаэнергосбыт" Еремееева В.С. поддержала доводы жалобы, против которых возражали Анянова А.С., Спиридонова Н.О., третье лицо Пашинская Л.М., представитель третьего лица ООО "Экмос" Герасимов М.А.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию по договору энергоснабжения определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности до 1 июля 2012 года, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Вместе с тем, в силу предл. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г., а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения". Необходимость такого обследования установлена в том числе п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. N354 (далее - правила предоставления коммунальных услуг собственникам). Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.
Из материалов дела видно, что Анянова А.С. и А. являются собственниками квартиры N " ... " в многоквартирном жилом доме N " ... " по ул. " ... ". Спиридонова Н.О. является собственником квартиры N " ... " в том же доме.
Из финансово-лицевых счетов истцов видно, что с июня 2014г. начисление оплаты за общедомовые нужды производится исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного на фасаде данного дома 20 марта 2012 г. ОАО "Улан-Удэ Энерго", являющегося сетевой организацией. Факт установки прибора подтверждается Актом N " ... " от 20.03.2012г., составленным инженером ОАО "Улан-Удэ Энерго" К.
Как следует из сведений, представленных по запросу судебной коллегии ФГУП "Ростехинвентаризация", Администрацией г.Улан-Удэ, Администрацией Железнодорожного района г.Улан-Удэ, Комитетом городского хозяйства г.Улан-Удэ, жилой дом по ул. " ... ", 1960г. постройки, имеет процент износа 70%, что свидетельствует о его неудовлетворительном состоянии, при этом сведения о проведении капитального ремонта жилого дома после его строительства отсутствуют.
Между тем, как следует из Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (табл. 2.1) - при физическом износе от 40 до 65% для деревянных зданий - требуется немедленный капитальный ремонт всего здания с восстановлением.
В рассматриваемом случае сведения о том, что до установки общедомового прибора учета жилой дом был обследован в порядке, установленном Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627, на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, в целях определения возможности использования прибора учета при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению, суду представлено не было, сведения о составлении акта в соответствии с приложением 2 к указанному приказу не представлены.
Кроме того, имеющийся в деле акт N " ... " от 20.03.2012г. нельзя признать актом ввода прибора в эксплуатацию, поскольку его содержание не соответствует требованиям, изложенным в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 (далее - Основные положения), а также в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам.
Согласно п.п. 137, 152 Основных положений прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Согласно п.154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
Аналогичные требования установлены п.81(4) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в соответствии с которым в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); работоспособность прибора учета.
В силу изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что техническая возможность установки коллективного прибора учета в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. N 627, в данном случае не подтверждена, ввод прибора в эксплуатацию в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не осуществлен, в связи с чем данный прибор учета нельзя признать законно установленным, его показания не могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции, который признал незаконным использование показаний данного прибора учета для расчетов за потребленную электрическую энергию и обязал произвести перерасчет в отношении истцов, следует признать правильным.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции, основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения.
По изложенным мотивам судебная коллегия оснований к отмене решения не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 06 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Т.Б. Казанцева
П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.