Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего Раднаевой Т.Н.,
судей Назимовой П.С., Казанцевой Т.Б.,
при секретаре Гусельниковой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алемасовой О.В. к Кяхтинскому лесничеству Республиканского агентства лесного хозяйства, Республиканскому агентству лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Республики Бурятия о признании решения об отказе в выделении лесосеки в Кяхтинском лесничестве незаконным,
по апелляционной жалобе Республиканского агентства лесного хозяйства на решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 17 мая 2016 года, которым постановлено:
признать решение отдела организации и обеспечения деятельности Кяхтинского лесничества Республиканского агентства лесного хозяйства, от ... об отказе Алемасовой О.В. в выделении лесосеки в Кяхтинском лесничестве для заготовки древесины в объеме 300 куб. м. для строительства жилого дома незаконным.
Обязать отдел организации и обеспечения деятельности Кяхтинского лесничества Республиканского агентства лесного хозяйства, Республиканское агентство лесного хозяйства выделить Алемасовой О.В. лесосеку в Кяхтинском лесничестве для заготовки ликвидной древесины в объеме до 300 куб.м. для строительства индивидуального жилого дома по адресу: " ... ".
Заслушав доклад судьи Раднаевой Т.Н., выслушав Алемасову О.В. и ее представителя Оганесян В.В., представителя Республиканского агентства лесного хозяйства Кривобокову В.В., ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Постановлением главы муниципального образования "Кяхтинский район" от ... Алемасовой О.В. предоставлен в собственность земельный участок N ... в г. " ... ", бесплатно на основании п.п. "б" п. 2 ст. 1 Закона Республики Бурятия от 16 октября 2002г. N 115-III".
На основании указанного постановления, главой МО "Город Кяхта" ... издано распоряжение, которым рекомендовано выделить деляну Алемасовой О.В. для заготовки ликвидной древесины в количестве 300 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома.
Решением лесничего Кяхтинского лесничества от ... , Алемасовой О.В. отказано в выделении лесосеки в Кяхтинском лесничестве для заготовки древесины по мотиву отсутствия лесосечного фонда по нормативу до 300 куб. м.
Решением этого же лесничего от ... Алемасовой О.В. вновь отказано в выделении лесосеки в Кяхтинском лесничестве для заготовки древесины, по мотиву внесения изменений в Закон Республики Бурятия N 2455-111 "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд" (далее- Закон РБ "О порядке и нормативах ... ").
Обращаясь в суд, Алемасова О.В. просила признать незаконным отказ Кяхтинского лесничества в выделении лесосеки от ... на том основании, что ее право на заготовку древесины в объеме 300 куб. м. для строительства жилого дома возникло в период действия прежней редакции приведенного Закона Республики Бурятия и оно не реализовано ею своевременно, по независящим от нее причинам.
В судебном заседании Алемасова О.В. и ее представитель Оганесян В.В. на иске настаивали, лесничий отдела организации и обеспечения деятельности Кяхтинского лесничества Альбеков Р.Р., одновременно представляющий интересы Республиканского агентства лесного хозяйства с административным иском не согласился. Пояснил, что на момент принятия оспариваемого решения, Закон, предусматривавший норматив заготовки древесины в количестве 300 куб. м. утратил силу, в силу чего основания для выделения лесосеки и заключения договора купли-продажи не имелось.
Районный суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаев И.М. просит отменить решение суда полностью, принять новое. При этом ссылается на неправильное применение судом норм материального права, выразившееся в применении законодательства, которое не действовало на момент возникновения спорного правоотношения. В частности, поскольку предметом оспаривания являлось решение от ... , при проверке его законности подлежали применению положения закона РБ "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд" в редакции, действовавшей на момент его принятия. Первоначальный отказ в предоставлении лесосеки от ... оспорен не был, кроме этого Алемасова не была лишена права обратиться за получением древесины в другие лесничества.
На данную жалобу, административным истцом принесены возражения, в которых она просит оставить оспариваемое решение суда без изменения.
В заседании судебной коллегии представитель Республиканского лесного агентства Кривобокова В.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, Алемасова О.В. ее и представитель Оганесян В.В., напротив возражали против ее удовлетворения, просили оставить решение районного суда без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, не находит оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для его отмены.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п.п. "ж, к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, жилищное, земельное и лесное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации право на жилище реализовывается как посредством предоставления жилья в натуре (по договору социального найма), так и посредством создания государством условий для жилищного строительства, в том числе посредством бесплатного предоставления в собственность земельных участков и последующего создания условий для самостоятельной заготовки гражданами древесины для жилищного строительства.
Так, пунктом "б" ч. 2 ст. 1 Закона Республики Бурятия от 9 октября 2002г. N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" предусмотрено бесплатное и однократное предоставление в собственность для индивидуального жилищного строительства земельных участков гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Получение земельного участка по приведенному основанию, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Кроме этого, получение земельного участка по указанному основанию, в соответствии с п.п. "б" п. 1 ч. 3 ст. 2 Закона Республики Бурятия от 7 сентября 2007г. N 2455-III " О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд" (в редакции, действовавшей до 20 октября 2014г.) давало гражданам право один раз заготовить до 300 куб. м. древесины для жилищного строительства.
Таким образом, до 20 октября 2014г. граждане, проживающие на территории Республики Бурятия могли реализовать свое конституционное право на жилье посредством жилищного строительства, а именно: получить бесплатно в собственность земельный участок и заготовить до 300 куб. м. древесины один раз.
Соответственно указанные нормы приведенных законов республики, регламентировали не только вопросы земельного и лесного законодательства, но и жилищного, поскольку устанавливали механизм реализации гражданами права на жилище посредством жилищного строительства.
В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (ч. 2).
Как уже указывалось выше, право на заготовку 300 куб. м. в рамках приведенных положений Законов Республики Бурятия, у Алемасовой возникло в ... В частности, земельный участок в ее собственность предоставлен постановлением органа местного самоуправления от ... , как лицу, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Ее потребность в древесине в количестве до 300 куб. м., в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона РБ "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд" в установленном порядке подтверждена распоряжением главы МО "Город Кяхта" от ...
Вместе с тем, несмотря на перечисленные законоположения, гарантировавшие ей в соответствии с Конституцией РФ реализацию права на жилище посредством жилищного строительства (в том числе посредством заготовки до 300 куб. м. древесины), решением отдела организации и обеспечения деятельности Кяхтинского лесничества ГКУ РБ " " ... "" от ... Алемасовой было отказано в выделении лесосеки по мотиву отсутствия лесосечного фонда по нормативу до 300 куб. м., тогда как возможность такого отказа не предусматривалась нормами Лесного кодекса РФ и нормами приведенного Закона РБ "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд".
Оспариваемым решением от ... отдел организации и обеспечения деятельности Кяхтинского лесничества ГКУ РБ " " ... "" вновь отказал в выделении Алемасовой лесосеки для заготовки древесины в объеме 300 куб. м. на том основании, что п.п. "б" п. 1 ч. 3 ст. 2 приведенного Закона, предусматривавшего нормативы заготовки до 300 куб. м. древесины один раз гражданами, которым земельные участки предоставлены в соответствии с ч.ч. 2 и 5 ст. 1 Закона РБ "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" с 20 октября 2014г. утратил силу.
Поскольку право на заготовку древесины в указанных объемах, у Алемасовой возникло до 20 октября 2014г., оно не было своевременно реализовано ею по независящим от нее причинам, районный суд правомерно пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения.
С учётом перечисленных фактических обстоятельств и законоположений, включая положения Конституции Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом районного суда.
Право на заготовку древесины в количестве до 300 куб. м. возникло у Алемасовой (в рамках реализации ее права на жилье) до 20 октября 2014г. До этой же даты, у соответствующих органов государственной власти возникла обязанность по отношению к данному праву - предоставить последней до 300 куб. м. древесины для самостоятельной заготовки.
При таких обстоятельствах, оснований для принятия оспариваемого решения об отказе в заготовке древесины в объеме до 300 куб. м. не имелось, так как положения Закона РБ от 7 октября 2014г. N 689-V "О внесении изменений в статью 2 Закона Республики Бурятия "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд" не предусматривали их обратную силу и соответственно возможность их распространения на отношения, возникшие до введения их в действие.
Несмотря на отсутствие приведенных суждений в оспариваемом судебном акте, оснований для его отмены нет, поскольку по существу оно постановлено верно.
Доводы апелляционной жалобы, напротив, выводов районного суда и изложенного выше не опровергают, а потому подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Действительно, на момент принятия оспариваемого решения, положения п.п. "б" п. 1 ч. 3 ст. 2 Закона Республики Бурятия "О порядке и нормативах ... " утратили силу. Вместе с тем, учитывая то, что право истца на получение древесины в объеме до 300 куб. м. и корреспондирующая ему обязанность органа государственной власти Республики Бурятия обеспечить реализацию данного права возникли до внесения изменений в приведенный Закон, у должностных лиц отдела организации и обеспечения деятельности Кяхтинского лесничества ГКУ РБ " " ... "" оснований для отказа в реализации данного права, с учетом перечисленного, не имелось.
В соответствии с п. 1.3 Положения "О Республиканском агентстве лесного хозяйства", утверждённого постановлением Правительства РБ от 25 января 2007г. N 13, Агентство руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Бурятия, федеральными законами, законами Республики Бурятия, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Главы Республики Бурятия и другими нормативными актами.
С учетом изложенного, при принятии оспариваемого решения, должностное лицо Агентства помимо норм приведенного Закона республики обязан был учитывать иные требования действующего законодательства, в том числе нормы, регламентировавшие порядок действия закона во времени (включая ст. 6 ЖК РФ); время возникновения и жилищный характер спорных правоотношений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 17 мая 2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.