Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу Шелупайко С.Н. на решение судьи Партизанского районного суда Приморского края от 27 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ЗАО "Строитель-43" Шелупайко С.Н.,
установила:
постановлением начальника оперативного отдела по контролю, надзору, охране ВБР и среды их обитания Федерального агентства по рыболовству Управления по Приморскому краю N от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ЗАО "Строитель-43" Шелупайко С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей.
Решением вышестоящего должностного лица - и.о. руководителя Приморского территориального управления Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в отношении генерального директора ЗАО "Строитель-43" постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Решением судьи Партизанского районного суда Приморского края от 27 ноября 2015 года жалоба генерального директора ЗАО "Строитель-43" Шелупайко С.Н. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставлена без удовлетворения.
Генеральным директором ЗАО "Строитель-43" Шелупайко С.Н. в Приморский краевой суд подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи и прекращении производства по делу.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав объяснения Шелупайко С.Н. и его защитника Черняк Е.В., поддержавших доводы жалобы, возражения представителей Приморского территориального управления Росрыболовства Смирнова Н.А., Бондарцова М.В. и Тарасовой А.М., прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от восьми до двенадцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области использования и охраны территорий, предназначенных для защиты водных объектов и обеспечения правомерных видов пользования ими.
Объективная сторона правонарушения выражается в использовании прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Правовое регулирование охраны прибрежной защитной полосы водных объектов, их водоохранных зон осуществляется на основе норм Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и подзаконными нормативными актами.
Согласно пункту 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Подпунктом 3 пункта 4 вышеназванной статьи Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженность от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
В силу статьи 50 Закона о рыболовстве, постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года N 384 "Об утверждении правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 569 "Об утверждении правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания", при осуществлении деятельности по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрению новых технологических процессов и иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, в частности с территориальным органом Федерального агентства по рыболовству.
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ Приморским территориальным управлением Госкомрыболовства России ОАО "Строитель-43" согласован проект по расчистке русла реки Литовка от кос с левой и правой стороны русла, находящихся ниже и выше моста трассы Находка-Владивосток (рбохозяйственная мелиорация в русле реки Литовка). Данным проектом предусмотрена выборка кос на 38 участках вдоль русла реки общей площадью 257013 кв. м. с 2008 по 2017 годы. Работы по проекту согласованы государственным органом на условиях соблюдения обществом определенных ограничений, в том числе: разработка наносов должна осуществляться выше отметки минимального 30 дневного периода среднемноголетнегно уровня воды за пределами основного русла, отработка грунта должна производится с низовой части выступающего (выпуклого) берега каждой излучины (косы), на каждом участке, вдоль уреза воды, оставляется защитная полоса шириной 1,5 м, расположенная на 0,5 м выше отметки минимального среднемноголетнего уровня воды, выборка грунта планируется с заглублением на 1-1,5 м, вынутый грунт должен размещаться на расстоянии 30-50 м от места зачистки, во временный отвал, за пределами 10 метровой защитной зоны, удаленность отвала от уреза реки должна быть не менее 50 м., по завершению выборки каждой косы должны быть составлены акты приемки производства работ сотрудниками районных отделов ФГУ "Приморрыбвод", Приморского ТУ Госкомрыболовства России и представителей ОАО "Строитель-43". Для реализации всего объема работ, необходимо проходить согласование по каждому (или нескольким) участкам с проектной корректировкой (площадей, объемов, мест расположения и пр.) внесенной природными явлениями на период производства работ с третьей декады ноября до 1 апреля следующего года.
ДД.ММ.ГГГГ Приморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству ЗАО "Строитель-43" согласована проектная документация "Корректировка проекта по расчистке устья и русла реки Литовка от кос N1, N с левой и правой стороны русла находящихся ниже моста трассы Находка-Владивосток" на условиях выполнения ЗАО "Строитель -43" запланированных восстановительных мероприятий по возмещению нанесенного вреда водным биоресурсам; выполнении разработанных природоохранных мероприятий; производства работ в указанных координатах, в период устойчивого ледостава, без изъятия насосов ниже отметки многолетнего меженного уровня воды в водном объекте; соблюдения требований статьи 65 Водного кодекса РФ; предоставления ежегодно, начиная с 2013 года, перед началом и по окончанию выемки песчано-гравийных насосов документарную информацию о состоянии планируемого к отработке (отработанного) участка и об объемах выполненных работ.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором ОпОНПР Приморского территориального управления Росрыболовства Смирновым Н.А. вынесено определение о возбуждении в отношении ЗАО "Строитель-43" дела об административном правонарушении по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования.
Поводом для возбуждения дела послужили результаты осмотра левого берега реки Литовка в районе автомобильного моста трассы Находка-Артем, проведенного ДД.ММ.ГГГГ с ... до ... должностными лицами Приморского территориального управления Росрыболовства.
В ходе осмотра, проведенного с участием генерального директора ЗАО "Строитель-43" Шелупайко С.Н., установлено, что примерно в 40 м выше по течению от автомобильного моста трассы Находка-Владивосток ЗАО "Строитель-43" с использованием специальной техники производятся ь работы по выборке песчано- гравийной смести. Площадка, расположенная выше по течению реки от моста, под выборку пескогравия была разграничена вешками, выборка грунта производилась с левой стороны от кромки левого берега реки Литовка, рядом с насыпью, в 1м от уреза воды, на левом берегу стоял грузовик. Ниже по течению реки Литовка от автомобильного моста трассы, на левом берегу также находились две насыпи, ближе к мосту пескогравийная смесь вместе с кустарником и дальняя насыпь - чистая пескогравийная смесь. Также отмечено, что на реке Литовка не было обнаружено ледостава, река была свободна.
Между тем, производство работ в водоохраной зоне реки Литовка согласованно ТУ Росрыболовство только в период устойчивого ледостава.
Согласно ГОСТу 19179-73 ледоставом признается фаза ледового режима, характеризующаяся образованием ледяного покрова, устойчивый ледостав - ледостав, характеризующийся плотным устойчивым ледяным покровом (л.д. 187).
Собранные по делу доказательства бесспорно подтверждают, что работы ЗАО "Строитель-43" начаты до установления на реке Литовка устойчивого ледяного покрова.
Утверждение заявителя о том, что работы проводились в сроки согласованные в заключении Приморского территориальным управлением Россрыболовства N от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствуют о соблюдении юридическим определенных в согласовании ограничений и условий, а именно: производство работ возможно только в период устойчивого ледостава.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что работы в водоохраной зоне реки Литовка по выемке пескогравия в рамках согласованного ДД.ММ.ГГГГ N Приморским территориальным управлением Росрыболовства скорректированного проекта по расчистке устья и русла реки Литовка от косы N начаты ЗАО "Строитель-43" до ДД.ММ.ГГГГ.
Так, из протокола опроса от ДД.ММ.ГГГГ машиниста экскаватора Сергеева Н.С. следует, что экскаватор арендует ЗАО "Строитель-43", с ДД.ММ.ГГГГ он осуществляет погрузку пескогравия, работает в первую смену с 8 ... до ... , (л.д. 236).
Опрошенный машинист экскаватора Улитин И.Е. пояснил, что работы по выборке пескогравия начали с ДД.ММ.ГГГГ, работает в первую смену с ... до ... , работу начал в 100 метрах вниз по течению реки Литовка от моста, выбирал косу на глубину 1 м над водой (л.д.237).
Согласно карте схемы к акту осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ на участке находились два котлована размерами 49,2 м х 33,2 м. и 24м х 22 м, три насыпи пескогравия, одна из них с кустарником, на одной насыпи находился экскаватор, осуществлявший погрузку пескогравия в грузовик.
Таким образом, из опроса указанных свидетелей следует, что работы по выборке пескогравия были начаты ЗАО "Строитель-43" до ДД.ММ.ГГГГ, что также объективно подтверждается протоколом осмотра и схемой к нему от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым за 5 минут до начала рабочей смены, а именно в ... на территории водоохраной зоны реки уже находились три отвала и производилась отгрузка чистого пескогравия, тогда как по условиям согласования вынутый грунт подлежал к вывозке после стекания воды, не ранее чем через одни сутки.
Нарушение условий согласования от ДД.ММ.ГГГГ N, выданного Приморским территориальным управлением Росрыболовства, является административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных положений.
Учитывая доказанность факта совершения административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вины должностного лица - генерального директора ЗАО "Строитель-43" Шелупайко С.Н. в его совершении, поскольку последний при производстве работ на реке Литовка не обеспечил соблюдение всех условий, на которых органом государственной власти ЗАО "Строитель-43" была согласована хозяйственная деятельность в защитной и водоохраной зоне водного объекта, должностные лица Росрыболовства, а также судья Партизанского районного суда Приморского края пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для привлечения Шелупайко С.Н. к административной ответственности.
Представленный в судебное заседание Шелупайко С.Н. ответ начальника ФГБУ "Приморское УГМС" от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу на реке Литовка гидрологических наблюдения не проводит и сведениями о среднемноглетнем меженном уровне воды и ледовых явлениях за последние 5 лет не располагает, не может быть принят в качестве доказательства, опровергающего нарушение ЗАО "Строитель-43" согласованных Росрыболовством условий начала работ в водоохраной зоне водного объекта.
Информация начальника Находкинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране ВБР и среды их обитания Приморского территориального управления Росрыболовства Дедова Н.А. признается неотносимой к событиям настоящего дела, поскольку из неё следует, что Находжкинским отделом проводился осмотр территории ведения работ в районе через реку Литовку в ДД.ММ.ГГГГ, тогда как в вину должностному лицу вменяются нарушения, допущенные при проведении работ в ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы жалобы о том, что акты обследования от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ которыми также зафиксирован факт допущенного правонарушения, не могут являться доказательством по делу об административном правонарушении, так как составлены без участия представителя общества, является несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых (часть 2 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ проверяющими осуществлялось обследование водоохраной зоны реки Литовка, не принадлежащей заявителю на каком-либо праве, а поэтому при совершении указанных действий участие представителя общества не являлось обязательным.
Иные доводы жалобы не опровергают выводы должностного лица Росрыболовства о наличии в действиях Шелупайко С.Н. состава вмененного ему административного правонарушения.
Административное наказание Шелупайко С.Н. назначено в размере, установленном санкцией части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о назначении Шелупайко С.Н. административного наказания за совершение указанного административного правонарушения, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, нарушений процессуальных требований влекущих отмену принятых по делу решений, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы Шелупайко С.Н. не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
решение судьи Партизанского районного суда Приморского края от 27 ноября 2015 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ЗАО "Строитель-43" Шелупайко С.Н.
Судья С.П. Судницына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.