Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев жалобу защитника гражданина КНР ... - Бекетовой Н.В. на решение судьи Красноармейского районного суда Приморского края от 1 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина КНР ... ,
установила:
постановлением начальника ОУФМС России по Приморскому краю в Красноармейской муниципальном районе N от ДД.ММ.ГГГГ гражданин КНР ... признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Решением судьи Красноармейского районного суда Приморского края от 1 июля 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ... - Бекетовой Н.В. - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, защитник ... - Бекетова Н.В. подала жалобу, в которой ставится вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи, и о прекращении производства по делу.
Ознакомившись с доводами жалобы, письменными возражениями начальника ОУ ФМС России по Приморскому краю в Красноармейском муниципальном районе Булгаковой С.Н., изучив материалы дела, выслушав защитников гражданина КНР ... - Бекетову Н.В., Когана П.А., Грущенко О.А., возражения представителя УМВД России по Приморскому краю - Соломанюка Д.А., прихожу к следующим выводам.
Согласно протоколу об административном правонарушении гражданин КНР ... ДД.ММ.ГГГГ в нарушение пункта 4.2 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" осуществлял трудовую деятельность в качестве водителя по адресу: "адрес", при наличии разрешения на работу, дающего право на трудовую деятельность на территории Российской Федерации по профессии "станочник деревообрабатывающего станка".
Постановлением начальника ОУФМС России по Приморскому краю в Красноармейском муниципальном районе от 6 мая 2016 года Лю Гуанжэнь привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре дела судьей районного суда ... изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении обстоятельства не признал, пояснил, что водителем не работал.
Однако, судья районного суда, указанные выше обстоятельства административного правонарушения посчитал надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении и письменными объяснениями ... , полученными должностным лицом УФМС, в связи с чем, пришел к выводу о законности привлечения Лю Гуанжэнь к административной ответственности по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
С таким выводом судьи согласиться нельзя, поскольку он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств по делу.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
При этом, по смыслу указанного Закона права на защиту должны быть обеспечены лицу, в отношении которого ведется производство по делу, на всех его стадиях, в том числе на стадии возбуждения дела об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
На основании части 1 статьи 25.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью (часть 3 статьи 25.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов дела следует, что ... является гражданином КНР, русским языком не владеет и содержание официальных документов без перевода на китайский язык или без разъяснения их смысла специалистами ему не понятен. В связи с этим при составлении протокола об административном правонарушении в качестве переводчика к участию в производстве по делу об административном правонарушении был привлечен некий ... , процессуальный статус и фамилия которого, удостоверенные его подписью, указаны в протоколе об административном правонарушении и в бланке письменных объяснений ...
Между тем, каких-либо сведений о владении ... русским языком в объеме, достаточном для осуществления перевода при производстве по делу об административном правонарушении (например, удостоверение переводчика, документ об образовании либо иные документы, подтверждающие наличие у ... навыков, достаточных для прочтения письменного текста на русском языке и его устного и письменного перевода на китайский язык) материалы дела не содержат. В деле имеется лишь копия паспорта на имя ... , что при отсутствии каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о владении им языками, необходимыми для осуществления перевода, вызывает сомнения в компетенции ... как переводчика и правильности произведенного им перевода.
Так, в частности, протокол об административном правонарушении содержит нечитаемый перевод объяснений ... , выполненный собственноручно ...
Изложенное не позволяет однозначно утверждать о том, что должностными лицами, возбудившими дело об административном правонарушении, были обеспечены ... , не владеющему русским языком, права на защиту и созданы условия, необходимые для реализации его права знать, в чем он обвиняется, знакомиться с материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы на родном языке.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица
При пересмотре дела об административном правонарушении указанные положения закона и фактические обстоятельства дела судьей районного суда не были учтены, вопрос о реальном соблюдении права ... на защиту на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, а также на стадии рассмотрения дела должностным лицом УФМС исследован не был.
Отклоняя доводы защиты о нарушении процессуальных прав ... , судья районного суда ограничился лишь констатацией факта наличия подписей приглашенного в качестве переводчика ... в процессуальных документах.
В судебное заседание ... не вызывался, документы, подтверждающие владение ... русским языком в достаточном для осуществления перевода при производстве по делу об административном правонарушении объеме, не запрашивались.
В настоящем судебном заседании представитель УМВД России по Приморскому краю пояснил, что такие документы отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, прихожу к выводу о том, что объяснения ... от ДД.ММ.ГГГГ получены должностным лицом УФМС с нарушением закона, в связи с чем не могут служить доказательствами по данному делу об административном правонарушении.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.) пункт 4 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что протокол об административном правонарушении содержит существенные недостатки, в связи с чем, также не может быть признан допустимым доказательством по делу.
Как следует из материалов дела по жалобе ... , между ООО "Лесозаводский лесоперерабатывающий комплекс" и гражданином КНР ... ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор, согласно которому последний принят на работу и обязуется выполнять обязанности по должности станочник деревообрабатывающих станков по адресу: "адрес". ... ознакомлен под роспись с должностной инструкцией "станочника деревообрабатывающих станков", утвержденной генеральным директором ООО "Лесозаводский ЛПК", согласно табелю учета рабочего времени за май 2016 года ... работает по указанной в трудовом договоре профессии.
Из представленного в районный суд акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что по адресу: "адрес", ... осуществлял трудовую деятельность в качестве водителя. Между тем, указанный документ не содержит достаточных данных, позволяющих утверждать, что на момент прибытия сотрудников ФМС ... в цеху по переработке древесины осуществлял трудовую деятельность по профессии водителя. Обстоятельства, на основании которых должностные лица ФМС пришли к такому выводу, в акте не отражены. Из акта невозможно установить чем конкретно занимался ... на момент проверки, за выполнение какой работы он получал заработную плату.
Учитывая недопустимость письменных объяснений ... от ДД.ММ.ГГГГ, протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ... , полученных с нарушением закона, прихожу к выводу о том, что факт осуществления ... трудовой деятельности в качестве водителя по адресу "адрес" Б на момент проведения проверки материалами дела не доказан.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление начальника ОУФМС России в Красноармейском муниципальном районе от 6 мая 2016 года и решение судьи от 1 июля 2016 года нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ... подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
постановление начальника ОУФМС России в Красноармейском муниципальном районе от 6 мая 2016 года, решение судьи Красноармейского районного суда Приморского края от 1 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина КНР ... отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья С.П. Судницына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.