Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Кашиева М.Б.,
судей Джульчигиновой В.К., Андреевой А.В.,
при секретаре Эрендженове М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мураева Д.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на данный учет, признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном направлении документов, по апелляционной жалобе Мураева Д.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Андреевой А.В., объяснения представителя Мураева Д.В. Э.З.Г., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия Орусова В.В., судебная коллегия
установила:
Мураев Д.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим.
Являясь сотрудником службы уголовно-исполнительной системы России и имея более 12 лет стажа данной службы, " ... " г. он обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из 3-х человек: супруги М.С.Х., дочери М.Н.Д., " ... "года рождения, " ... "г. подкомиссией УФСИН России по Республике Калмыкия принято решение о направлении его документов в комиссию ФСИН России. " ... " 2014 г. им был подан рапорт в подкомиссию УФСИН России по Республике Калмыкия об изменении состава семьи в связи с рождением сына Мураева А., " ... "г.р. Решением комиссии ФСИН России N" ... " от " ... "г. ему отказано в постановке на получение указанной выплаты в связи с отсутствием условий, необходимых для постановки на учет - он и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м., а также не предоставлением необходимых документов: выписки из домовой книги по адресу: " ... "; информации о месте регистрации/проживания дочери заявителя за последние 5 лет; выписки из ЕГРП на девичью фамилию супруги. Решение комиссии считает незаконным, поскольку он и члены его семьи в собственности или по договору социального найма жилья не имеют, проживают в д. " ... " по ул. " ... ", принадлежащем Ш.Р.М., который снимают по договору найма; зарегистрированы без права проживания в жилом помещении по адресу: " ... ", общей площадью " ... " кв.м., принадлежащем на праве собственности матери его супруги - Д.А.А., членами семьи которой они не являются. При разрешении вопроса об обеспеченности жильем комиссия необоснованно не приняла во внимание состав его семьи из 4-х человек. Подкомиссия УФСИН России по Республике Калмыкия несвоевременно направила в комиссию ФСИН России документы об увеличении количественного состава его семьи. Действующим законодательством не предусмотрено, что в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты может быть отказано на основании непредставления документов, установленных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369. Сведения о месте регистрации/проживания его дочери за последние 5 лет в подкомиссию УФСИН России по Республике Калмыкия были представлены. Представление сведений из ЕГРП о собственности на девичью фамилию супруги названными Правилами не предусмотрено. Кроме того, подкомиссией УФСИН России по Республике Калмыкия его документы о постановке на учет направлены в ФСИН России в нарушение установленных приказом ФСИН России от 29 августа 2013 г. N 496 сроков, что также привело к нарушению его прав. Просил признать незаконным указанное решение комиссии ФСИН России от " ... "2015 г. N" ... " и обязать ее поставить его на учет с составом семьи из 4-х человек с 16 декабря 2013 г.; признать незаконным бездействие УФСИН России по Республике Калмыкия, выразившееся в несвоевременном направлении документов в комиссию ФСИН России, взыскать в его пользу компенсацию морального вреда по " ... " руб. с каждого ответчика.
Истец Мураев Д.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Мураева Д.В. Э.З.Г. исковые требования поддержала.
Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Калмыкия О.В.В. исковые требования не признал.
Решением Элистинского городского суда Республик Калмыкия от 23 июня 2016 г. в удовлетворении исковых требований Мураева Д.В. отказано.
В апелляционной жалобе Мураев Д.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения норм материального права, ссылаясь на доводы иска. Указывает, что действующим законодательством оснований отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по причине непредставления документов, установленных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369, не предусмотрено. Судом не принято во внимание, что сведения о месте регистрации/проживания дочери за последние 5 лет в подкомиссию УФСИН России по Республике Калмыкия были представлены, не представлены выписка из домовой книги ввиду ее отсутствия в указанный период и сведения из ЕГРП о собственности на девичью фамилию супруги. Судом не дана правовая оценка показаниям свидетелей Д.А.А., Ш.Р.М. Считает неправомерным вывод суда об обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда в части отказа в удовлетворении требований Мураева Д.В. о признании незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на данный учет, признании незаконным бездействия УФСИН России по Республике Калмыкия, выразившегося в несвоевременном направлении документов, подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении данных исковых требований ввиду нарушения норм материального права.
Отказывая в иске, суд, руководствуясь Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369, пришел к выводу об отсутствии условий, необходимых для постановки истца и членов его семьи - жены и дочери на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ввиду их обеспеченности жильем более 15 кв. м. на каждого. Также суд исходил из того, что для постановки на учет на получение указанной выплаты истцом не были представлены необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством.
С такими выводами суда согласиться нельзя.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 2 Правил и ч. 5 ст. 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1-3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ
); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Как установлено судом, Мураев Д.В., являющийся сотрудником УФСИН России по Республике Калмыкия, с выслугой лет в календарном исчислении более 12 лет, 16 декабря 2013 г. обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Калмыкия с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с составом семьи из 3-х человек: его, супруги - М.С.Х., дочери - М.Н.Д., " ... " г.р.
При этом Мураев Д.В. предоставил сведения о его регистрации с членами семьи в жилом помещении по адресу: г. Элиста, " ... ", общей площадью " ... " кв.м., принадлежащем на праве собственности Давановой А.А. - матери его супруги.
По результатам рассмотрения рапорта истца и представленных им документов 30 декабря 2013 г. указанной подкомиссией принято решение о направлении их в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, о чем 9 января 2014 г. был уведомлен истец. 10 января 2014 г. документы Мураева Д.В. направлены в комиссию ФСИН России для рассмотрения.
27 февраля 2014 г. истцом подан рапорт об изменении состава семьи в связи с рождением сына М.А.Д., " ... "г.р., с предоставлением сведений о регистрации последнего по тому же адресу.
Между тем, сведения об увеличении численного состава его семьи до 4-х человек направлены территориальной подкомиссией в ФСИН России в нарушение вышеприведенных Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сроков лишь 11 ноября 2015 г., то есть по истечении 1 года 8 месяцев со дня представления.
Решением комиссии ФСИН России от " ... "г. (протокол N" ... ") Мураеву Д.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более установленной нормы - 15 кв.м., а также непредставлением документов, установленных п.5 Правил.
При этом, определяя уровень обеспеченности жильем, комиссия исходила из общей площади квартиры, принадлежащей матери супруги истца - Д.А.А., посчитав истца, его супругу и дочь членами семьи собственника жилого помещения, в котором они зарегистрированы и проживают.
В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Частью 1 ст. 31 этого же Кодекса определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).
Учитывая изложенные нормы закона, принимая во внимание, что на момент подачи рапорта о принятии на учет для получения выплаты истец, представив данные о регистрации его и членов его семьи в квартире матери супруги истца, не представил договор (соглашение) с собственником квартиры, определяющий их права иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом РФ, комиссия правомерно признала, что истец и члены его семьи вселены в принадлежащую квартиру Давановой А.А. (матери супруги истца) как члены семьи собственника жилого помещения, обладающие правом пользования данным жилым помещением наравне с собственником, и разрешилавопрос об обеспеченности заявителя жилой площадью исходя из площади спорной квартиры.
Однако нельзя согласиться с тем, что, разрешая вопрос об обеспеченности истца жилым помещением, комиссия исходила из состава семьи Мураева Д.В. - 3 человека, между тем, в состав семьи входили 5 человек, в том числе Д.А.А. и Мураев А., " ... "г.р., в связи с чем, оснований считать истца и членов его семьи обеспеченными жилой площадью свыше 15 кв.м. (65 кв.м : 5 чел. = 13) не имеется.
Что касается ссылки истца на то, что его семья фактически проживала по другому адресу, о чем, по его мнению, свидетельствует договор найма жилого помещения, представленный в суд, показания допрошенных в судебном заседании свидетелей Д.А.А., Ш.Р.М., то это обстоятельство обоснованно не принято во внимание судом первой инстанции, поскольку в комиссию данных об этом представлено не было.
С учетом изложенного, вывод суда об обеспеченности истца и членов его семьи жилой площадью является неправомерным.
Согласно пп. 7.1.1, 7.2.5 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 16 октября 2014 г. N 550, Комиссии в числе иных осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления; ежегодно, до 1 февраля проводят уточнение сведений о сотрудниках и гражданах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, с внесением соответствующих изменений в Книгу учета граждан и учетные дела указанных лиц.
Таким образом, действующее законодательство не ставит право лица на получение вышеуказанной выплаты в зависимость от выполнения государственным органом обязанностей по своевременному предоставлению в компетентный орган сведений о составе семьи его сотрудника. Более того, сотрудник не наделен правом контролировать выполнение таких предписаний закона.
В рассматриваемой ситуации Мураев Д.В. действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства, представив в территориальную подкомиссию, как компетентный орган, данные об изменении состава его семьи, следовательно, не должен нести бремя негативных последствий от противоправного бездействия территориальной подкомиссии, направившей эти данные в комиссию ФСИН России по истечении 1 года 8 месяцев, то есть в нарушение сроков, установленных пп. 7.1.1, 7.2.5 приведенного Порядка.
При таких данных вывод суда об отсутствии незаконного бездействия со стороны УФСИН России по Республике Калмыкия является неправомерным, в связи с чем в указанной части решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требования.
Согласно положениям пп. "з" п. 5 названных Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
По смыслу названной нормы предоставление указанных документов необходимо для проверки заявителя на соответствие положениям ч. 3 ст. 4 вышеназванного Федерального закона, а также возможности намеренного ухудшения им жилищных условий в пятилетний период, предшествовавший подаче заявления.
Как видно из материалов дела, Мураевым Д.В. представлена выписка из лицевого счета квартиросъемщика, копия финансового лицевого счета по жилью - " ... ", выписка из домовой книги не представлена, так как на момент подачи заявления указанная книга не велась. Более того, выписка из лицевого счета квартиросъемщика содержит сведения о регистрации дочери истца по указанному адресу в период с 21 марта 2008 г. по 17 января 2012 г., с 24 января 2012 г. по день подачи рапорта она зарегистрирована по адресу: " ... ".
При таких данных указание комиссии на непредставление сведений о регистрации/проживании дочери истца за последние 5 лет не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Принимая решение об отказе в постановке на учет, комиссия также исходила из отсутствия сведений из ЕГРП на девичью фамилию супруги, однако п. 5 Правил представление выписки из ЕГРП на объекты недвижимого имущества на девичью фамилию супруги заявителя не предусмотрено.
Учитывая изложенное, вывод суда о том, что истцом для постановки на учет не были представлены необходимые документы, предусмотренные ст. 5 Правил, также является неправомерным.
Таким образом, решение суда в части отказа в иске о признании незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на данный учет, признании незаконным бездействия УФСИН России по Республике Калмыкия, выразившегося в несвоевременном направлении документов, подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований, возложении обязанности на ФСИН России поставить истца с составом семьи из 4-х человек на соответствующий учет с даты обращения в территориальную комиссию УФСИН по Республике Калмыкия - 16 декабря 2013 г. подлежит отмене с приятием нового решения об удовлетворении иска в указанной части.
Исходя из положений п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ, компенсация морального вреда подлежит взысканию в случаях, предусмотренных законом, при условии доказанности причинения вреда нематериальным благам и интересам истца.
Между тем, такие доказательства истцом суду не представлены, в связи с чем судом правильно отказано в иске о компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 июня 2016 года в части отказа в удовлетворении требований Мураева Д.В. о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на данный учет, признании незаконным бездействие УФСИН России по Республике Калмыкия, выразившегося в несвоевременном направлении документов, отменить, исковые требования в указанной части удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия, выразившееся в несвоевременном направлении документов Мураева Д.В. в Федеральную службу исполнения наказаний России.
Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России от " ... " г. N" ... " в части отказа Мураеву Д.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России поставить Мураева Д.В. с составом семьи из 4-х человек: супруги - Мураевой С.Х., дочери - Мураевой Н.Д., сына - Мураева А.Д., в очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 16 декабря 2013 г.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий М.Б. Кашиев
Судьи В.К. Джульчигинова А.В. Андреева
Копия верна. Судья А.В. Андреева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.