судебная коллегия у с т а н о в и л а :
Калмыцкий республиканский союз организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Калмыкии" (далее - Федерация профсоюзов) обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя следующим.
За Федерацией профсоюзов до 27 октября 2015 г. был закреплен на праве постоянного пользования земельный участок с кадастровым номером " ... ", общей площадью " ... " кв.м., расположенный по адресу: " ... ". Постановлением Правительства Республики Калмыкия N 518 от 24 декабря 2012 г. установлена кадастровая стоимость указанного участка в размере " ... " руб. по виду разрешенного использования N 8 "участки для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения", с установленной кадастровой стоимостью земельного участка административный истец не согласен. Указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства Республики Калмыкия N 477 от 27 декабря 2007 г. кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка на период с 1 января 2008 г. по 1 января 2013 г. была определена в " ... " руб. по виду разрешенного использования N 16 "земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва". Правовой акт об изменении вида разрешенного использования земельного участка с N 16 на N 8 не издавался. При определении кадастровой стоимости земельного участка статистический анализ рыночных цен на участки по виду разрешенного использования N 8 не проводился ввиду отсутствия аналогичных объектов в составе земель населенных пунктов на территории Республики Калмыкия, в основу расчета кадастровой стоимости участка положена заведомо недостоверная информация. Неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка затрагивает права и интересы Федерации профсоюзов как плательщика земельного налога. Административный истец просил признать недостоверной кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " в размере " ... " руб. по виду разрешенного использования N 8 "участки для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения", определенную Постановлением Правительства Республики Калмыкия N 518 от 24 декабря 2012 г.; признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " по виду разрешенного использования N 16 "земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва", определенной на период с 1 января 2013 г. по 1 января 2016 г. в 1 руб.
В судебном заседании представитель административного истца Ильжиринов В.И. заявленные требования поддержал. Дополнительно указал, что земельный участок с кадастровым номером " ... " не может считаться землей лечебно-оздоровительного либо рекреационного назначения, таковых решений уполномоченным органом в отношении земельного участка не принималось. Объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения на земельном участке не имеется. При определении кадастровой стоимости в обязательном порядке должны были приниматься во внимание те обстоятельства, что земельный участок расположен на территории сельской местности - в п. Аршан, на нём нет дорожной сети с твердым покрытием, сетей тепло -, газо -, водоснабжения и канализации, он расположен на значительном удалении от центра муниципального образования. Данные факторы существенно снижают стоимость участка.
Представитель Правительства Республики Калмыкия Эрднеев Л.Ю. разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия Манджиева А.Д. возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что при установлении кадастровой стоимости не имелось факта использования недостоверных сведений о земельном участке, в государственном кадастре недвижимости имеются актуальные сведения о земельном участке с кадастровым номером " ... " с видом разрешенного использования: " ... ".
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 06 июля 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления Калмыцкого республиканского союза организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Калмыкии" отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Ильжиринов В.И. ставит вопрос об отмене решения суда и удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального законов. Полагает, что суд неправомерно отождествил проводимую оценщиком разбивку земельных участков на группы с учетом целевого назначения с производимым органами власти определением целевого назначения участков. Суд обязан был признать Постановление Правительства РК N 518 от 24 декабря 2012 г. в части указания целевого назначения участка N 65 по виду для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения не подлежащим применению.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи
84 Кодекса административного судопроизводства РФ, апелляционная инстанция находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федеральным законом от 29 июля 1998 г.
N 135 "Об оценочной деятельности в РФ", Земельным кодексом РФ и указал, что в ходе судебного разбирательства не установлено использование недостоверных сведений о земельном участке при его кадастровой оценке. Условия, влияющие на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, условия использования), оценщиком определялись на основании актуальных данных государственного кадастра недвижимости. Административным истцом не представлено суду достоверных документов и иных данных, подтверждающих наличие кадастровой и (или) технической ошибки. В материалах дела отсутствуют доказательства наличия технической или кадастровой ошибки в государственном кадастре недвижимости, приведших к несоответствию сведений о разрешенном использовании земельного участка и, как следствие, к неправильному определению номера вида разрешенного использования для государственной кадастровой оценки.
С такими выводами суда первой инстанции следует согласиться.
Судом установлено, что Федерация профсоюзов, являясь бывшим правообладателем объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером " ... ", общей площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... ", предназначенный под " ... ", вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Земельный участок с кадастровым номером " ... " поставлен на учет 14 ноября 2006 г. с видом разрешенного использования: " ... ".
Постановлением Правительства Республики Калмыкия N 518 от 24 декабря
2012 г. "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия" вышеуказанный земельный участок отнесен к 8 виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения", его кадастровая стоимость утверждена в размере " ... " руб.
Согласно ст. 24.15 Федерального закона "Об оценочной деятельности" определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. N 508, который является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости (п. 2), при определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастровой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования модели оценки кадастровой стоимости, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки, в набор ценообразующих факторов должны быть включены только те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов оценки и могут быть достоверно определены и объективно измерены (п. 16).
Таким образом, отнесение объекта кадастровой оценки к какому-либо виду разрешенного использования является результатам работы оценщика, при котором он руководствуется приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. N 39.
При определении кадастровой стоимости земельных участков оценщик руководствовался информацией о разрешенном использовании, которая является обязательной учетной характеристикой объекта оценки - земельного участка в Государственном кадастре недвижимости.
При таких данных довод апеллянта, что определение целевого назначения земельного участка и отнесение его к конкретному виду разрешенного использования не относится к полномочиям оценщика, и суд отождествил работу оценщика с определением целевого назначения участков, производимого органами власти, несостоятелен.
Земельный участок с учетом указанного вида разрешенного использования - " ... " отнесен к 8 виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения".
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером " ... " определен как "для размещения " ... ".
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135 "Об оценочной деятельности в РФ" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Однако такие обстоятельства для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... " судом первой инстанции не установлены.
Недостоверными сведениями, использованными при проведении кадастровой оценки, могут быть сведения, не соответствующие данным государственного кадастра недвижимости, возникшие при их переносе в формируемый перечень земельных участков, в том числе при определении номера вида разрешенного использования, а также наличие в государственном кадастре ошибок.
Между тем административным истцом не представлено суду достоверных документов и иных данных, подтверждающих наличие кадастровой и (или) технической ошибки.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия технической или кадастровой ошибки в государственном кадастре недвижимости, приведших к несоответствию сведений о разрешенном использовании земельного участка и, как следствие, к неправильному определению номера вида разрешенного использования для государственной кадастровой оценки.
Вопрос об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере ее рыночной стоимости истцом не ставится.
Довод жалобы, что спорный земельный участок не может считаться землей лечебно-оздоровительного либо рекреационного назначения, поскольку таковых решений уполномоченным органом в отношении земельного участка не принималось, не может быть принят во внимание, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, данный вопрос не может быть рассмотрен в порядке оспаривания кадастровой стоимости земельного участка по основанию недостоверности сведений о земельном участке, использованных при его кадастровой оценке.
Довод жалобы, что суд обязан был признать Постановление Правительства РК
N 518 в части указания целевого назначения участка N 65 по виду "для размещения объектов рекреационного или лечебно-оздоровительного назначения" не подлежащим применению, является несостоятельным, поскольку правила производства об оспаривании нормативных правовых актов установлены главой 21 КАС РФ, и требование о признании нормативного правового акта (или его отдельных положений) не подлежащими применению не могут быть рассмотрены совместно с требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Довод жалобы, что суд обязан был разрешить вопрос о кадастровой ошибке в рамках настоящего дела, несостоятелен, основан на неправильном толковании абз. 2 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 28 от 30 июня 2015 г.
Таким образом, поскольку судом первой инстанции не установлено, что при кадастровой оценке земельного участка с кадастровым номером " ... " были использованы недостоверные сведения о нём, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Федерации профсоюзов о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка по основанию недостоверности сведений о земельном участке.
При таких обстоятельствах решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 06 июля 2016 г. подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного производства Российской Федерации, апелляционная инстанция Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 06 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу по делу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи А.А. Пюрвеева
Б.Т. Сангаджиева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.