Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Дагаевой В.В., рассмотрев жалобу открытого акционерного общества "Балашовслюда" на постановление судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 20 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Балашовслюда",
установил:
постановлением судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 20 мая 2016 года открытое акционерное общество "Балашовслюда" (далее - ОАО "Балашовслюда") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
В поданной в Саратовский областной суд жалобе генеральный директор ОАО "Балашовслюда" просит отменить постановление от 20 мая 2016 года, производство по делу прекратить, фактически ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что второй этаж принадлежащего ОАО "Балашовслюда" здания разделен перегородками на 8 отсеков площадью менее 500 кв. метров. Конструкция перегородок имеет предел огнестойкости Ei45. В дверных проемах установлены противопожарные двери с пределом огнестойкости Ei60. Считает, что перегородки между помещениями отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам, в связи с чем полагает, что к указанным 8 помещения неприменимы положения пункта 36.2 таблицы А 3 Приложения А к СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденным приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 175.
В судебном заседании защитник ОАО "Балашовслюда" Гришин Н.И. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил отменить постановление судьи, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 15 апреля 2016 года отменено, поскольку нарушений правил пожарной безопасности не имеется.
Представитель ГУ МЧС России по Саратовской области Скузоватов Е.В. полагал, что ОАО "Балашовслюда" привлечено к административной ответственности без учета всех обстоятельств дела, нарушений требований пожарной безопасности обществом не допущено, а также сослался на то, что предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 15 апреля 2016 года отменено.
Законный представитель ОАО "Балашовслюда", должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем суд рассмотрел жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения судьи и постановления должностного лица в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии с частью 5 статьи 20.4 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности (части 1, 4 статьи 51 Закона N 123-ФЗ).
В силу пункта 10 статьи 52 Закона N 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими способами, в том числе: применением автоматических и (или) автономных установок пожаротушения; устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
Согласно части 3 статьи 61 Закона N 123-ФЗ тип автоматической и (или) автономной установки пожаротушения, вид огнетушащего вещества и способ его подачи в очаг пожара определяются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения и параметров окружающей среды.
Нормативным документом по пожарной безопасности, устанавливающим нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации является СП 5.13130.2009.
Перечнем зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (Приложение А СП 5.13130.2009) предусмотрено, что настоящий свод правил устанавливает основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУП) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) (пункт А1).
Под зданием в настоящем приложении понимается здание в целом или часть здания (пожарный отсек), выделенные противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями 1-го типа. Под нормативным показателем площади помещения в разделе III настоящего приложения понимается площадь части здания или сооружения, выделенная ограждающими конструкциями, отнесенными к противопожарным преградам с пределом огнестойкости: перегородки - не менее EI 45, стены и перекрытия - не менее REI 45. Для зданий и сооружений, в составе которых отсутствуют части (помещения), выделенные ограждающими конструкциями с указанным пределом огнестойкости, под нормативным показателем площади помещения в разделе III настоящего приложения понимается площадь, выделенная наружными ограждающими конструкциями здания или сооружения (пункта А2).
Тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований данного перечня (пункт А3).
Если площадь помещений, подлежащих оборудованию системами автоматического пожаротушения, составляет 40% и более от общей площади этажей здания, сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом системами автоматического пожаротушения, за исключением помещений, перечисленных в п. 4 (пункт А5).
Таблицей А3 в пункте 36.2 предусмотрено, что автоматической установкой пожаротушения оборудуются в помещениях предприятий торговли, встроенных и встроено-пристроенных в здания другого назначения, наземные этажи площадью 500 кв. метров и более.
Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288 утвержден Свод правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространение пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
Согласно подпункту 4.2 СП 4.13130 при определении класса функциональной пожарной опасности объекта защиты (здания, сооружения) следует исходить из его целевого назначения, а также характеристик основного функционального контингента (возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна и т.п.) и его количества. Размещаемые в пределах объекта защиты - части зданий, группы помещений, а также вспомогательные помещения других классов функциональной пожарной опасности следует выделять противопожарными преградами в соответствии с требованиями настоящего свода правил. При том требования, предъявляемые к указанным частям, выделенными противопожарными преградами, следует определять исходя из их классов функциональной пожарной опасности.
По делу установлено, что по результатам проверки, проведенной в период с 26 октября 2015 года по 06 ноября 2015 года в принадлежащих ОАО "Балашовслюда" помещениях, расположенных в здании торгового центра по адресу: Саратовская область, город Балашов, улица Карла Маркса, дом 26, постановлением главного государственного инспектора Балашовского района по пожарному надзору от 12 ноября 2015 года ОАО "Балашовслюда" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150000 руб. Данное постановление не обжаловано, административное наказание исполнено 11 января 2016 года.
Одним из оснований привлечения ОАО "Балашовслюда" к административной ответственности явилось то обстоятельство, что в нарушение части 4 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 6, статьи 61 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), требований СП 5.13130.2009 и НПБ 110-03 помещения торгового центра 2 этажа не оборудованы автоматической установкой пожаротушения.
06 ноября 2015 года ОАО "Балашовслюда" выдано предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности со сроком исполнения предписания - 01 марта 2016 года.
На основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности по Балашовскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Саратовской области от 16 марта 2016 года в целях проверки исполнения предписания от 06 ноября 2015 года в период с 07 апреля 2016 года по 15 апреля 2016 года в отношении ОАО "Балашовсоюда" проведена внеплановая выездная проверка.
Согласно акту проверки от 15 апреля 2016 года вышеуказанное нарушение части 4 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 6, статьи 61 Закона N 123-ФЗ, требований СП 5.13130.2009 и НПБ 110-03 ОАО "Балашовслюда" не устранено.
Изложенное послужило основанием для составления главным государственным инспектором Балашовского района по пожарному надзору 15 апреля 2016 года в отношении ОАО "Балашовслюда" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.4 КоАП РФ, привлечения общества к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Признавая ОАО "Балашовслюда" виновным в совершении вменяемого административного правонарушения, суд первой инстанции исходил из того, что нарушение требований пожарной безопасности и виновность общества в совершении административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Однако с данным выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из указанных задач, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Обжалуя постановление судьи от 20 мая 2016 года, генеральный директор ОАО "Балашовслюда" ссылается на возведение на 2-ом этаже торгового центра противопожарных перегородок с пределом огнестойкости Ei45 и создание тем самым 8 пожарных отсеков площадью менее 500 кв. метров.
На данные обстоятельства ОАО "Балашовслюда" ссылалось также при рассмотрении дела в Балашовском районном суда Саратовской области, указывая на отсутствие необходимости оборудования на 2-ом этаже торгового центра автоматической установки пожаротушения.
В силу частей 1, 8 статьи 88 Закона N 123-ФЗ части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека. Окна в противопожарных преградах должны быть неоткрывающимися, а противопожарные двери и ворота должны иметь устройства для самозакрывания. Противопожарные двери, ворота, шторы, люки и клапаны, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.
Как следует из представленных обществом документов, в том числе объяснений законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в перегородках, разделяющих 2-ой этаж здания, а также кирпичных перегородках установлены двухпольные глухие противопожарные двери типа ДП-02-ПКДЛ (Ei60) c пределом огнестойкости. Указанные противопожарные двери оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре, что подтверждается материалами данного дела, предоставленными фотоматриалами, пояснениями представителя МЧС России по Саратовской области Скузоватова Е.А.
Изложенные обстоятельства подтверждаются также разъяснениями о необходимости монтажа автоматической установки пожаротушения в помещениях 2 этажа торгового центра, данными специалистами ФИО8 и ФИО7, имеющих квалификационное свидетельство, выданное квалификационной комиссией МЧС России по проверке соответствия должностных лиц, проводящих независимую оценку пожарного риска, предъявляемым требованиям, а также объяснениями ФИО8, данным в судебном заседании 20 июля 2016 года.
Заместителем главного государственного инспектора Саратовской области по пожарному надзору 28 июля 2016 года принято решение по жалобе ОАО "Балашовслюда" на предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 15 апреля 2016 года N 37/1/37, которым ОАО "Балашовслюда" было указано на необходимость оборудования помещений торгового центра 2 этажа автоматической установкой пожаротушения.
Данным решением от 28 июля 2016 года обжалуемое предписание от 15 апреля 2016 года отменено с указанием на то, что помещения торгового центра встроены в здание другого назначения, второй этаж разделен на противопожарные отсеки площадью менее 500 кв. метров, каждый.
При таком положении, исходя из вышеприведенных положений сводов плавил, представленные административным органом доказательства не свидетельствуют о необходимости оборудования 2 этажа торгового здания, как самостоятельного пожарного отсека автоматической установкой пожаротушения, а из материалов дела об административном правонарушении не следует, в чем выражено несоответствие принадлежащего ОАО "Балашовслюда" помещения требованиям пожарной безопасности в части применения положений об оборудовании помещений автоматической установкой пожаротушения.
Вместе с тем данные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, вывод судьи о нарушении ОАО "Балашовслюда" вменяемых требований пожарной безопасности является необоснованным.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено, в том числе постановление об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принимая изложенное во внимание, прихожу к выводу о том, что обстоятельства, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "Балашовслюда", не доказаны.
При таком положении постановление судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 20 мая 2016 года не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 20 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Балашовслюда" отменить, производство по делу прекратить при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья М.В. Литвинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.