Судья Саратовского областного суда Полянина О.А., при секретаре Усталковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполнительного директора открытого акционерного общества "Управляющая компания ЕПК" (далее - ОАО "УК ЕПК") Денисенко А.Н. на решение судьи Заводского районного суда города Саратова от 01 июня 2016 года, постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области от 30 марта 2016 года N ПП/2141/5/12 о привлечении исполнительного директора ОАО "УК ЕПК" Денисенко А.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области от 30 марта 2016 года N ПП/2141/5/12, оставленным без изменения решением Заводского районного суда города Саратова от 01 июня 2016 года, исполнительный директор ОАО "УК ЕПК" Денисенко А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, Денисенко А.Н. просит принятые процессуальные решения по делу отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы приводит доводы о процессуальных нарушениях, допущенных при привлечении должностного лица к административной ответственности, выразившихся в непоступлении в адрес АО "ЕПК Саратов" распоряжения о проведении плановой выездной проверки N 10-02-пп-16/2431/10/2 от 02 февраля 2016 года, отсутствии в протоколе об административном правонарушении от 23 марта 2016 года и акте проверки от 21 марта 2016 года отметки о приложении в качестве доказательств документов, подтверждающих состав административного правонарушения. Указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что в постановлении о назначении административного наказания должностное лицо основывает свои доводы на Федеральном законе от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", однако АО "ЕПК Саратов" является акционерным обществом, в связи с чем указанный закон не подлежит применению.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме (статья 30.6 КоАП РФ), доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.
Согласно статье 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В силу статьи 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В соответствии со статьей 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
В силу статьи 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
В нарушение требований статей 211, 212, 217 ТК РФ, Межотраслевых нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 года N 10 в АО "ЕПК Саратов" не создана и не функционирует служба охраны труда, не произведен расчет необходимой штатной численности службы охраны труда.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной в период с 10 марта 2016 года по 15 марта 2016 года в АО "ЕПК Саратов", расположенного по адресу: "адрес" установлены нарушения статей 22, 211, 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), выразившиеся в том, что не на всех въездных воротах и входных дверях зданий (помещений) АО "ЕПК Саратов" указана категория здания (помещения) по пожаро-взрывоопасности; произведено подключение к электрической сети в отсутствие штепсельного соединения, имеющего заземляющий контакт; на некоторых рабочих местах около станка не имеется деревянных трапов; используемая тара не имеет указания ее номера, назначения, собственной массы, максимальной массы груза; эксплуатируется грузозахватное приспособление (крюк), не имеющее предохранительных замков; подключение кабеля к сварочному оборудованию осуществляется без применения опресованных или припаянных кабельных наконечников; в ходе осмотра находящихся в эксплуатации электрододержателей обнаружен "самодельный" электрододержатель, которым работник выполнял сварочные работы; распоряжением не закреплено оборудование для выполнения газосварочных работ (машины, ручные резаки, горелки, редукторы, шланги); исправность оборудования для производства электросварочных и газосварочных работ не проверяется работниками не реже одного раза в шесть месяцев; на редукторы баллонов с газами установлены неопломбированные манометры, манометры у которых отсутствует штамп госповерителя или клеймо с отметкой о ежегодной проверке, манометры с разбитым стеклом, манометры у которых на циферблате отсутствует красная черта; ключи в искробезопасном исполнении у работников отсутствуют; вентиль ацетиленового баллона открывается обычным гаечным ключом; баллоны с кислородом и баллоны с горючими газами хранятся в одном помещении; порожние газовые баллоны хранятся вместе с баллонами, наполненными газами; по окончании работы баллоны с газами размещаются в месте, не исключающем доступ посторонних лиц; используемые в работе домкраты не имеют на корпусе домкрата указания инвентарного номера, грузоподъемности, даты следующего технического освидетельствования; испытания и измерения на электросварочных установках не реже одного раза в шесть месяцев не проводятся.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: актом проверки N 10-02-пп-16/2431/10/3 от 21 марта 2016 года, протоколом N ПП/2141/5/4 об административном правонарушении от 23 марта 2016 года, материалами дела об административном правонарушении в отношении исполнительного директора ОАО "УК ЕПК" Денисенко А.Н., которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Позиция автора жалобы о непоступлении в адрес АО "ЕПК Саратов" распоряжения о проведении плановой выездной проверки N 10-02-пп-16/2431/10/2 от 02 февраля 2016 года является несостоятельной, так как из материалов дела следует, что копия распоряжения о проведении плановой проверки от 29 января 2016 года N 10-02-пп-16/2431/10/1 получена лично Денисенко А.Н. 02 февраля 2016 года под роспись. Исходя из текста указанного распоряжения следует, что объектом проверки является АО "ЕПК Саратов", расположенное по адресу "адрес" предметом - соблюдение требований действующего трудового законодательства в указанном обществе, в связи с чем указание иного номера и даты распоряжения, содержащееся в акте проверки от 21 марта 2016 года, является явной опиской и не может повлиять на законность принятых процессуальных решений.
Довод жалобы о том, что в протоколе об административном правонарушении от 23 марта 2016 года и акте проверки от 21 марта 2016 года отсутствует отметка о приложении в качестве доказательств документов, подтверждающих состав административного правонарушения, суд не может принять во внимание, поскольку в силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, иные документы, составленные при возбуждении производства по делу, являются письменными доказательствами и должны соответствовать предъявляемым требованиям.
При проверке доводов жалобы установлено, что содержание протокола об административном правонарушении, вынесенного в отношении должностного лица, соответствует положениям статьи 28.2 КоАП РФ, оснований для признания указанного процессуального документа и акта проверки недопустимыми доказательствами не имеется.
Учитывая, что исполнительный директор ОАО "УК ЕПК" Денисенко А.Н. при выполнении должностных обязанностей не обеспечил исполнение нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, указанное должностное лицо обоснованно, с учетом требований статьи 2.4 КоАП РФ, привлечено к административной ответственности по вменяемой статье.
Определение размера наказания, исходя из предусмотренной соответствующей статьей КоАП РФ санкции, произведено с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае должностное лицо и районный суд оценили обстоятельства конкретного дела и сделали вывод об избрании в отношении должностного лица той меры ответственности, которая наиболее соразмерна характеру и последствиям совершенного правонарушения и степени вины привлекаемого к административной ответственности лица, что отвечает принципами законности, справедливости и неотвратимости наказания.
Каких-либо исключительных обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о нарушении конституционных прав и свобод должностного лица применением наказания в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, не установлено.
Иные доводы привлекаемого к ответственности лица, изложенные в жалобе, выводы суда не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах считаю, что выводы должностного лица и суда первой инстанции о наличии в действиях исполнительного директора ОАО "УК ЕПК" Денисенко А.Н. состава вменяемого административного правонарушения правильно основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении дела не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи не нахожу.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Заводского районного суда города Саратова от
01 июня 2016 года, постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области от 30 марта 2016 года N ПП/2141/5/12 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении исполнительного директора открытого акционерного общества "Управляющая компания ЕПК" Денисенко А.Н. оставить без изменения, жалобу исполнительного директора открытого акционерного общества "Управляющая компания ЕПК" Денисенко А.Н. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.