Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Дагаевой В.В., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Самсон ТК" ФИО1 на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 08 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Самсон ТК",
установил:
постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области (далее - ГИТ в Саратовской области) от 20 февраля 2016 года N 7-238-16-ОБ/2442/21/17 общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Самсон ТК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 46000 рублей.
Решением судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 08 июня 2016 года постановление по делу об административном правонарушении от 20 февраля 2016 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, директор общества ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу решения, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Должностное лицо ГИТ в Саратовской области ФИО5 возражала по доводам жалобы, просила решение суда и постановление должностного лица оставить без изменения.
Законный представитель ФИО1, защитник Зуев Д.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем суд рассмотрел жалобу без участи указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица, решение судьи в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, заслушав ФИО5, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 12 января 2016 года в отношении ООО "Самсон ТК", расположенного по адресу: Саратовская область, город Энгельс, улица Тельмана, дом 137, на основании распоряжения от 28 января 2016 года N 7-238-16-ОБ/2442/21/1 проведена внеплановая документарная проверка, в связи с обращением работника ФИО7 о нарушении его трудовых прав.
Согласно акту от 12 февраля 2016 года в ходе проверки установлено, что ФИО7 принят на работу по совместительству на должность водителя с должностным окладом 6900 руб. с применением районного коэффициента - 1,15; с ним был заключен трудовой договор от 03 июля 2015 года N 172, по условиям которого заработная плата выплачивается 2 раза в месяц - 10 и 25 числа (пункт 4.2).
На основании приказа от 22 июля 2015 года N 224, дополнительного соглашения от 01 августа 2015 года N 94 ФИО7 переведен на должность водителя - механика с 01 августа 2015 года, изменены дни выплаты заработной платы - 15 и 30 числа.
В соответствии с производственным календарем при 40-часовой рабочей неделе норма рабочего времени в июле 2015 года составила 184 часа, в августе 2015 года - 176 часов, в сентябре 2015 года - 176 часов, в октябре 2015 года - 176 часов, в ноябре 2015 года - 159 часов, в декабре 2015 года - 183 часа.
В нарушение требований статьи 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени ФИО7 согласно табелям рабочего времени за вышеуказанный период составила в июле 2015 года 170 часов, в августе 2015 года - 170,75 часов, в сентябре 2015 года - 179,66 часов, в октябре 2015 года - 178,33 часов, в ноябре 2015 года - 113 часов, в декабре 2015 года - 97 часов (с учетом нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в период с 07 декабря 2015 года по 20 декабря 2015 года).
Кроме того, в нарушение требований части 4 статьи 91 ТК РФ учет фактически отработанного ФИО7 рабочего времени ведется неправильно.
Так, согласно табелю учета рабочего времени 10 июля 2015 года ФИО7 отработано 7/3 часа, однако согласно путевому листу N 4 за июль 2015 год - 10 часов.
Таким образом, отработанные часы в июле 2015 года - декабре 2015 года были равномерно разделены на рабочие дни.
В нарушение части 3 статьи 138 ТК РФ размер удержаний из заработной платы ФИО7 в сентябре - декабре 2015 года превысил 70%.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "Самсон ТК" 12 февраля 2016 года протокола N 7-238-16-ОБ/2442/21/10 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Проверяя законность и обоснованность привлечения общества к административной ответственности, судья Энгельсского районного суда Саратовской области пришел к выводу об обоснованности выводов должностного лица Государственной инспекции труда в Саратовской области о виновном нарушении работодателем требований статей 284, 91, 138 ТК РФ.
Посчитал, что вменяемые нарушения трудового законодательства образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Между тем выводы, изложенные в постановлении от 20 февраля 2016 года и решении судьи от 08 июня 2016 года, являются ошибочными в связи со следующим.
В соответствии с положениями части 1 статьи 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, помимо прочего, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 381 ТК РФ под индивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами (статья 382 ТК РФ).
Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
Разногласия, возникшие между учреждением и работником, относительно установленных гарантий и компенсаций при превышении продолжительности рабочего времени при работе по совместительству, учета данного рабочего времени и размера удержаний из заработной платы работника, содержат признаки, перечисленные в статье 381 ТК РФ и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 382 ТК РФ, что свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, выводы должностного лица и судьи о наличии в действиях ООО "Самсон ТК" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, обоснованными признать нельзя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области от 20 февраля 2016 год N 7-238-16-ОБ/2442/21/17 и решение судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 08 июня 2016 года, вынесенные в отношении ООО "Самсон ТК", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области от 20 февраля 2016 года N 7-238-16-ОБ/2442/21/17 и решение судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 08 июня 2016 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Самсон ТК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Судья М.В. Литвинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.