Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Дагаевой В.В., рассмотрев жалобу Лавриненко В,В. на решение судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 12 июля 2016 года и постановление старшего государственного инспектора Саратовской области в области охраны окружающей среды, начальника Левобережного инспекционного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 26 мая 2016 года N 48, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении директора МУ " "данные изъяты"" Лавриненко В,В.,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Саратовской области в области охраны окружающей среды, начальника Левобережного инспекционного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 26 мая 2016 года N 48 директор МУ " "данные изъяты"" Лавриненко В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 12 июля 2016 года постановление по делу об административном правонарушении от 26 мая 2016 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, Лавриненко В.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на малозначительность вменяемого административного правонарушения, а также то, что назначенное административное наказание несоразмерно тяжести административного правонарушения, его характеру. Полагает, что суд первой инстанции не учел возможность снижения размер административного штрафа ниже низшего предела.
Лавриненко В.В. и его защитник Крючков Е.В. в судебном заседании поддержали доводы жалобы.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица и решение судьи в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Данным федеральным законом установлены требования в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
В силу статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 1). На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (часть 3). При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (часть 4).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (часть 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ).
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года N 721.
Как следует из материалов дела, в отношении МУ " "данные изъяты"", расположенного по адресу: "адрес", на основании распоряжения заместителя министра - начальника управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 25 апреля 2016 года N 191 проведена плановая выездная проверка.
Согласно акту проверки от 18 мая 2016 года МУ " "данные изъяты"" в результате деятельности по эксплуатации нежилого 2-хэтажного здания, расположенного по адресу: "адрес", гаражей, котельной, находящихся на указанной территории осуществляется образование отходов: ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, код по ФККО 7 33 390 01 71 4, мусор и смет производственных помещений малоопасный, код по ФККО 7 33 210 01 72 4, мусор и смет производственных помещений малоопасный, код по ФККО 7 33 100 01 72 4. На момент проверки мусор и смет производственных помещений малоопасный, смет с территории предприятия малоопасный накапливается на территории предприятия в двух металлических контейнерах с последующей передачей для размещения; контейнеры были заполнены на 50%. При этом у МУ " "данные изъяты"" отсутствуют: проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; паспорта отходов, удостоверяющих принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, документы учета отходов.
По факту выявленного нарушения 18 мая 2016 года в отношении Лавриненко В.В., как директора МУ " "данные изъяты"", составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
При таком положении должностное лицо и суд первой инстанции обоснованно пришли к выводу о доказанности нарушения директором МУ " "данные изъяты"" Лавриненко В.В. требований закона об охране атмосферного воздуха, указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ к административной ответственности привлечению подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом доказательств, подтверждающих принятие Лавриненко В.В. всех зависящих от него мер для соблюдения вышеуказанных требований закона, а также отсутствия реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Административное правонарушение по статье 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, направленных на предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Принимая во внимание обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, социальную значимость охраняемых общественных отношений, наличие возможности для предотвращения нарушений закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, основания для признания вменяемого Лавриненко В.В., как должностному лицу, правонарушения малозначительным, а также применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности, отсутствуют.
Доводы жалобы о суровости назначенного наказания и наличия оснований для его изменения на основании части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, путем назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 8.2 КоАП РФ, не может повлечь отмену или изменение обжалуемых решений.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Лавриненко В.В. в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ по правилам статей 4.1-4.3 КоАП РФ в минимальном размере.
Каких-либо исключительных обстоятельств, которые в силу части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ давали бы основание назначить Лавриненко В.В. наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи 8.2 КоАП РФ, не установлено. Сам по себе значительный размер назначенного административного штрафа к таким обстоятельствам не относится.
Доводы жалобы на законность и обоснованность решения судьи не влияют, основаны на неправильном толковании закона, что само по себе не может служить основанием для отмены или изменения принятых по делу решений.
Постановление о привлечении Лавриненко В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 12 июля 2016 года и постановление старшего государственного инспектора Саратовской области в области охраны окружающей среды, начальника Левобережного инспекционного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 26 мая 2016 года N 48, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении директора МУ " "данные изъяты"" Лавриненко В,В., оставить без изменения, жалобу Лавриненко В,В. - без удовлетворения.
Судья М.В. Литвинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.