Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.,
судей Саяпиной Е.Г., Филатовой В.Ю.,
при секретаре Яковлевой А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Заводского района города Саратова в защиту прав и законных интересов Владимировой Т.Н., Владимирова А.Е. к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе комитета по управлению имуществом города Саратова на решение Заводского районного суда города Саратова от 10 февраля 2016 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Саяпиной Е.Г., рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения относительно неё, судебная коллегия
установила:
первый заместитель прокурора Заводского района города Саратова в интересах Владимировой Т.Н. и Владимирова А.Е. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация МО "Город Саратов"), администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Заводского района) о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что жилой дом "адрес", в котором на условиях социального найма Владимировы занимают квартиру "адрес", заключением межведомственной комиссии от 28 ноября 2014 года признан аварийным и подлежащим сносу. Однако до настоящего временно отселение жильцов из указанной квартиры не осуществлено.
Решением Заводского районного суда города Саратова от 10 февраля 2016 года на администрацию МО "Город Саратов" возложена обязанность по предоставлению Владимировой Т.Н. на семью из двух человек (Владимировой Т.Н. и Владимирова А.Е.) благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, состоящего не менее чем из трех комнат общей площадью не менее 59,4 кв.м, отвечающего установленным требованиям и находящегося в черте муниципального образования "Город Саратов".
На администрацию Заводского района возложена обязанность после предоставления жилого помещения расторгнуть договор социального найма с Владимировой Т.Н. на ранее занимаемое жилое помещение.
В апелляционной жалобе комитет по управлению имуществом города Саратова просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов указывает на непредставление истцами доказательств, подтверждающих факт нуждаемости в жилом помещении и отнесения их к категории малоимущих граждан. Кроме того, указывает, что многоквартирный дом в программу "Переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах" не включен, в связи с чем исковые требования заявлены преждевременно.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Заводского района города Саратова просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в связи с допущенными нарушениями норм материального права.
Из материалов дела следует, что 01 сентября 2015 года между администрацией Заводского района и Владимировой Т.Н. заключен договор социального найма N 464, согласно которому последняя является нанимателем трехкомнатной квартиры общей площадью 59,4 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". В данном договоре в качестве члена семьи Владимировой Т.Н. указан её сын - Владимиров А.Е. (л.д. 9).
Указанные лица зарегистрированы и проживают в названном жилом помещении (л.д. 7, 8, 20).
Согласно заключению N 32/з от 28 ноября 2014 года межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов, подлежащих сносу, жилой дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, предложено предъявить к собственникам помещений в указанном доме требования о сносе дома в срок до 28 ноября 2018 года (л.д.15-16).
Согласно уведомлениям Росреестра от 30 ноября 2015 года, справкам МУП "ГБТИ" от 27 ноября 2015 года, 22 июня 2016 года у Владимировой Т.Н. и Владимирова А.Е. отсутствуют на праве собственности объекты недвижимого имущества (л.д. 10, 12, 13, 75).
Как следует из ответа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Владимирова Т.Н. и Владимиров А.Е. на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят, субсидия (социальная выплата) на приобретение (строительство) жилого помещения, либо жилое помещение министерством не предоставлялись (л.д. 14).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ч.ч. 2, 4 ст. 15, ч.ч. 1, 2 ст. 57, ст.ст. 86-88, ст. 89 ЖК РФ, исходил из того, что жилой дом, в котором находится квартира, занимаемая семьей Владимировых, в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу. Проживание в указанном жилом доме создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Владимирова Т.Н. и Владимиров А.Е., кроме спорной квартиры, иного жилого помещения не имеют. При этом суд указал, что для разрешения возникшего спора не имеют правового значения обстоятельства, свидетельствующие о том, что семья истца не относится к категории малоимущих граждан.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда об удовлетворении исковых требований, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч. 1, ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в ЖК РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со ст. 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Порядок признания граждан малоимущими в Саратовской области определен Законом Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" (в редакции Закона Саратовской области от 28 мая 2008 года N 127-ЗСО), согласно которому граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма исходя из оценки средней стоимости жилого помещения в соответствующем муниципальном образовании, стоимости имущества, находящегося в собственности всех членов семьи (одинокого гражданина), размера совокупного семейного дохода и возможности погашения кредита (займа) на строительство (приобретение) жилого помещения (ст. 5 Закона).
Таким образом, выводы суда первой инстанции об отсутствии правового значения для разрешения возникшего спора того обстоятельства, что семья истцов не относится к категории малоимущих граждан, являются ошибочными, как не основанные на положениях действующего законодательства.
Поскольку до 01 января 2005 года (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истцы не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом объективной нуждаемости указанных лиц в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Между тем доказательств, подтверждающих принятие истцов на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, а также признание их в установленном законом порядке малоимущими гражданами, истцами не представлено.
Из ответа государственного автономного учреждения Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения города Саратова" от 11 июля 2016 года, принятого судебной коллегией в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу, следует, что Владимировой Т.Н. отказано в выдаче справки о нуждаемости в государственной социальной помощи в связи с тем, что её среднедушевой доход превышает прожиточный минимум, установленный в Саратовской области. Сведений о том, что указанный ответ в установленном законом порядке Владимировой Т.Н. обжалован, либо отменен или признан незаконным не имеется.
Кроме того, судебная коллегия не соглашается с выводом суда о том, что проживание в доме, в котором проживают истцы, создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, поскольку данный вывод суда не основан на допустимых доказательствах.
Так, порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно п. 49 данного положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как разъяснено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст.15 ЖК РФ).
Между тем материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих принятие органом местного самоуправления распоряжения с указанием сроков отселения физических и юридических лиц из вышеуказанного дома, а также создание реальной угрозы жизни и здоровью граждан при проживании в указанном доме. Указанный многоквартирный дом в программу "Переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах" не включен.
Ссылка суда на акт осмотра многоквартирного дома "адрес", составленный ООО "Управляющая компания "Горизонт", не может быть принят в качестве допустимого доказательства, поскольку указанная организация не компетентна в решении указанного вопроса.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось законных оснований для понуждения органа местного самоуправления к предоставлению истцам жилого помещения во внеочередном порядке.
На основании изложенного решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований (п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 330, п. 2 ст. 328 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда города Саратова от 10 февраля 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Заводского района города Саратова в защиту прав и законных интересов Владимировой Т.Н., Владимирова А.Е. к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.