Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.,
судей Саяпиной Е.Г., Филатовой В.Ю.,
при секретаре Яковлевой А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоминой Т.Н. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова, администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке по апелляционной жалобе Галактионовой Е.И. на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 03 марта 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Саяпиной Е.Г., объяснения представителя Галактионовой Е.И. - Малинникова А.В., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Фомина Т.Н. обратилась с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация МО "Город Саратов"), администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Фрунзенского района), комитету по управлению имуществом города Саратова о предоставлении вне очереди на семью из трех человек жилого помещения по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что в жилом доме по адресу: "адрес", в котором на условиях социального найма истец с семьей занимала квартиру "адрес", произошел пожар. 28 августа 2015 года заключением межведомственной комиссии указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации МО "Город Саратов" от 09 октября 2015 года на администрацию Фрунзенского района и комитет по управлению имуществом города Саратова возложена обязанность по осуществлению мероприятий по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирном доме на условиях социального найма, жилых помещений, которое до настоящего времени не исполнено.
Решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 03 марта 2016 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
В апелляционной жалобе третье лицо Галактионова Е.И. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов указывает на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого судебного постановления в связи с допущенными нарушениями норм материального права.
Из материалов дела следует, что по договору социального найма от 18 мая 2009 года администрация Фрунзенского района (наймодатель) передала Фоминой Т.Н. и членам ее семьи: Галактионовой Е.И., Галактионову Д.В. во владение и пользование находящееся в муниципальной собственности изолированное жилое помещение - двухкомнатную квартиру общей площадью 22,5 кв. м, расположенную по адресу: "адрес" (л.д. 51).
Указанные лица зарегистрированы в указанном жилом помещении (л.д.7).
07 июня 2015 г. в вышеназванном доме произошел пожар, в результате которого повреждена кровля дома на площади 80 кв.м, квартира "адрес" полностью уничтожена (л.д. 8).
По заключению межведомственной комиссии от 28 августа 2015 года N 68/Ф, многоквартирный дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, предложено предъявить собственникам помещений в указанном доме требования о сносе дома в срок до 01 октября 2016 года (л.д. 11-13).
Распоряжением администрации Фрунзенского района от 09 октября 2015 года N 745-р на администрацию Фрунзенского района и комитет по управлению имуществом города Саратова возложена обязанность по осуществлению мероприятий по предоставлению гражданам, проживающим в вышеуказанном доме на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со ст. 89 ЖК РФ или, по соглашению с нанимателями жилых помещений муниципального жилищного фонда общей площадью менее ранее занимаемых.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 51, 57, 85, 87, ч. 1 ст. 32 ЖК РФ, исходил из того, что в рассматриваемом случае отсутствует бездействие администрации МО "Город Саратов" по непроведению мероприятий, предусмотренных ст. 42 ЖК РФ, и срок, установленный в заключении межведомственной комиссии для сноса дома, не истек.
Судебная коллегия не соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч. 1, ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в ЖК РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со ст. 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ (в редакции Федеральных законов от 17 декабря 2009 года N 316-ФЗ, от 30 ноября 2010 года N 328-ФЗ) предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47""Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Порядок признания граждан малоимущими в Саратовской области определен Законом Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" (в редакции Закона Саратовской области от 28 мая 2008 года N 127-ЗСО), согласно которому граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма исходя из оценки средней стоимости жилого помещения в соответствующем муниципальном образовании, стоимости имущества, находящегося в собственности всех членов семьи (одинокого гражданина), размера совокупного семейного дохода и возможности погашения кредита (займа) на строительство (приобретение) жилого помещения (ст. 5 Закона).
Таким образом, правовое значение для разрешения возникшего спора имеет то обстоятельство, что семья истца относится (не относится) к категории малоимущих граждан, а также объективная нуждаемость истца и членов ее семьи в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
Между тем данные обстоятельства судом первой инстанции не устанавливались и в качестве юридически значимых обстоятельств не определялись.
Судом апелляционной инстанции было установлено, что семья истца на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма по своему месту жительства не состоит, какого-либо иного жилого помещения для проживания (кроме утраченного в результате пожара) истец и члены ее семьи на праве собственности либо по договору социального найма не имеют, что подтверждается объяснениями представителя Галактионовой Е.И. - Малинникова А.В., а также принятыми судебной коллегией в целях установления юридически значимых обстоятельств уведомлениями от 06 июля 2016 года об отсутствии в ЕГРП сведений о наличии в собственности истца и членов ее семьи жилых помещений, а также соответствующими справками МУП ГБТИ от 12 июля 2016 года.
В соответствии со справками ГАУ СО "Комитет социальной поддержки населения города Саратова" от 22 сентября 2015 года и 21 июля 2016 года, также принятыми судебной коллегией в качестве новых доказательств, Галактионова Е.И. (дочь истца) и Галактионов Д.В. являются членами малоимущей семьи, которая состоит на учете в подразделении по предоставлению мер социальной поддержки по Кировскому и Фрунзенскому районам ГАУ СО "Комитет социальной поддержки населения города Саратова" с 19 июня 2013 года.
Принимая во внимание вышеназванные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу об объективной нуждаемости истца и членов ее семьи в предоставлении жилого помещения вне очереди взамен утраченного жилого помещения по договору социального найма и у суда первой инстанции не было оснований для отказа в удовлетворении исковых требований к администрации МО "Город Саратов".
На основании изложенного решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований к администрации МО "Город Саратов" (п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 330, п. 2 ст. 328 ГПК РФ).
Между тем оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных к администрации Фрунзенского района и комитету по управлению имуществом города Саратова, не имеется, поскольку в соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма лежит на администрации МО "Город Саратов".
Руководствуясь ст.ст. 327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 03 марта 2016 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Фоминой Т.Н. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Принять в указанной части новое решение, которым обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить Фоминой Т.Н. на семью из трех человек, включая Галактионову Е.И. и Галактионова Д.В., вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям города Саратова общей площадью не менее 22,5 кв.м, отвечающее установленным требованиям, в черте города Саратова.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.