Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Рябихина О.Е., Пантелеева В.М.,
при секретаре Туктагановой А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Зражевская Е.С. к военному комиссариату Саратовской области о взыскании денежных средств по апелляционной жалобе военного комиссариата Саратовской области на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 25 августа 2015 года, которым исковые требований удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Рябихина О.Е., объяснения представителя истца Зражевской А.А., возражавшей против доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Зражевская Е.С. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Саратовской области о взыскании денежных средств. Требования мотивированы тем, что ее мужу ФИО7 был присвоен статус ветерана боевых действий в связи с тем, что он неоднократно направлялся на выполнение боевых задач на территорию Республики Афганистан. ФИО7 умер "дата" году. Она понесла расходы в связи с перевозкой тела к месту захоронения, погребением, установкой ограждения, приобретением гроба и венка на общую сумму 36800 руб. 26 коп. "дата" она обратилась в отдел военного комиссариата Саратовской области по городу Энгельсу и Энгельсскому району с заявлением о возмещении понесенных расходов по оплате ритуальных услуг умершему ветерану боевых действий ФИО7, но получила отказ на том основании, что ФИО7 не являлся военнослужащим и находился в командировке на территории Республики Афганистан в качестве гражданского персонала. Просила признать незаконным решение военного комиссариата Саратовской области об отказе ей в возмещении расходов, связанных с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, погребением; взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства за счет средств Министерства обороны РФ в качестве возмещения расходов, связанных с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, погребением в размере 36800 руб. 26 коп., компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.; обязать военный комиссариат Саратовской области выполнить работы по изготовлению и установке надгробного памятника за счет средств Министерства обороны РФ.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 25 августа 2015 года с учетом определения от "дата" об исправлении описки исковые требования удовлетворены частично. Решение военного комиссариата Саратовской области об отказе в возмещении расходов, связанных с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, погребением в пользу Зражевской Е.С. признано незаконным. С военного комиссариата Саратовской области в пользу Зражевской Е.С. взысканы денежные средства за счет средств Министерства обороны РФ в качестве возмещения расходов, связанных с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, погребением в размере 17152 руб. На военный комиссариат Саратовской области возложена обязанность выполнить работы по изготовлению и установке надгробного памятника за счет средств Министерства обороны РФ. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе (основной и дополнительных) военный комиссариат Саратовской области просит решение суда отменить. В обоснование ссылается на его незаконность, неправильное применение и толкование судом норм материального права. Полагает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Друге лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее ФЗ "О ветеранах") с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с "дата" по "дата", в том числе в операциях по боевому тралению в период с "дата" по "дата";
3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;
6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании удостоверения БК N, выданного "дата", ФИО7 был присвоен статус ветерана боевых действий, и он имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ.
"дата" ФИО7 умер что, подтверждается свидетельством о смерти Ш-РУ N от "дата" (л.д. 9).
В связи с перевозкой тела к месту захоронения, погребением, установкой ограждения, приобретением гроба и венка истцом были понесены расходы на общую сумму 36800 руб. 26 коп., что подтверждается копией наряда-заказа N от "дата".
"дата" истец обратился в отдел военного комиссариата Саратовской области по городу Энгельсу и Энгельсскому району с заявлением о возмещении понесенных расходов по оплате ритуальных услуг умершему ветерану боевых действий ФИО7 (л.д. 17).
Начальник отдела военного комиссариата Саратовской области по городу Энгельсу и Энгельсскому району отказал в удовлетворении требований истца, указав на то, что ФИО7 не являлся военнослужащим и находился в командировке на территории Республики Афганистана в качестве гражданского персонала (л.д. 18).
Согласно справке управления центрального военного округа от "дата" N (л.д. 14) ФИО7 выполнял боевые задачи на территории Республики Афганистан и имеет право на меры социальной поддержки на основании п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах".
Из справки ОАО "9 центральный автомобильный ремонтный завод" следует, что ФИО7 в период работы в войсковой части N (в настоящее время - ОАО "9 центральный автомобильный ремонтный завод") с "дата" был 3 раза направлен в спецкомандировку в Республику Афганистан.
Согласно справке центрального архива Министерства обороны РФ служащий СА ФИО7 находился на территории Республики Афганистан в N с указанием периодов и N участвовала в период с "дата" по "дата" в боевых действиях на территории Республики Афганистан.
При жизни ФИО7 ответчик, либо иные уполномоченные на то органы не оспорили законность наличия у ФИО7 прав на указанные льготы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что ФИО7 имел права на льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", как ветеран боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п. 1 ст. 24 ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (пункт 2).
Согласно абз. 2 п. 1, ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 18-ФЗ "О погребении и похоронном деле" нормы расходов на погребение умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 1994 года N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" установлено, что оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 17152 рублей, а в городах Москве и Санкт-Петербурге - 23749 рублей.
Согласно п. 1 указанного Постановления за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы).
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению в размере 17152 руб.
Вместе с тем, в статье 24 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрена льгота для ветеранов боевых действий по оказанию ритуальных услуг, в том числе по изготовлению и установке надгробного памятника, которые возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Приказом Минобороны РФ от 13 января 2008 года N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (далее Порядок погребения).
Согласно п. 2 Порядка погребения порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (подпункт Г).
На основании п. 35 Порядка погребения оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в п. 38 настоящего Порядка (п. 35).
Следовательно, действующее в настоящее время законодательство предусматривает возможность возмещения родственникам умерших ветеранов боевых действий уже понесенных ими расходов на изготовление и установку памятников при предоставлении соответствующих документов, подтверждающих реально понесенные расходы на изготовление и установку памятника. Истец Зражевская Е.С. не представила какие-либо доказательства понесенных ею затрат на изготовление и установку надгробного памятника ФИО7, в связи с чем у суда не было законных оснований для возложения на военный комиссариат Саратовской области обязанности выполнить работы по изготовлению и установке надгробного памятника за счет средств Министерства обороны РФ.
В судебном заседании представитель истца Зражевская А.А. подтвердила, что истец Зражевская Е.С. таких расходов не понесла, каких-либо договоров на изготовление и установку надгробного памятника на могилу умершего ФИО7 не заключала.
Таким образом, суд первой инстанции неправильно применил нормы действующего законодательства, в связи с чем постановленное по делу решение как необоснованное подлежит отмене в части возложения на военный комиссариат Саратовской области обязанности выполнить работы по изготовлению и установке надгробного памятника за счет средств Министерства обороны РФ с вынесением коллегией нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в данной части.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 25 августа 2015 года в части возложения на военный комиссариат Саратовской области обязанности выполнить работы по изготовлению и установке надгробного памятника за счет средств Министерства обороны РФ отменить. Принять в данной части новое решение, которым Зражевской Е.С. в удовлетворении данных исковых требований к военному комиссариату Саратовской области отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.