Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Рябихина О.Е.,
при секретаре Сливиной З.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Гамаюновой Н.В. к комитету социальной защиты населения г.Саратова министерства социального развития Саратовской области о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации, признании права на ее получение, по апелляционным жалобам министерства социального развития Саратовской области, комитета социальной защиты населения г.Саратова министерства социального развития Саратовской области (далее - КСЗН) на решение Кировского районного суда г. Саратова от 25 мая 2016 года, которым постановлено:
признать незаконным отказ комитета социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области от 4 декабря 2015 года в назначении ежемесячной денежной компенсации.
Признать за Гамаюновой Н.В. право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 10 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Обязать комитет социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области назначить Гамаюновой Н.В. ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную ч. 10 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", с 1 января 2012 года.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Гамаюнова Н.В. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что она является инвалидом с детства, кроме того имеет "данные изъяты" группу инвалидности "данные изъяты". Ее отец ФИО8 принимал участие в Великой Отечественной войне (далее - ВОВ). Как участнику ВОВ ему 24 марта 1950 года была установлена инвалидность "данные изъяты" группы, связанная с пребыванием на фронте. "дата" ФИО8 умер. Она обратилась в комитет социальной защиты населения г.Саратова с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации как дочери военнослужащего в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011 г. N306-Ф3 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Однако ответчиком было отказано в назначении компенсационной выплаты, поскольку она не предоставила справку федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающую факт наличия у ее отца инвалидности вследствие военной травмы на момент его смерти.
Полагала данный отказ незаконным, поскольку указанное обстоятельство не может препятствовать ей в реализации права на получение ежемесячной денежной компенсации.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе комитет социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывал свои возражения в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.
В апелляционной жалобе, включая дополнение к ней, министерство социального развития Саратовской области просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывало свои возражения в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель министерства социального развития Саратовской области Черных Е.С., представитель КСЗН Метлина Л.Ф. доводы жалоб поддержали, Гамаюнова Н.В. и её адвокат Невейницына Н.Г. полагали решение суда законным.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалоб, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
С 01 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.11.2011 года N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Закон N 306-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона N306-ФЗ предметом его правового регулирования является установление отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Законодательное закрепление отдельных выплат военнослужащим нашло свое отражение в ст. 3 Закона N 306-ФЗ.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона N306-ФЗ каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида).
В ч.8 ст. 3 Закона N306-ФЗ определено понятие "военной травмы", как увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы.
Аналогичное понятие "военной травмы" дано в пп. 1 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Из положений п. 3 ч. 11 ст. 3 Закона N 306-ФЗ следует, что членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
На основании ч. 17 ст. 3 указанного выше Закона порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.
В соответствии с п. 3 Правил назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель подает в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, и следующие документы для членов семьи:
копия документа, удостоверяющего личность;
копия документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копия заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы, - для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат";копия свидетельства о смерти инвалида, копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие военной травмы, документ, подтверждающий получение военной травмы в период прохождения военной службы (военный билет, справка военного комиссариата, военно-медицинские документы, архивные справки), - для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 10 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат";
документы, подтверждающие право членов семьи на ежемесячную денежную компенсацию (копия свидетельства о заключении брака; копии свидетельств о рождении детей; копия документа, подтверждающего родственные отношения с умершим (погибшим) инвалидом либо военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, погибшим (умершим) при исполнении обязанностей военной службы либо умершим вследствие военной травмы, - для родителей; копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности, - для супруги (супруга), родителей, являющихся инвалидами и не достигших возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина); копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности с детства, - для детей, достигших возраста 18 лет, которые стали инвалидами до достижения этого возраста; справка образовательной организации, подтверждающая обучение ребенка по очной форме (представляется по достижении им 18-летнего возраста каждый учебный год), - для ребенка, обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации);
копия решения органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) - для опекуна (попечителя).
В п. 18 Правил предусмотрено, что ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2012 года, и выплачивается в размерах, действовавших на соответствующий год.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Гамаюнова Н.В. является инвалидом с детства, ей установлена "данные изъяты" группа инвалидности по зрению.
Отец Гамаюновой Н.В. - ФИО8, "дата" года рождения, принимал участие в ВОВ в составе действующей армии и в связи с получением военной травмы ему по результатам освидетельствования 20 июня 1949 года присвоена инвалидность "данные изъяты" группы, а по результатам освидетельствования ВТЭК от 24 марта 1950 года ему установлена "данные изъяты" группа инвалидности, указан срок переосвидетельствования - 24 сентября 1950 года, причина инвалидности - связана с пребыванием на фронте. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из акта освидетельствования ВТЭК, которые сделаны в соответствии с Положением о врачебно-трудовых экспертных комиссиях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 05.11.1948 г. N 4149.
"дата" ФИО8 умер.
24 ноября 2015 года Гамаюнова Н.В. обратилась в КСЗН с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 10 ст. 3 Федерального закона.
Из ответа КСЗН от 04 декабря 2015 года следует, что Гамаюновой Н.В. отказано в назначении указанной ежемесячной денежной компенсации, поскольку ею не была представлена копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности вследствие военной травмы.
Согласно ответу ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пензенской области" от 7 марта 2012 года срок хранения акта медико-социальной экспертизы гражданина составляет 10 лет, в связи с чем сведения о прохождении медико-социальной экспертизы ФИО8 не могут быть предоставлены.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что истица, ставшая инвалидом до достижения возраста 18 лет, является дочерью ФИО8, умершего "дата", который на день смерти был признан инвалидом "данные изъяты" группы вследствие пребывания на фронте.
В силу объективных обстоятельств Гамаюнова Н.В. лишена возможности предоставить в КСЗН справку федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающую факт установления инвалидности вследствие военной травмы.
Вместе с тем в судебном заседании на основании исследованных материалов личного дела ФИО8 установлено, что он на день смерти являлся инвалидом "данные изъяты" группы вследствие пребывания на фронте, то есть в связи с получением военной травмы, а потому истица, как член его семьи, имеющий инвалидность с детства, имеет право на назначение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 10 ст. 3 Закона N 306-ФЗ.
При этом суд исходил из того, что отсутствие предусмотренных законодательством документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной компенсации, при условии невозможности получения такого документа в силу объективных обстоятельств, само по себе не может являться основанием для отказа в реализации права лица на получение социальной поддержки, предусмотренной ч. 10 ст. 3 Закона N 306-ФЗ, поскольку не свидетельствует об отсутствии у него соответствующего статуса.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Районный суд пришел к правильному выводу о том, что причина инвалидности относится к военной травме, связанной с пребыванием на фронте в период Великой Отечественной войны.
Выводы суда также подтверждаются тем, что в ранее действующем постановлении Совмина СССР от 20.05.1965 г. N 401 "О распространении льгот, установленных Постановлением Совета Министров СССР от 6 марта 1965 г. N 140 для инвалидов Отечественной войны, на других инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами при защите СССР", было предписано распространить льготы, установленные постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1965 г. N 140 для инвалидов Отечественной войны, на других инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте. В п.11 постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 18.04.1975 г. N 304 "О дополнительных льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих" было установлено, что льготы, предусмотренные настоящим Постановлением, распространяются на инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также на инвалидов из числа лиц начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел СССР, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей.
Несостоятельными являются доводы жалоб о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью, признал их объективными и бесспорно подтверждающими факт установления ФИО8 инвалидности в связи с его пребыванием на фронте, которую он имел на момент своей смерти. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылались ответчики в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 25 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы министерства социального развития Саратовской области, комитета социальной защиты населения г.Саратова министерства социального развития Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.