Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Рябихина О.Е.,
при секретаре Сливиной З.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Процветовой Ю.С. к министерству финансов Саратовской области о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, с учетом индексации, по апелляционной жалобе Процветовой Ю.С. на решение Волжского районного суда г. Саратова от 14 марта 2016 года, которым постановлено:
взыскать с министерства финансов Саратовской области за счет средств казны субъекта РФ Саратовской области в пользу Процветовой Ю.С. задолженность за период с февраля 1993 года по июль 1997 года по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг и индексацию задолженности по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг в общем размере 448 244 руб. 26 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Процветова Ю.С. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что на основании постановления главы администрации Советского района Саратовской области от 16 сентября 1987 года над ней была установлена опека, ее опекуном являлась ФИО10, которой была назначена выплата пособия на ее содержание с июня 1992 г. Выплата денежных средств опекунам в 1992 - 1997 годах, в том числе и на её содержание, производилась без учета фактических цен, сложившихся в регионе. Задолженность по выплате опекунских пособий на ее содержание за период с июня 1992 года по 1997 год составила 14182,20 рублей. Просила взыскать с ответчика указанную сумму задолженности, а также индексацию задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере 695429,76 руб. - с учетом индекса потребительских цен, а всего 709611,96 руб.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Процветова Ю.С. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым взыскать с ответчика задолженность и индексацию существующей задолженности по выплате денежных средств на ее содержание за период с 1992 по 1997 год в размере 709611,96 руб. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Указывает, что в связи с отсутствием возможности осуществить перерасчет в судебном заседании по причине ненадлежащего извещения, суд принял необоснованный расчет ответчика, который существенно уменьшает размер задолженности и не соответствует размерам, рассчитанным по нормам на основании постановления Правительства РФ N 409 от 20 июня 1992 года.
В суде апелляционной инстанции представитель Процветовой Ю.С.- Сергеева К.С. доводы жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие согласно ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно ст. 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно ст. 5 данного Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 24 августа 2004 года N 122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (действовало до 20 ноября 2005 года, то есть в период возникновения спорных правоотношений), с 01.06.1992 г. установлены нормы питания, обеспечения одеждой, мягким инвентарем, обувью, необходимым оборудованием, суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.
В п. 1 постановления Правительства РФ N 409 от 20.06.1992 г. обязанность по обеспечению учреждений для детей-сирот и детей, находящихся по опекой, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В п.3 данного постановления было установлено распространить нормы материального обеспечения и льготы, установленные для воспитанников вышеуказанных учреждений, на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан, в приемные семьи и детские дома семейного типа.
Правительство РФ, не установив порядок возмещения поименованных выше выплат, указанным Постановлением делегировало полномочия по разработке положения о порядке выплаты на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан, в приемные семьи и детские дома семейного типа - Министерству образования РФ.
Согласно п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), разработанного на основе упомянутого постановления и утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации N 155 от 16.02.1993 г. (утратило силу в связи с изданием приказа Минобразования РФ от 19.08.1999 г. N 199), местные органы управления образованием выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, исходя из установленных норм, по фактическим ценам данного региона.
Министерство образования РФ приказом от 19.08.1999 г. N 199 утвердило Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).Согласно п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Минобразования РФ от 19.08.1999 г. N 199 (документ утратил силу в связи с изданием приказа Минобрнауки от 20.02.2008 г. N 63), органы опеки и попечительства обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на указанные цели исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
В п.4 данного Положения предусмотрено, что для получения денежных средств на ребенка опекун (попечитель) представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства с опекаемым ребенком: заявление о назначении денежных средств; копию свидетельства о рождении ребенка; копии документов, подтверждающих факт отсутствия попечения над ребенком единственного или обоих родителей (решение суда о лишении родителей родительских прав, свидетельство о смерти и т.п.); справку с места жительства ребенка о совместном его проживании с опекуном (попечителем); справку об обучении в образовательном учреждении ребенка старше 16 лет; выписку из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства); справку органа социальной защиты населения о прекращении выплаты ежемесячного пособия.
В силу п.5 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Минобразования РФ от 19.08.1999 г. N 199, назначение денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется на основании постановления (распоряжения) органа опеки и попечительства. Выплата денежных средств производится опекуну со дня вынесения решения о назначении денежных средств с возмещением расходов опекуну (попечителю) на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь за период с момента возникновения оснований на их получение, то есть со дня смерти, вступления в силу решения суда о лишении родительских прав обоих или единственного родителя. В случаях возникновения оснований для назначения денежных средств на подопечного после установления опеки (попечительства) опекун (попечитель) обращается с письменным заявлением о назначении денежных средств и документами, указанными в п. 4 настоящего Положения, в орган опеки и попечительства, на учете которого состоит подопечный.
Аналогичные положения содержались и в п.6 Положения о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), разработанного на основе упомянутого постановления и утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации N 155 от 16.02.1993 г
Правительством Российской Федерации были установлены нормативы, исходя из стоимости которых, в каждом регионе определяется размер опекунского пособия. Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 1992 - 1998 год" в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий. На основании закона о федеральном бюджете на 1992-1998 года, в бюджет Саратовской области из бюджета Российской Федерации были перечислены денежные средства финансовой поддержки, в числе которых были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти Саратовской области на денежные выплаты на содержание указанных несовершеннолетних.
Как установлено в судебном заседании из бюджета Саратовской области в спорные периоды времени не выделялись денежные средства на выплату опекунских пособий органам местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, поскольку государственными полномочиями по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления в установленном порядке не наделялся, ему не передавалось необходимых финансовых средств для исполнения этих полномочий, суд посчитал, что выплаты опекунских пособий осуществлялись без учета фактических цен региона на продукты питания, одежду, обувь, мягкий инвентарь. Данная обязанность возложена законом на субъект Российской Федерации - Саратовскую область и его финансовый орган - министерство финансов Саратовской области, который является надлежащим ответчиком по делу.
Из материалов дела следует и установлено судом, что "данные изъяты" Ю.В. ( "данные изъяты" Процветова Ю.С.), "дата" года рождения, на основании решения исполнительного комитета Степновского поселкового Совета народных депутатов N68 от 16 сентября 1987 года находилась под опекой (попечительством) ФИО10, с назначением пособия на содержание подопечного в феврале 1993 года- распоряжение администрации Советского района Саратовской области от 09 ноября 1993 года N363-р.
Выплата ежемесячного денежного пособия на ФИО3, "дата" года рождения, прекращена с 01 августа 1997 года.
Разрешая спор по существу, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, правильно применив вышеприведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность с февраля 1993 г. по июль 1997 года - в размере 14146,08 руб., без учета 1992 года, поскольку вышеуказанное пособие назначено в феврале 1993 года, о чем прямо указано в распоряжении органа местного самоуправления от 09 ноября 1993 года N363-р. Расчет суммы задолженности с февраля 1993 года по июль 1997 года соответствует расчету суммы задолженности, произведенному истцом за тот же период времени. С учетом данной суммы суд произвел взыскание индексации данной задолженности в сумме 434098,18 руб. по 2015 год с учетом индекса потребительских цен.
Судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Довод жалобы о том, что истец о рассмотрении дела судом первой инстанции не извещался - несостоятелен, поскольку в материалах дела имеется сопроводительное письмо о направлении извещения в адрес истца и ее представителя. Кроме того, согласно письменному заявлению Процветова Ю.С. и её представитель Сергеева К.С. просили дело рассмотреть в их отсутствие, указывая, что о дне судебного заседания извещены, в дальнейшем о дне и времени судебных заседаний просили не извещать. Согласно ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании изложенного следует считать заявителя извещённым о дате рассмотрения дела надлежащим образом, при этом он несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению судебного извещения.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, которые являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г.Саратова от 14 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Процветовой Ю.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.