Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Поляниной О.А.,
судей Литвиновой М.В., Бугаевой Е.М.,
при секретаре Михайловой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванищева О.В. к призывной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании незаконным решения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по апелляционной жалобе Иванищева О.В. на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 31 марта 2016 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения Иванищева О.В., его представителя - адвоката Солямина В.Н., поддержавших апелляционную жалобу, изучив ее доводы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Иванищев О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области в части признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В обоснование заявленных требований указал, что в 2005-2010 годах проходил обучение в Саратовском юридическом институте МВД России. В период обучения проходил медицинскую комиссию при военном комиссариате Саратовской области, при получении паспорта гражданина РФ 07 августа 2008 года проставлен штамп о том, что истец является военнообязанным. С 2013 года Иванищев О.В. является "данные изъяты". В 2015 году Иванищев О.В. обратился в отдел военного комиссариата Саратовской области по городу Энгельсу и Энгельсскому району с заявлением о выдаче военного билета по достижении 27 лет. Решением призывной комиссии Энгельсского муниципального района от 16 декабря 2015 года Иванищев О.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Оспариваемое решение, по мнению Иванищева О.В., является незаконным, влечет ограничение трудовой деятельности административного истца.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 31 марта 2016 года в удовлетворении административных исковых требований Иванищеву О.В. отказано.
В апелляционной жалобе Иванищев О.В. просит отменить данное решение, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что суд не проверил соблюдение административным ответчиком порядка принятия оспариваемого решения. Полагает необоснованным вывод суда о том, что к административному истцу не подлежит применению положение подпункта "з" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ). Ссылается, что в силу Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял на воинском учете (обязан был состоять) и подлежал призыву на военную службу.
В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан предусмотрено Законом N 53-ФЗ.
Частью 1 статьи 10 Закона N 53-ФЗ установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Согласно статье 22 Закона N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии со статьей 25 Закона N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря.
Согласно Указам Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 189 "О призыве в апреле - июле 2014 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву", от 30 сентября 2014 года N 647 "О призыве в октябре - декабре 2014 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" призыв на военную службу граждан Российской Федерации от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, осуществлялся с 01 апреля по 15 июля 2014 года и с 01 октября по 31 декабря 2014 года.
Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 160 "О призыве в апреле - июле 2015 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву", от 30 сентября 2015 года N 493 "О призыве в октябре - декабре 2015 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" призыв на военную службу граждан Российской Федерации от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, осуществлялся с 01 апреля по 15 июля 2015 года и с 01 октября по 31 декабря 2015 года.
Согласно пункту 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по уважительным причинам либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Приведенные законоположения, предусматривающие вынесение заключения о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, вступили в силу с 01 января 2014 года (статья 6 Федерального закона от 02 июля 2013 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву").
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 663 от 11 ноября 2006 года, заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносится призывной комиссией на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Как следует из материалов административного дела, Иванищев О.В., "дата" года рождения, зарегистрированный по адресу: "адрес", состоял на воинском учете с 31 января 2005 года по 12 мая 2015 года в отделе военного комиссариата Саратовской области по городу Энгельсу и Энгельсскому району.
Судом установлено, что до 30 июня 2010 года Иванищеву О.В. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в образовательной организации высшего профессионального образования органов МВД России.
В 2010-2013 годах в отношении Иванищева О.В. проводились розыскные мероприятия.
С 26 августа 2013 года Иванищев О.В. проходил службу в органах внутренних дел, состоял в должности среднего начальствующего состава с 27 февраля 2014 года по настоящее время.
Согласно ответу от 08 июля 2016 года на запрос суда апелляционной инстанции при оформлении на службу в органы внутренних дел Иванищева О.В. от отдела военного комиссариата Саратовской области по городу Энгельсу и Энгельсскому району было получено согласие на прием, поскольку Иванищев О.В. был призывного возраста. Поступавшие из отдела военного комиссариата Саратовской области по городу Энгельсу и Энгельсскому району по месту прохождения Иванищевым О.В. службы повестки были вручены указанному лицу в установленный законом срок.
В мае 2015 года в "данные изъяты" поступила информация о том, что Иванищев О.В. не явился по повестке, в связи с чем он привлечен к дисциплинарной ответственности.
Согласно материалам личного дела призывника в 2014-2015 годах отдел военного комиссариата Саратовской области по городу Энгельсу и Энгельсскому району 03 октября 2014 года, 25 ноября 2014 года, 10 марта 2015 года и 28 апреля 2015 года направлял в "данные изъяты" обращения с просьбой о вручении Иванищеву О.В. повесток для явки в отдел военного комиссариата Саратовской области на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а также о возложении на Иванищева О.В. обязанности по явке в отдел военного комиссариата.
12 мая 2015 года Иванищев О.В. обратился в отдел военного комиссариата Саратовской области по городу Энгельсу и Энгельсскому району с заявлением о снятии с воинского учета в связи с переменой места жительства, указал, что будет проживать в городе Одинцово Московской области. Обязался в двухнедельный срок по прибытии встать на воинский учет в отделе военного комиссариата города Москвы по Одинцовскому району.
11 декабря 2015 года Иванищев О.В. обратился в отдел военного комиссариата Саратовской области по городу Энгельсу и Энгельсскому району с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением 27-летнего возраста.
Решением призывной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области, оформленным протоколом от 16 декабря 2015 года N 8/У, Иванищев О.В. зачислен в запас в соответствии с частью 1 статьи 52 Закона N 53-ФЗ по достижении возраста 27 лет как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Установлению по данному административному делу подлежат следующие обстоятельства - являлся ли административный истец лицом, не проходившим службу и не имевшим освобождения от призыва либо отсрочки после 01 января 2014 года. При этом факт непрохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение призывной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области от 16 декабря 2015 года N 8/У о признании Иванищева О.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, принято призывной комиссией в пределах компетенции, предоставленной данной комиссии законом, является законным и оснований для его отмены не имеется.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда первой инстанции основанным на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ. Оснований для переоценки доказательств у судебной коллегии не имеется.
При этом судебная коллегия учитывает правовую позицию, изложенную в абзаце 5 пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", согласно которой, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества; вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
По административному делу установлено, что Иванищев О.В. не прошел военную службу, при этом не имел освобождения от призыва либо отсрочки.
Из представленной в суд второй инстанции копии протокола заседания от 16 декабря 2015 года N 8/У призывной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области следует, что в отношении Иванищева О.В. принято соответствующее решение. Протокол подписан членами призывной комиссии согласно приложению N 3 к постановлению Губернатора Саратовской области от 28 сентября 2015 года N 384. При таком положении не имеется оснований полагать, что оспариваемое решение принято с нарушением установленного порядка его принятия.
Ссылка в апелляционной жалобе на положения подпункта "з" пункта 1 статьи 24 Закона N 53-ФЗ является несостоятельной. Доказательств тому, что в отношении Иванищева О.В. после окончания образовательной организации высшего образования предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу по данному основанию, суду не представлено. Материалы личного дела призывника Иванищева О.В. таких сведений не содержат.
Учитывая, что решений об освобождении либо об отсрочке от призыва в отношении Иванищева О.В. не принималось, призывная комиссия при зачислении его в запас вправе была признать его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 31 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванищева О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.