Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Поляниной О.А.,
судей Бугаевой Е.М., Литвиновой М.В.,
при секретаре Михайловой А.А.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Балаково в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий, по апелляционной жалобе администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 15 апреля 2016 года, которым исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что для отмены или изменения постановленного решения нет правовых оснований, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора города Балаково Саратовской области (далее - прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области с требованиями о признании бездействия незаконным, возложении обязанности инициировать проведение мероприятий по признанию домов аварийными и непригодными для проживания.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Балаково Саратовской области проведена проверка исполнения администрацией Балаковского муниципального района жилищного законодательства. По результатам проверки установлено, что на территории города Балаково расположены многоквартирные жилые дома с признаками аварийности, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. Так, в муниципальной собственности находятся квартиры, расположенные в городе Балаково: "адрес"
При проведении проверки выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (далее - Госстроя РФ) от 27 сентября 2003 года N 170. Согласно техническим заключениям от 20 августа 2014 года, изготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Аспект Плюс" (далее - ООО "Аспект Плюс") в вышеуказанных домах выявлены дефекты и повреждения, оказывающие значительное влияние на техническое состояние отдельных конструкций и зданий в целом. Состояние основных несущих конструкций, проведение капитального ремонта или реконструкции объектов нецелесообразно. Дома находятся в аварийном состоянии, ремонту и реконструкции не подлежат. Прокурор полагал, что дальнейшее проживание в указанных домах создает реальную угрозу жизни и здоровью людей.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области заявленные прокурором требования удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, выразившееся в необращении с заявлением в межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. На администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области возложена обязанность в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу инициировать процедуру, установленную пунктами 42-52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28 января 2006 года, подготовить и представить документы, указанные в пункте 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28 января 2006 года, в Межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для рассмотрения вопроса о выявлении оснований для признания аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении многоквартирных домов NN 11, 3, 9, 5, 17, расположенных по улице Академика Жук города Балаково, NN 12, 14, 16, 18, расположенных по улице Красноармейской города Балаково, а также дома N 3 по проезду Строителей.
В апелляционной жалобе администрация Балаковского муниципального района Саратовской области ставит вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за сохранностью и использованием именно муниципального жилищного фонда, в том числе, как собственник муниципальных жилых помещений, вправе самостоятельно признать такие жилые помещения непригодными для проживания в целях реализации жилищных прав граждан. Указывает, что предметом спора являются многоквартирные жилые дома в целом, как самостоятельные объекты, собственником которых администрация Балаковского муниципального района Саратовской области не является. Кроме того, в спорных многоквартирных домах доля жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, составляет незначительную часть. Считает, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что собственники жилых помещений спорных многоквартирных домов, реализуя правомочия собственников, изъявили намерение о необходимости признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу либо реконструкции, что могло являться основанием для подачи соответствующего заявления в межведомственную комиссию.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора города Балаково просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10); к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (статья 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности) (пункт 7 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 269). Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (п. 33). Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2007 года N 494). Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (пункт 42 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 269). Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44). Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2013 года N 311). По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47). На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 02 августа 2007 года N 494, от 25 марта 2015 года N 269).
Из материалов дела следует, что в муниципальной собственности находятся квартиры, расположенные в городе Балаково: "адрес" (т. 2 л.д. 117, 142-154).
В соответствии с техническими заключениями ООО "Аспект Плюс" от 20 августа 2014 года в перечисленных домах выявлены дефекты и повреждения, оказывающие значительное влияние на техническое состояние отдельных конструкций и зданий в целом. Состояние основных несущих конструкций, проведение капительного ремонта и реконструкции объектов нецелесообразно. Дома находятся в аварийном состоянии, ремонту и реконструкции не подлежат.
Прокурором на имя главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области 30 ноября 2015 года внесены представления с требованием об устранении выявленных нарушений закона. На данные представления даны ответы, в которых указано об отсутствии в действиях должностных лиц администрации Балаковского муниципального района Саратовской области нарушений законодательства.
В соответствии с пунктом 3.1.5 Положения об администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в полномочия администрации входит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Балаковского муниципального района Саратовской области (т. 2 л.д. 122-127).
Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области N 3538 от 09 сентября 2015 года утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (т. 2 л.д. 130-138).
Несмотря на то, что на территории Балаковского муниципального района Саратовской области находятся дома с признаками аварийного состояния, в которых выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, администрация Балаковского муниципального района Саратовской области в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещения, собственником которого является, его соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Неправомерно бездействуя, администрация не обращалась в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением, на основании которого данная комиссия, орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, дальнейшим использованием помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, и которые являются основанием для реализации прав этих лиц на предоставление вне очереди других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципального имущества и удовлетворил требования прокурора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, данным доводам районным судом дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного по существу судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 15 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.