Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бугаевой Е.М.,
судей Желонкиной Г.А., Литвиновой М.В.,
при секретаре Низове И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. административное дело по административному исковому заявлению Борисенко Р.В. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, о возложении обязанности выдать разрешение на строительство, по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Борисенко Р.В. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 20 апреля 2016 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, выслушав объяснения Борисенко Р.В., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
административный истец обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов" комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, о возложении обязанности выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства "Многоуровневая автостоянка закрытого типа по адресу: "адрес", б/н".
В обоснование требований указано, что Борисенко Р.В., являясь соарендатором земельного участка общей площадью 1100 кв.м с разрешенным видом использования для строительства многоуровневой автостоянки закрытого типа, расположенного по адресу: г Саратов, "адрес", б/н, обратился в орган местного самоуправления с пакетом необходимых документов и с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - "Многоуровневой автостоянки закрытого типа". В удовлетворении заявления Борисенко Р.В. уведомлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от "дата" N отказано по основанию того, что соответствии с проектной документацией, представленной к заявлению, вместимость многоуровневой автостоянки общей площадью 578,45 кв.м составляет 8 машиномест, в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка рассматриваемый объект запроектирован на расстоянии 3 метров от границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный "адрес" А по "адрес" со встроено-пристроенными помещениями ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N" со структурным поликлиническим отделением N (детская поликлиника) с дневным стационаром на 6 коек, что не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка (расстояние от гаражей и открытых стоянок при числе легковых автомобилей 10 и менее до лечебных учреждений со стационаром должно составлять 25 метров).
Борисенко Р.В., полагая отказ органа местного самоуправления незаконным, просил суд:
признать незаконным отказ администрации муниципального образования "Город Саратов" от "дата" N в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоуровневая автостоянка закрытого типа по адресу: "адрес", б/н";
возложить на администрацию муниципального образования "Город Саратов" обязанность выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства "Многоуровневая автостоянка закрытого типа по адресу: "адрес", б/н".
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 20 апреля 2016 года в удовлетворении требований административного истца отказано в полном объеме.
Борисенко Р.В. с решением суда не согласился, подал апелляционную жалобу, в дальнейшем дополнил ее, в которой просил решение суда отменить, назначить по административному делу строительно-техническую экспертизу и заявленные им требования удовлетворить в полном объеме.
В жалобе указывается на нарушение норм процессуального права, выраженное в необоснованном отказе суда в удовлетворении ходатайства административного истца о назначении по делу судебной экспертизы, проведение которой полагал необходимым.
Автор жалобы полагает вывод суда о не соблюдении санитарных разрывов, предусматривающих расстояние 25 метров от автостоянок вместимостью 10 и менее машиномест до лечебных учреждений стационарного типа, не соответствующим нормативным правилам. Согласно требованиям к лечебным учреждениям, предусмотренным санитарными правилами, ГУЗ "Саратовская городска поликлиника N" по своему статусу не является лечебным учреждением стационарного типа, лицензией на данный вид деятельности не располагает, оказывает поликлинические услуги в амбулаторных условиях, в том числе в условиях дневного стационара. Поскольку данное лечебное учреждение не является учреждением стационарного типа и расположено на первом этаже жилого дома, то санитарный разрыв будет составлять 10 метров. Неправильное определение статуса лечебного учреждения привело к принятию незаконного и необоснованного решения суда. Вместе с тем судом при оценке соответствия запроектированного объекта за основу был принят Свод правил СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", который носит рекомендательный характер и не является обязательным.
В судебном заседании судебной коллегии административный истец Борисенко Р.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить, полагая решение суда незаконным и необоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересы административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), -соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. ч. 1, 9 ст. 51 Гр РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что Борисенко Р.В. является соарендатором земельного участка из категории земель населенных пунктов площадью 1100 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", б/н, на основании договора замены стороны в обязательстве N от "дата" год по договору аренды земельного участка N от "дата", заключенного на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовкой области N Nр от "дата". Вторым соарендатором по договору замены стороны в обязательстве является Мужев К.В.
Согласно договору аренды N от "дата" указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования для строительства многоуровневой автостоянки закрытого типа. Договор аренды заключен сроком на 25 лет. Согласно сведениям кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 64:48:040818:80 земельный участок поставлен на кадастровый учет "дата", имеет вид разрешенного использования - место размещения многоуровневой автостоянки закрытого типа и статус ранее учтенного.
Право аренды Борисенко Р.В. и Мужева К.В. зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от "дата" (том N л.д. 63).
"дата" Борисенко Р.В. и Мужев К.В. обратились в комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальном строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоуровневой автопарковки закрытого типа по адресу: "адрес", б/н, на земельном участке с кадастровым номером N. К заявлению приложены правоустанавливающие документы, градостроительный план земельного участка, и материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка в составе проектной документации, разработанной ООО "Геостройсервис", схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия, схема, отображающая архитектурные решения, сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, проект организации строительства объекта капитального строительства).
Администрацией муниципального образования "Город Саратов" уведомлением N от "дата" отказано в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоуровневая автостоянка закрытого типа по адресу: "адрес", б/н".
Как видно из уведомления, основанием для отказа в выдаче разрешения явилось несоблюдение установленных строительными нормами и правилами разрывов от проектируемого здания до существующего лечебного учреждения.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Гр К РФ.
Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация об всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В оспариваемом административным истцом отказе указывается на то, что заявителями не выполнены требования градостроительного плана земельного участка, утвержденного распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от "дата" N-р, которым предусмотрено выполнение проектной документации с учетом технических регламентов, в том числе с учетом "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поседений. Актуализированная редакция СниП 2.07.01-89*". В соответствии со схемой планировочной организации земельного участка рассматриваемый объект (с учетом внесенных изменений) запроектирован на количество 8 машиномест на расстоянии 3 метров от границ земельного участка с кадастровым номером N, в границах которого расположен многоквартирный жилой "адрес" со встроено-пристроенными помещениями ГУЗ "Саратовская городска поликлиника N" с поликлиническим отделением N (детская поликлиника) с дневным стационаром на 6 коек, что не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка (расстояние от гаражей и открытых стоянок при числе легковых автомобилей 10 и менее до лечебных учреждений со стационаром должно составлять 25 метров).
В градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером N площадью 1100 га указана информация об ограничениях в использования земельного участка, из которой следует, что проектную документацию необходимо выполнять с учетом и, в том числе, с п. 8.23, раздела 8 Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поседений". Расстояние от наземных и наземно - подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей до зданий различного типа соблюдать с учетом таблицы 10 пункта 11.25 подраздела "Сооружения и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств", раздела 11 "Транспорт и улично-дорожная сеть" указанного Свода правил, а также таблицей 7.1.1, пункта 7.1.12, главы VII СанПиН 2.2.1/21.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Из представленных в проектной документации технико-экономических показателей 2015 года следует, что объект капитального строительства должен состоять из двух этажей, площадью застройки 430 кв.м, общей площадью 578, 45 кв.м со вместимостью 11 машиномест.
В проектной документации, представленной к заявлению от "дата", указана вместимость многоуровневой стоянки общей площадью 578,45 кв.м - 8 машиномест. При этом архитектурные, функционально-технологические, конструктивные решения и технико-экономические показатели объекта не изменились, обоснования, определяющего число машиномест в многоуровневой автостоянке, не представлено.
Свод правил СП 42.13330.2011. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поседений. Актуализированная редакция СниП 2.07.01-89*" составлен с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выполнения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими нормативными документами, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки. Учитывались также требования Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Сводом правил системы противопожарной защиты.
Настоящий документ распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования. Настоящий Свод правил направлен на обеспечение градостроительными средствами безопасности и устойчивости развития поселений, охрану здоровья населения, рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, сохранение памятников истории и культуры, защиту территорий поселений от неблагоприятных воздействий природного и техногенного характера, а также на создание условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации социальных гарантий граждан, включая маломобильные группы населения, в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры и благоустройства.
Согласно пункту 4.13 Свода правил при выделении территориальных зон и установлении регламентов их использования необходимо учитывать также ограничения на градостроительную деятельность, обусловленные установленными зонами особого регулирования. В их числе: зоны исторической застройки, историко-культурных заповедников; зоны охраны памятников истории и культуры; зоны особоохраняемых природных территорий, в том числе округа санитарной и горно-санитарной охраны; санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; зоны залегания полезных ископаемых; зоны, имеющие ограничения для размещения застройки в связи с неблагоприятным воздействием природного и техногенного характера (сейсмика, сход лавин, затопление и подтопление, просадочные грунты, подрабатываемые территории и др.)
В районах, подверженных опасному воздействию природных и техногенных факторов, при зонировании территории поселений необходимо учитывать приведенные в настоящих нормах ограничения на размещение зданий и сооружений, связанные с длительным пребыванием большой численности людей.
Судом первой инстанции установлено, что расположение планируемого Борисенко Р.В. объекта капитального строительства на арендованном им земельном участке находится в непосредственной близости с государственным учреждением здравоохранения "Саратовская городская поликлиника N".
Согласно пункту 11.25. Свода правил расстояния от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на селитебных территориях, следует принимать не менее приведенных в таблице 10.
По указанной таблице расстояние от стен гаража или открытых стоянок до лечебного учреждения со стационаром должно составлять не менее 25 метров. Согласно примечанию N таблицы расстояния следует определять от окон лечебных учреждений со стационаром до стен гаража или границ открытой стоянки.
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 09 декабря 1999 года N 438 "Об организации деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях" с целью совершенствования развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации определено внедрение малозатратных технологий и развитие стационарозамещающих форм организации и оказания медицинской помощи населению организована работа дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с Положением об организации деятельности дневного стационара в лечебно-профилактических учреждениях.
Положением, утвержденным приказом Минздрава РФ от 09 декабря 1999 года N 438 "Об организации деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях", предусмотрено, что дневной стационар является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения, в том числе амбулаторно-поликлинических, больничных учреждений, клиник медицинских научно-исследовательских и образовательных учреждений и предназначен для проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, с применением современных медицинских технологий в соответствии со стандартами и протоколами ведения больных.
Коечная мощность и профиль дневного стационара определяются руководителем лечебно-профилактического учреждения, в составе которого он создан, по согласованию с соответствующим органом управления здравоохранением, с учетом имеющейся инфраструктуры здравоохранения, а также заболеваемости населения.
В соответствии с профилем, койки дневного пребывания являются структурной частью коечного фонда отделения (палаты).
Мощность стационара определяется числом коек круглосуточного и дневного пребывания.
Дневной стационар может являться клинической базой медицинских образовательных и научно-исследовательских учреждений.
Порядок направления и госпитализации в дневной стационар, условия выписки или перевода в лечебно-профилактическое учреждение утверждаются руководителем лечебно-профилактического учреждения.
Режим работы дневного стационара определяется руководителем лечебно-профилактического учреждения с учетом объемов проводимых медицинских мероприятий, как правило, в 2 смены.
Согласно ответу министерства здравоохранения Саратовской области N от "дата" в структуру государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская поликлиника N" входит "Поликлиническое отделение N" (детская поликлиника), на территории которого расположен дневной стационар на 26 коек, предназначенный для проведения мероприятий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения.
На основании приказа министерства здравоохранения Саратовской области N от "дата" утверждена структура коечного фонда в ГУЗ "Саратовской городской поликлинике N" с "дата" на 26 коечных мест различного профиля.
С учетом приведенных норм права действующего законодательства, установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, вывод суда об отказе в удовлетворении требований административного истца является правомерным.
Судебная коллегия полагает основанными на неправильном толковании вышеприведенных противопожарных и санитарных норм, соблюдение которых требуется при возведении автостоянок рядом с лечебными учреждениями стационарного типа, доводы жалобы о том, что ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N" по своему статусу не является лечебным учреждением стационарного типа, в связи с чем соблюдение санитарного разрыва 25 метров от автостоянки вместимостью от 10 и менее машиномест до данного учреждения, предусмотренное пунктом 11.25 таблицы N Свода правил, не применяется при проектировании спорного объекта капитального строительства. В структуру указанного лечебного учреждения входит поликлиническое отделение N с организацией дневного стационара, который относится к стационарозамещающей форме организации оказания медицинской помощи, что расценивается как лечебное учреждение стационарного типа.
Довод жалобы о необоснованном отказе суда в назначении по делу судебной экспертизы для определения обстоятельств соответствия проектной документации объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка судебной коллегией отклоняется.
Судебная коллегия считает несостоятельным довод о необходимости назначения судебной экспертизы, поскольку вопрос, который ставит административный истец на разрешение эксперта, не требует специальных познаний, относится к правовому вопросу, в связи с чем соответствие проектной документации объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка устанавливается исходя из имеющихся в деле доказательств.
Доводы жалобы о том, что при разрешении спора приоритетными являются нормы, регулирующие вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, являются необоснованными.
При принятии решения судом учтены как строительные, так и санитарные правила, установленные СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которые по своему содержанию несут однотипную смысловую нагрузку. Градостроительным планом земельного участка установлены ограничения в использовании земельного участка, из которого следует, что проектную документацию необходимо выполнять с учетом требований п. 8.23, раздела 8 Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поседений", так и таблицы 7.1.1, пункта 7.1.12, главы VII СанПиН 2.2.1/21.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". В связи с чем судом обосновано приняты во внимание и строительные нормы, установленные для определения разрывов многоуровневых автостоянок, которые не учтены в проектной документации, что и послужило основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены постановленного судом определения, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, по сути, направлены на неправильное толкование норм градостроительного законодательства. Доводы административного истца были предметом оценки суда первой инстанции и получили правовую оценку в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для переоценки судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 20 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней Борисенко Р.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.