Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Поляниной О.А.,
судей Совкича А.П., Литвиновой М.В.,
при секретаре Дагаевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Захаряна А.В. к начальнику отдела военного комиссариата Саратовской области по Заводскому, Октябрьскому и Фрунзенскому районам города Саратова Баженову Сергею Владимировичу о признании действий незаконными по апелляционной жалобе Захаряна А.В. на решение Заводского районного суда города Саратова от 06 апреля 2016 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Совкича А.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей административного ответчика начальника отдела военного комиссариата Саратовской области по Заводскому, Октябрьскому и Фрунзенскому районам города Саратова Баженова С.В. - Фунина Н.С., действующего на основании доверенности от 01 октября 2015 года, и Польщикова П.В., действующего на основании доверенности от 01 марта 2016 года, возражавших против доводов жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Захарян А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением в котором просил признать незаконными действия начальника отдела военного комиссариата Саратовской области по Заводскому, Октябрьскому и Фрунзенскому районам города Саратова Баженова С.В., выразившиеся в выдаче Захаряну А.В. справки взамен военного билета в связи с признанием не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В обоснование заявленных требований указал, что отдел военного комиссариата надлежащим образом не извещал его о необходимости явки для призыва на военную службу, розыскные мероприятия не проводил, административный истец не скрывался и не уклонялся от прохождения военной службы. Также указывает, что об оспариваемых действиях ему стало известно 29 декабря 2015 года при получении в отделе военного комиссариата указанной справки. Считает, что незаконные действия препятствуют реализации его права на труд.
Решением Заводского районного суда города Саратова от 06 апреля 2016 года в удовлетворении заявленных административных требований отказано.
В апелляционной жалобе Захарян А.В. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, указав, что повестки о явке в призывную комиссию не получал. Полагает, что зачисление его в запас по достижении 27-летнего возраста является основанием для выдачи военного билета установленного образца.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объёме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан предусмотрено Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Закона N 53-ФЗ установлено, что в целях обеспечения воинского учёта граждане обязаны: сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учёт, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Согласно статье 22 Закона N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу пункта 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 34 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года N 465) заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносится призывной комиссией при зачислении гражданина в запас при условии, что он не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, и при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В соответствии с пунктом 1 приложения к форме N 1/У приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 N 495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета", справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности. Бланк справки, взамен военного билета, является защищенной полиграфической продукцией уровня "В".
Справка взамен военного билета оформляется и выдаётся гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Захарян А.В., "дата" года рождения, в период с 31 августа 2005 года по 27 августа 2014 года был зарегистрирован по адресу: "адрес" 30 марта 2004 года был принят на воинский учёт отделом военного комиссариата Ленинского района города Саратова.
Решением призывной комиссии от 25 октября 2004 года, на время обучения - до 30 июня 2008 года, Захаряну А.В. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
В соответствии со статьёй 25 Закона N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря.
Отделом военного комиссариата заведена розыскная карта с указанными датами розыска: 08 июля 2011 года, 30 июля 2012 года, 14 января 2013 года. В октября 2010 года, сентябре и ноябре 2013 года направлялись обращения в отдел полиции по городу Саратову об установлении местонахождения гражданина Захаряна А.В., которому не представилось возможным вручить повестку для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении его прибытия на указанные мероприятия.
Согласно заявлениям сотрудников военкомата вручить Захаряну А.В. по его домашнему адресу 09 марта 2011 года и 03 сентября 2013 года повестки для явки в военкомат не удалось.
"дата" Захаряну А.В. исполнилось 27 лет, он не проходил военную службу по призыву.
С 09 сентября 2014 года Захарян А.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".
"дата" административный истец прошёл медицинское освидетельствование в призывной комиссии Заводского, Октябрьского и Фрунзенского районов города Саратова. Вынесено заключение о категории годности к военной службе "А" - годен к военной службе.
Пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 установлено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
Решением призывной комиссии Заводского, Октябрьского и Фрунзенского районов города Саратова от 08 октября 2015 года, оформленным протоколом N 3У, Захарян А.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислен в запас.
29 декабря 2015 года административным истцом получена справка взамен военного билета АЕ N.
Разрешая требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемые действия военного комиссариата по оформлению и выдаче Захаряну А.В. справки взамен военного билета являются законными и обоснованными, поскольку призывной комиссией принято решение о признании административного истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, что, исходя из положений приведённых выше нормативных правовых актов, является основанием для выдачи справки взамен военного билета.
По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что призывная комиссия не вручала Захаряну А.В. повесток о необходимости явки, не может быть принят во внимание, так как согласно материалам дела, военный комиссариат проводил все необходимые мероприятия, для установления местонахождения административного истца. Также доказательств тому, что Захарян А.В., как лицо, подлежащее призыву на военную службу, в соответствии с положениями статьи 10 Закона N 53-ФЗ сообщил в военный комиссариат по месту регистрации в двухнедельный срок об окончании обучения, о переезде на новое место жительства, административным истцом не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда. Сама по себе иная оценка авторами жалоб представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда города Саратова от 06 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Захаряна А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.