Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Поляниной О.А.,
при секретаре Дагаевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Костецкой Н.В. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова, комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, проведению государственного кадастрового учета земельного участка, возложении обязанности сформировать земельный участок, совершить действия для проведения государственного кадастрового учета земельного участка, по апелляционным жалобам администрации муниципального образования "Город Саратов" и комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Заводского районного суда города Саратова от 04 мая 2016 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителя Костецкой Н.В. - Цыгановской Н.В., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, изучив их доводы и возражений на них, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Костецкая Н.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником трехкомнатной квартиры, общей площадью 55,4 кв. метров, расположенной по адресу: "адрес". Ссылалась, что неоднократно обращалась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация) по вопросу формирования земельного участка, однако административные ответчики бездействуют, что препятствует Костецкой Н.В., как собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, оформить право на земельный участок, расположенный под данным домом, нарушает ее права владения и пользования земельным участком.
Решением Заводского районного суда города Саратова от 04 мая 2016 года административные исковые требований Костецкой Н.В. удовлетворены; на административных ответчиков возложена обязанность сформировать земельный участок и совершить необходимые и достаточные действия для проведения государственного кадастрового учета земельного участка, предоставив необходимые документы в орган кадастрового учета в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Администрация и комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по градостроительной политике) не согласились с решением суда, в апелляционной жалобе просят отменить данное решение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование апелляционных жалоб ссылаются, что образование земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Постановлением Администрации от 14 октября 2015 года N 2901 утверждена ведомственная целевая программа "Формирование земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2016 год", в которую земельный участок, расположенный под домом N по "адрес" не включен. Возможность включения испрашиваемого земельного участка в соответствующую ведомственную целевую программу на 2017 года подлежит рассмотрению при проведении программных мероприятий, зависящих от лимита бюджетных ассигнований, с учетом принципа равномерности проведения работ и охвата всех муниципальных районов. Кроме того, Комитет по градостроительной политике в апелляционной жалобе, ссылаясь на принципы бюджетного законодательства, определяющие порядок деятельности органа местного самоуправления при осуществлении предоставляемых полномочий, считает, что со стороны органа местного самоуправления отсутствует незаконное бездействие. Полагает, что административным истцом не приведены доводы, свидетельствующие о нарушении его прав на земельный участок вследствие непроведения работ по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет. Ссылается, что установленный в решении суда срок на совершение указанных действий судом необоснован.
В возражениях на апелляционные жалобы Костецкая Н.В. ссылается на несостоятельность их доводов, просит оставить обжалуемое решение без изменения.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайства в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 7 статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), -доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Удовлетворяя заявленные требования, районный суд исходил из того, что со стороны административных ответчиков имеет место незаконное бездействие, повлекшее нарушение прав административного истца, как собственника жилого помещения в многоквартирном доме. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 33 Устава муниципального образования "Город Саратов", принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649, Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Федеральными законами и законами Саратовской области.
Комитет по управлению имуществом согласно Положению, утвержденному решением Саратовской городской Думы от 29 сентября 2011 года N 7-71, является функциональным структурным подразделением Администрации, уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества и от имени Администрации полномочия в области земельных отношений в части и в порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами. Комитет по управлению имуществом представляет интересы муниципального образования в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, получает сведения о земельных участках, находящихся в границах муниципального образования из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; готовит, подает и получает документы, содержащие необходимые для внесения в Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений; получает свидетельства о государственной регистрации права, в том числе для регистрации прав муниципального образования "Город Саратов" на земельные участки, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством и решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами.
Положением о Комитете по градостроительной политике, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29 сентября 2011 года N 7-70, предусмотрено, что данный комитет является функциональным структурным подразделением Администрации, осуществляющим от имени Администрации решение вопросов местного значения в сфере градостроительства, архитектуры, капитального строительства; обладает следующими полномочиями: подготавливает проекты планировки и (или) проекты межевания территорий муниципального образования "Город Саратов"; осуществляет проверку подготовленных на основании постановлений Администрации проектов планировки и (или) проектов межевания территорий муниципального образования.
Как следует из материалов дела, Костецкая Н.В. является собственником квартиры, общей площадью 55,4 кв. метров, расположенной по адресу: "адрес".
Земельный участок под данным многоквартирным домом не сформирован, сведения о нем в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
19 января 2016 года Костецкая Н.В. обращалась в Администрацию, Комитет по градостроительной политике и комитет по управлению имуществом города Саратова (далее - Комитет по управлению имуществом) с заявлением о формировании земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, проведении государственного учета данного земельного участка.
В письме Администрации от 08 февраля 2016 года N 01-10-07-63К Костецкой Н.В. сообщено о том, что сформирован земельный участок площадью 4739 кв. метров с присвоением кадастрового номера 64:48:020428:2. На данном земельном участке находится несколько многоквартирных домов, в том числе дом "адрес". Граница земельного участка не установлена. В соответствии с постановлением администрации города Саратова от 06 марта 1996 года N 85-23 земельный участок с кадастровым номером 64:48:020428:2, описание местоположения: "адрес", с разрешенным использованием: для жилых домов "данные изъяты", находится в постоянном (бессрочном) пользовании "данные изъяты". Формирование земельного участка, занимаемого многоквартирным домом N по "адрес" возможно в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 64:48:020428:2 при условии прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в порядке, установленном статьей 53 ЗК РФ. Ответы аналогичного содержания направлены в адрес Костецкой Н.В. Комитетом по градостроительной политике и Комитетом по управлению имуществом.
Кроме того, в соответствии с порядком, установленным статьей 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков, расположенных в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории и в 2016 году в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований муниципального образования "Город Саратов" проведение программных мероприятий по подготовке проекта межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный дом "адрес" не предусмотрено.
Согласно ответу ПАО "Саратовэнерго" на основании постановления Администрации от 02 марта 2010 года N 961 прекращено право ПАО "Саратовэнерго" постоянного (бессрочного) пользования названным земельным участком.
На повторное обращение Костецкой Н.В. от 11 марта 2016 года по вопросу формирования и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка административными ответчиками сообщено, что возможность включения испрашиваемого земельного участка в ведомственную целевую программу "Формирование земельных участков под многоквартирными домами на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2017 год" будет рассмотрена путем проведения программных мероприятий, которые зависят от лимитов бюджетных ассигнований с учетом принципа равномерности проведения работ и охватом всех муниципальных районов".
При таком положении, учитывая, что каких-либо действий, направленных на формирование и последующую постановку на кадастровый учет земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, одним из собственников помещений в котором является Костецкая Н.В., Администрацией и его уполномоченными структурными подразделениями не осуществлено, районный суд пришел к обоснованному выводу о незаконности бездействия административных ответчиков.
При этом доводы апелляционной жалобы Комитета по градостроительной политике относительно нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемым бездействием являются необоснованными.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в пункте 2.1 постановления N 12-П Постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина, Е.А. Плеханова", указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установилв Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36), а во Вводном законе - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).
Из положений частей 2 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом разъяснений, данных в пункте 66 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений своих прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 Постановления N 10/22).
К искам о правах на недвижимое имущество согласно пункту 2 Постановления N 10/22 относятся иски об установлении границ земельного участка.
Таким образом, Костецкая Н.В. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, реализуя предоставленное законом право, как собственник помещения в многоквартирном доме.
Ссылка в апелляционных жалобах на то, что порядок формирования земельного участка предусматривает включение такого земельного участка в соответствующую ведомственную целевую программу и зависит от лимитов бюджетных ассигнований, не влияет на законность и обоснованность выводов суда о наличии со стороны административных ответчиков незаконного бездействия, поскольку недостаточное финансирование мероприятий, направленных на указанные цели, не может являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления полномочий, возложенных федеральным законом.
Кроме того, судебная коллегия не находит оснований для изменения обжалуемого решения в части установления судом срока выполнения возложенной судом обязанности, поскольку данный срок представляется разумным. При этом судебная коллегия исходит из того, что административный ответчик не лишен права на обращение по вопросу об отсрочке исполнения решения суда при наличии на то правовых оснований.
Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда города Саратова от 04 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов" и комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.