Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Ворожцовой Л.К.,
судей: Латушкиной С.Б., Лавник М.В.,
при секретаре Краевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворожцовой Л.К.
гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Осинниковского городского округа в лице представителя Куртуковой Ю.К., действующей на основании доверенности N 13 от 30.07.2015,
на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 23 мая 2016 года
по иску Я. А. А. к Администрации Осинниковского городского округа о включении в списки на предоставление жилья и предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛА:
Я. А.С. обратилась к Администрации Осинниковского городского округа с указанным выше иском.
Требования мотивированы тем, что зарегистрирована и фактически с рождения, с 10.08.1992, проживала по адресу: "адрес" с дедушкой П. бабушкой П., матерью П. тетей П. Собственником спорного жилого дома являлся ее дед П..
В 2002 году она была помещена в МУ "Социальный приют для детей и подростков" "адрес". Решением Осинниковского городского суда от 09.06.2006 ее мать П. была лишена родительских прав в отношении нее. В период с 2004 по 2006 она находилась в приюте. В 2007 году переведена в Детский дом "Проталинка", где проживала и была зарегистрирована по месту пребывания до 2010 года. В период с 2010 по 2014 проходила обучение в Беловском педагогическом колледже, проживала в общежитии колледжа, находилась на полном государственном обеспечении. После окончании колледжа работала в детском саду в г.Белово, снимала квартиру, однако из-за отсутствия жилья и необходимости оплачивать съемное жилье, была вынуждена вернуться в г. Осинники, вселиться в жилой дом по "адрес", где в настоящее время и проживает. Она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на очереди на улучшение жилищных условий в администрации Осинниковского городского округа с 11.08.2006. На 21.01.2016 очередность в списке - N 53.
В 2014 году П.П.П. была предоставлена социальна выплата для приобретения (строительства) жилья за счет средств предусмотренных на реализацию программы местного развития обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности. Считает, что также имеет право на получение социальной выплаты. Но ответчик ей отказал в предоставлении социальной выплаты, поскольку за спорный жилой дом социальная выплата уже была предоставлена. Проживать в доме опасно, так как дом стал разрушаться ввиду горных работ и шахтовой подработки ОАО "Шахта "Капитальная". Основные конструкции дома разрушаются, по стенам идут трещины, утрачена их несущая способность, перекрытия имеют заметный прогиб. Она опасается за свою жизнь и здоровье, иного жилья в собственности не имеет.
В настоящее время она и П.П. членами одной семьи не являются. Совместное проживание с П. невозможно, поскольку она злоупотребляет спиртными напитками, ее воспитанием не занималась.
С учетом уточнения иска в судебном заседании просит признать за ней право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, расположенного по адресу: "адрес", ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО "Шахта "Капитальная" за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков; обязать ответчика предоставить ей социальную выплату для приобретения жилья взамен ветхого, расположенного по вышеуказанному адресу, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО "Шахта "Капитальная" за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета 33 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека.
Решением Осинниковского городского суда от 23.05.2016 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация Осинниковского городского округа просит решение суда отменить, указывает, что истец в спорном доме не проживала длительное время и не является собственником спорного жилого дома.
В настоящее время судебной практикой установлено, что спорное жилое помещение должно принадлежать истцу на праве собственности.
Помимо этого, то основание, что за данный жилой дом ранее была предоставлена социальная выплата, является основанием для отказа в исковых требованиях, так как исполнение решения суда будет считаться как нецелевое использование денежных средств согласно Бюджетного кодекса.
На доводы апелляционной жалобы Я. А.С. принесены возражения (л.д.100-102).
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" от 20.06.1996 N 81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Подпунктом "б" пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 N 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 428 от 13.07.2005 года утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с пунктами 5, 8 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий:
а) снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах;
б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого; Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 10 августа 1992 года у Я. С.Н. и П. родилась дочь Я. А. А. (л.д.8). С момента рождения Я. А.С. вместе с родителями, а также дедушкой П ... и бабушкой П. тетей П. проживала в жилом доме по адресу: "адрес", с 12.11.1992, значилась зарегистрированной в данном жилом доме, что отражено адресной справкой УФМС России по Кемеровской области (л.д.10). Собственником жилого дома на основании договора купли-продажи от 26.09.1975 являлся ФИО48 дедушка истца.
В 2002 году Я. А.С. была помещена под надзор в МУ "Социальный приют для детей и подростков" "адрес".
Решением Осинниковского городского суда от 09.06.2006 мать истца- П. лишена родительских прав, несовершеннолетняя передана на попечение органов опеки и попечительства - Управлению образования Администрации г. Осинники (л.д.17-18).
В период с 2004 по 2006 истец находилась в МУ "Социальный приют для детей и подростков", в 2007 была переведена в детский дом " "адрес" г.Осинники, где проживала и была зарегистрирована по месту пребывания до 2010 (л.д. 11). С 2010 по 30.06.2014 обучалась в ГОУ СПО "Беловский педагогический колледж". С момента зачисления и до окончания обучения Я. А.С. проживала в общежитии ГОУ СПО "Беловский педагогический колледж", весь период обучения находилась на полном государственном обеспечении (л.д.85). По окончании колледжа работала в детском саду в "адрес", для собственного проживания снимала квартиру. Однако, из-за отсутствия собственного жилья и необходимости оплачивать съемное жилье Я. А.С. была вынуждена вернуться в г. Осинники, вселиться для проживания в жилой дом по "адрес", где проживает по настоящее время.
Жилой дом по "адрес" расположен в зоне шахтовой подработки ОАО "Шахта "Капитальная". На момент принятия решения о ликвидации ОАО "Шахта "Капитальная" в 1998 году были составлены списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, подработанного шахтой. Согласно данному списку под N включен П. с членами семьи П.,Я,П.,Я (ребенок), проживающими по адресу: "адрес" (л.д.83-84).
Включение истца в указанный список, представителем ответчика не оспаривается.
Согласно заключению N 35а СФ ВНИМИ г.Прокопьевск от 29.04.1999, спорный жилой дом значится в перечне ветхих жилых домов с малым влиянием подработки и частично оползневых процессов, но по влиянию подработки и техническому состоянию рекомендованных к сносу (л.д.82).
На основании решения Осинниковского городского суда от 13.03.2014, вступившему в законную силу 21.04.2014 П.П.П. была предоставлена социальная выплата для приобретения жилья взамен ветхого жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" (л.д.56-59).
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что истец имеет право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, поскольку дом, в котором она проживает значится в перечне ветхих жилых домов подлежащих сносу, проживание в доме невозможно по причинам, связанным с подработкой территории, на которой расположен дом, горными работами ОАО "Шахта "Капитальная", она на момент принятия решения о ликвидации шахты проживала в этом жилом помещении, включена в Список ветхих домов и жителей, проживающих в них, расположенных на горном отводе ОАО шахта "Капитальная", утверждённого в 1999 году председателем Новокузнецкого территориального Совета первичных профсоюзных организаций и главой Администрации г. Осинники (л.д.110-111), другого жилого помещения не имеет.
В указанной части решение суда является законным и обоснованным, а доводы жалобы о том, что жилое помещение должно принадлежать Я. А.С. на праве собственности являются несостоятельными. Я. А.С. была членом семьи своего деда, была зарегистрирована и проживала в данном жилом помещении на дату ликвидации шахты.
Доводы жалобы о том, что повторное предоставление социальной выплаты за один и тот же ветхий жилой дом будет неправомерно, не влекут отмену решения суда, поскольку социальная выплата семье Прокопенко была предоставлена без учёта Я. А.С.
Кроме того, представителем ответчика не оспаривался тот факт, что Я. А.С. до настоящего времени состоит в списке лиц, подлежащих переселению в связи с шахтовой подработкой ОАО "Шахта "Капитальная", что подтверждает факт неполучения истцом указанной выплаты.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Фактически доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 330 ГПК РФ являются безусловным основанием к отмене решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 23 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Осинниковского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.