Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Чуньковой Т.Ю.,
судей: Гордиенко А.Л., Пискуновой Ю.А.,
при секретаре: Амосовой Т.С.,
заслушав в открытом судебном заседании в апелляционной инстанции по докладу судьи Чуньковой Т.Ю.
гражданское дело по апелляционной жалобе Бединой М. Г. на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 27 апреля 2016 года
по иску Бединой М. Г. к администрации Мариинского муниципального района о признании незаконным постановления о снятии с учета и обязании восстановить на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях,
установила:
Бедина М.Г. обратилась в суд с иском к администрации Мариинского муниципального района о признании незаконным постановления о снятии её с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях и обязании восстановить на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Свои требования мотивирует тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны Б.Н.Я., что подтверждается соответствующим удостоверением, справкой, выданной Мариинским городским военкоматом от 10.11.1995 г. N.
В соответствии с действующим законодательством она обратилась в администрацию Мариинского муниципального района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением администрации Мариинского муниципального района N от 31.08.2015 г. "О принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении" она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "члены семьи умершего участника ВОВ".
Постановлением администрации Мариинского муниципального района от 29.03.2016 г. N она была снята с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Считает неправомерным снятие её с учета, по тому основанию, что должностным лицом при принятии её на учет совершены неправомерные действия, выразившиеся в том, что при рассмотрении ее учетного дела должностным лицом не учтено, что она ранее была зарегистрирована по адресу: адрес 1 и являлась членом семьи собственника данной квартиры, а в 2015 году была зарегистрирована по адресу: адрес 2, тем самым приобретено право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Считает, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, а также нарушает ее права и законные интересы, так как она является вдовой участника ВОВ Б.Н.Я., умершего 25.05.1979 г., в связи с чем, имеет право на обеспечение жильем.
При обращении в администрацию Мариинского муниципального района с заявлением о принятии ее в качестве нуждающейся в жилом помещении, с приложением необходимых документов, из которых следует, что она является одиноко проживающей вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет льготы, предусмотренные ст. 21 Федеральным законом "О ветеранах", она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "члены семьи умершего участника ВОВ".
Своего жилья в собственности она не имеет. Документ, подтверждающий данное обстоятельство, был представлен ею в администрацию Мариинского муниципального района при постановке на учет.
До 24.07.2015 года она состояла на регистрационном учете по адресу: адрес 1, которая принадлежит ее дочери - Н.Н.Н. (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права). Считает, что ее регистрация в доме дочери не дает право считать ее членом семьи Н.Н.Н., поскольку они вели раздельное хозяйство (раздельные бюджеты), она проживала как квартирантка.
Она была вынуждена сменить место жительства по состоянию здоровья, при этом не имела умысла преднамеренно ухудшить свои жилищные условия, поскольку квартира, в которой она проживала, расположена на первом этаже пятиэтажного дома, в связи с тем что под квартирой расположен подвал, в квартире сыро, что негативно отражается на ее здоровье (ей поставлен диагноз - хроническое заболевание легких (астма), непрерывно рецидивирующее течение), ее постоянно мучили приступы астмы (одышка), а также в силу ее возраста (90 лет) она не могла больше переносить приступы одышки. Кроме этого, ее дочь предпринимает действия по продаже своей квартиры (ранее 24.07.2015 г.).
С 24.07.2015 г. она состоит на регистрационном учете и безвозмездно проживает в квартире по адресу: адрес 2, принадлежащей внучке Г.М.А. и ее мужу Г.С.В., и в силу действующего законодательства она не является членом семьи указанных лиц, общего хозяйства с ними не ведет.
Просит признать незаконным и отменить постановление администрации Мариинского муниципального района N от 29 марта 2016 г. "О снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении"; обязать администрацию Мариинского муниципального района восстановить ее на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "члены семьи умершего участника Великой Отечественной войны" с даты постановки на учет - 31.08.2015 г.
В судебном заседании Бедина М.Г. на исковых требованиях настаивала.
Представитель администрации Мариинского муниципального района Абакумова М.А., действующая на основании доверенности, иск не признала.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 27 апреля 2016 года постановлено: "В удовлетворении исковых требований Бединой М. Г. к администрации Мариинского муниципального района о признании незаконным постановления, об обязании восстановить на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях отказать за необоснованностью".
В апелляционной жалобе Бедина М.Г. просит отменить решение суда как незаконное, указывая, что выводы суда о совершении ею намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку из анализа ст. 53 Жилищного кодекса РФ с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда Российской Федерации N 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Однако смена ею места жительства носила вынужденный характер, ввиду состояния здоровья, что подтверждается выпиской из амбулаторной карты, в соответствии с которой ей поставлен диагноз - бронхиальная астма, поскольку параметры микроклимата жилого помещения по адрес 1 в котором она проживала, не отвечают требования СанПиН 2.1.2.2645-10 (в квартире сырость). Заболевание протекает крайне тяжело (мучает кашель, одышка), учитывая её возраст 90 лет. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что она не совершала намеренных действий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
На апелляционную жалобу Главой Мариинского муниципального района ФИО12 принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов. Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
На основании п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются, в частности следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Из приведенных норм закона следует, что члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, т.е. для предоставления указанной меры социальной поддержки необходимо установить факт нуждаемости в жилых помещениях, встать на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с пп.1 п.5 ст. 1 Закона Кемеровской области от 28.01.2010 N 3-ОЗ "Об обеспечении жильем ветеранов мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется ветеранам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет 1 марта и после 1 марта 2005 года, если они в соответствии с ЖК РФ не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в предоставленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Судом первой инстанции установлено, что истец Бедина М. Г. является вдовой участника ВОВ Б.Н.Я., умершего 25.05.1979 г. (л.д. 10, 11).
04.08.2015 г. Бедина М.Г. обратилась в администрацию Мариинского муниципального района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением администрации Мариинского муниципального района от 31.08.2015 N "О принятии на учёт гражданина в качестве нуждающегося в жилых помещениях" Бедина М.Г. была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории "члены семьи умершего участника Великой Отечественной войны" (л.д. 7).
Согласно протоколу заседания комиссии органа местного самоуправления от 24.03.2016 г. при рассмотрении заявления Бединой М.Г. о принятии на учёт гражданина в качестве нуждающегося в жилых помещениях должностным лицом не учтено, что истцом были совершены намеренные действия, в результате которых она смогла быть признана нуждающейся в жилом помещении (л.д. 31).
Постановлением администрации Мариинского муниципального района от 29.03.2016 г. N "О снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении" Бедина М.Г. снята с учёта граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с неправомерными действиями должностного лица органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт (л.д. 8-9).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований и признании незаконным постановления органа местного самоуправления, осуществляющего учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, о снятии с учета, восстановлении истца Бединой М.Г. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не имеется.
Из материалов дела следует, что с 22.07.2013 г. Бедина М.Г. состояла на регистрационном учёте и проживала совместно с дочерью Н.Н.Н. в жилом помещении по адресу: адрес 1, общей площадью 64 кв.м, при этом истец в силу закона являлась членом семьи собственника и была обеспечена жилым помещением более учётной нормы - 12,5 кв.м.
24.07.2015 г. Бедина М.Г. была снята с регистрационного учёта и зарегистрировалась по месту жительства в жилом помещении у внучки Г.М.А. по адресу: адрес 2, в квартире, общей площадью 86,5 кв.м.
Истец указывает, что она не является членом семьи своей внучки Г.М.А. в силу закона и фактически, т.к. имеет с семьёй Г.М.А. раздельный бюджет, не ведет общее хозяйство, соответственно она проживает в жилом помещении, не являясь нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником или членом семьи собственника жилого помещения, в связи с чем вправе состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Указанные действия по снятию с учета в одном жилом помещении, в котором истец проживала в качестве члена семьи собственника жилого помещения и была обеспечена жилой площадью свыше учетной нормы, и постановка на регистрационный учет в другом жилом помещении совершены непосредственно перед обращением в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
На основании исследования совокупности доказательств, суд пришел к выводу о том, что Бедина М.Г. является членом семьи собственников жилых помещений, в которых она фактически проживала и проживает в настоящее время, а также состояла и состоит на регистрационном учете; на сегодняшний день по месту ее фактического проживания и регистрации в пользовании Бединой М.Г. находится вся площадь квартиры без ограничений, при этом доводы истца о том, что она является одиноко проживающей вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Ссылка истца на то, что она вынуждена была переселиться из жилого помещения по адресу: адрес 1 в жилое помещение по адресу: адрес 2, так как не могла проживать по состоянию здоровья в первом жилом помещении, не подходящем ей по параметрам микроклимата, не может быть принята во внимание в качестве основания для отмены решения суда и удовлетворения исковых требований.
Из протокола N от 08.07.2015 г. следует, что в адрес 1 произведены замеры параметров микроклимата, при этом показатели относительной влажности имеют отклонения от предельно допустимого уровня (ПДУ) и составляют 78 - 81 % при ПДУ 15 - 75%, т.е. показатели микроклимата в данном жилом помещении не отвечают требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (л.д.24).
Согласно выписке из амбулаторной карты Бединой М.Г.истец состоит на диспансерном учете с 2004 г. с диагнозом "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты".
Таким образом, представленные документы подтверждают наличие у истца ряда заболеваний, в то же время стороной истца не представлено доказательств, что при наличии указанных заболеваний Бединой М.Г. противопоказано проживание в жилом помещении по адресу: : адрес 1.
Указанное жилое помещение не признавалось в установленном порядке непригодным для проживания.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на законе.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 Гражданского процессуального права, судебная коллегия
определила:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 27 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бединой М. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.