Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего: Веремьевой И.Ю.,
Судей: Болонкиной И.В., Ворониной М.В.,
при секретаре: Стакиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Костромы по доверенности Мелкумяна А.С. на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 15 июня 2016 года, которым исковые требования Мининой ФИО12 удовлетворены. На муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы возложена обязанность предоставить Мининой ФИО13 с членами семьи Мининой ФИО14, Мининым ФИО15, Мининым ФИО16 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающие санитарно-техническим нормам в черте города Костромы, равнозначное ранее занимаемому.
Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., выслушав Минину Н.Н. и ее представителя Морозову Ю.В., которые полагают, что не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Минина Н.С. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию городское поселение город Кострома в лице администрации города Костромы. Просила, с учетом уточнений, заявленных в ходе судебного разбирательства предоставить ей с учетом членов её семьи: дочери Мининой Н.Н., внуков: Минина А.А. и Минина Н.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в черте города Костромы, равнозначное ранее занимаемому. Исковые требования мотивированы тем, что она является основным квартиросъемщиком муниципальной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", собственником которой является ответчик по делу. В данной квартире она проживает и зарегистрирована совместно с членами семьи: Мининой Н.Н., Мининым А.А., Мининым Н.С. Её семья из 4 человек постановлением администрации города Костромы принята на учет, как нуждающаяся в жилом помещении. По заключению ООО "Строительная экспертиза" от 07 июля 2013 года, дом, в котором они проживают, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым домам, так как в нем не обеспечиваются условия для нормального, безопасного проживания. Указанный дом был обследован и межведомственной комиссией, по заключению которой от 26 июля 2013 года признан аварийным и подлежащим сносу. 13 сентября 2013 года Главой администрации города Костромы принято постановление N204, согласно которому снос указанного дома признан необходимым и установлен срок для отселения жителей дома до 31 декабря 2014 года. Однако впоследствии путем внесения изменений в вышеназванное постановление срок для отселения жителей дома установлен до 31 декабря 2018 года. Ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации и нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, просит удовлетворить заявленные исковые требования, при этом указывая, что в настоящее время общее состояние квартиры не обеспечивает безопасное пребывание людей в жилом помещении и создает реальную угрозу их жизни и здоровью.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Минина Н.Н., Минин А.А., Минин Н.А., управление строительства и капитального ремонта администрации г.Костромы.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Костромы Мелкумян А.С., полагая решение суда незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обосновании жалобы указывает, что администрация г.Костромы не принимала решений о выселении граждан из "адрес"у в г.Костроме. Не согласен с выводом суда о том, что истец проживает в жилом помещении, непригодном для проживания, состояние которого создает угрозу жизни и здоровью, проживающих в нем граждан. Указывает, что межведомственной комиссией "адрес", расположенный по "адрес"у в "адрес", не признавался непригодным для проживания, состояние которого создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан, поскольку данный жилой дом не признавался непригодным для проживания и создающим угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан, межведомственной комиссией не принималось заключения о признании дома таковым, что является необходимым условием для предоставления другого жилого помещения.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Мининой Н.С. по доверенности Морозова Ю.В. и Минина Н.Н. считают доводы апелляционной жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела и установлено судом, истец и члены её семьи: Минина Н.Н., Минин А.А. и Минин Н.А. проживают и зарегистрированы в муниципальной двухкомнатной квартире по адресу: г. "адрес" "адрес". Общая площадь квартиры составляет 50,2 кв.м. Минина Н.С. с составом семьи из четырех человек (дочь Минина Н.Н. и внуки: Минин А.А. и Минин Н.А.) состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 15 марта 1994 года, за N4953 по состоянию на 02 декабря 2015 года (л.д.42, 79, 89).
Из материалов дела следует, что в 2013 году было произведено обследование технического состояния строительных конструкций указанного жилого дома ООО "Строительная лаборатория". Согласно Отчету N202 строительные конструкции жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", находятся в ограниченно работоспособном, а частично в недопустимом состоянии. Аварийным является состояние электропроводки. Не безопасными являются конструкции перекрытия, поврежденные не только огневым воздействием, но и гнилью. В целом здание не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым домам, так как в нем не обеспечиваются условия для нормального и безопасного проживания (л.д.8-12).
26 июля 2013 года "адрес"у в "адрес" был обследован межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы города Костромы N27 от 16.01.2013г. Согласно акту обследования фундамент дома ленточный, из глиняного кирпича, имеет местами разрушения и неравномерную просадку, здание без подвала с подпольным пространством, установленные под балками столбы, выполненные из силикатного кирпича, покосились, в результате чего балки-лаги прогнулись. Наружные и внутренние стены выполнены из бруса, с наружной стороны обшиты строганной доской, нижние венцы сгнили, что привело к неравномерной осадке сруба, по штукатурному слою стен наблюдаются вертикальные и горизонтальные трещины, связанные с просадкой фундаментов и стен. Деревянные балки перекрытий имеют прогибы, перекрытие между первым и вторым этажами разрушено, имеет сквозное отверстие, балки чердачного перекрытия имеют гниль в местах протечек и размягчение древесины балок. Крыша стропильная, четырехскатная, по стропилам уложена обрешетка и асбоцементные листы, на примыканиях данных листов к дымовым трубам имеются зазоры шириной до 10 см, через которые атмосферные осадки попадают на конструкции стропильной системы и чердачного перекрытия, стропильная система имеет общую деформацию, связанную с неравномерной осадкой гнилых венцов и фундамента. Дощатые полы имеют наклоны в сторону наружных стен и повышенную зыбкость. Деревянные оконные коробки и дверные блоки ветхие, находятся в неудовлетворительном состоянии. Печные трубы на кровле разрушаются. По заключению межведомственной комиссия конструктивные элементы жилого дома находятся в недопустимом и аварийном состоянии в связи с большим физическим износом конструкций, капитальный ремонт производить нецелесообразно, так как требуется полная замена фундаментов, стен, перекрытий. На основании акта межведомственной комиссии от 26 июля 2013 года, составленного по результатам обследования указанного дома, межведомственная комиссия приняла заключение N от 26 июля 2013 года о признании многоквартирного "адрес"у аварийным и подлежащим сносу (л.д.44-45,48).
Постановлением администрации города Костромы за N2041 от 13 сентября 2013 года признан необходимым снос многоквартирного "адрес"у в городе Костроме. Срок отселения жителей "адрес"у в городе Костроме установлен до 31 декабря 2014 года. Постановлением администрации города Костромы N3122 от 14 ноября 2014 года внесены изменения в вышеуказанное постановление, согласно которым срок отселения жителей "адрес"у в городе Костроме установлен до 31 декабря 2018 года (л.д.46-47).
Других жилых помещений, пригодных для проживания, на праве собственности или ином законном основании истица и члены ее семьи не имеют, как усматривается из материалов дела.
Установив, что истица, состоящая с членами семьи на учете нуждающихся в жилом помещении, проживает в аварийном доме, подлежащим сносу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на администрации города Костромы лежит обязанность по предоставлению ей и членам ее семьи благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания занимаемого ими жилого помещения.
При этом суд пришел к правильному выводу, что жилое помещение, предоставляемое взамен непригодного, должно быть равнозначным ранее занимаемому.
Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания их неправильными отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
На основании части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ).
В силу статьи 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Часть 1 статьи 89 ЖК РФ, предусматривающая возможность предоставления жилых помещений по нормам предоставления, дополнена Федеральным законом от 30.11.2010 года N 328-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Довод апелляционной жалобы о том, что жилое помещение по адресу: "адрес" установленном порядке не признано непригодным для проживания, создающим угрозу жизни и здоровью, проживающих в нем граждан, является не состоятельным, поскольку, как указывалось выше, согласно заключению межведомственной комиссии N38 от 26.07.2013г. данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Необоснованно утверждение в апелляционной жалобе о том, что администрация г.Костромы не принимала решений о выселении граждан из "адрес"у в "адрес", поскольку опровергается материалами дела.
Как уже указывалось выше, постановлением администрации города Костромы от 13 сентября 2013 года N2041 признан необходимым снос данного многоквартирного дома. Был установлен срок отселения жителей дома - до 31 декабря 2014 года. Впоследствии срок отселения жителей продлен до 31 декабря 2018 года на основании постановления администрации города Костромы от 14 ноября 2014 года N 3122.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, а в апелляционной жалобе не приводится доводов, являющихся основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Костромы Мелкумяна А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.