Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего: Веремьевой И.Ю.,
Судей: Болонкиной И.В., Ворониной М.В.,
при секретаре: Стакиной Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кондратьевой ФИО9 на решение Свердловского районного суда города Костромы от 19 мая 2016 года, которым исковые требования Кондратьевой ФИО10 к департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о признании права на присвоение звания "Ветеран труда" и возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., выслушав представителя департамента по труду и социальной защите населения Костромской области. Терентьева В.М., который полагает, что не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства по "адрес". Просила признать за ней право на присвоение звания "Ветеран труда", обязать ответчика присвоить ей звание "Ветеран труда" с момента обращения с таким заявлением и выдать удостоверение "Ветеран труда". Требования мотивировала тем, что принимала участие в качестве временного переписного персонала в проведении Всероссийской переписи населения 2002 года, на основании гражданско-правового договора N2/2148 от 30 сентября 2002 года и во Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, на основании договора подряда N1140 от 19 июня 2006 года. Была награждена ведомственным нагрудным знаком Госкомстата России "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года" (приказ Госкомстата России от 25 августа 2003 года N271) и ведомственным нагрудным знаком Росстата "За активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года" (Приказ федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2006 года N248). 25 сентября 2015 года достигла пенсионного возраста, ей назначена пенсия. При обращении в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области с заявлением о присвоении звания "Ветерана труда" ей было отказано со ссылкой на отсутствие в трудовой книжке сведений, подтверждающих работу в период проведения переписей в органах государственной статистики, в связи с чем указанные награды не рассматриваются как награждение за продолжительный труд, а расценены как награды за участие по сбору сведений в целях обеспечения данных переписей. Так же указано, что для неё, истцы, присвоенные награды не являются ведомственными знаками отличия, поскольку ею не осуществлялась трудовая деятельность (служба) в системе государственной статистики. По мнению истицы, отказ в присвоении ей звания "Ветеран труда" является незаконным и необоснованным, нарушающим её права.
Постановлением Губернатора Костромской области от 27 ноября 2015 года N 220 Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области переименован в Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области.
Определением суда произведена замена ответчика с департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области на департамент по труду и социальной защите населения Костромской области.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Кондратьева И.В. полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении её исковых требований. Повторяя приведенные в иске доводы и, ссылаясь на приведенные в иске правовые нормы, в том числе на нормы Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", указывает на неправомерность вывода суда о том, что ведомственный нагрудный знак Госкомстата России "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года", и ведомственный нагрудный знак Росстата "За активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года" являются ведомственными знаками отличия для граждан, осуществляющих трудовую деятельность (службу) в системе Федеральной службы государственной статистики, а для иных граждан эта награда является формой поощрения за оказанные содействия в решении задач, возложенных на Федеральную службу государственной статистики. Анализируя правовые нормы, полагает, что у неё имеются предусмотренные федеральным законодательством правовые основания для установления звания "Ветеран труда".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) ветеранами труда являются лица, награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, или за выслугу лет.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ).
На территории Костромской области как субъекта Российской Федерации действует Положение о порядке присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран Костромской области", утверждённое постановлением губернатора Костромской области от 13 августа 2008 года N 289, административный регламент предоставления государственной услуги по присвоению званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Костромской области", утверждённый постановлением губернатора Костромской области от 29 июня 2012 года N146.
В силу вышеприведённых нормативных правовых актов Костромской области ветеранами труда являются лица, награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет - не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Для присвоения звания "Ветеран труда" заявитель, в частности, должен представить документы, подтверждающие награждение орденом или медалью, либо присвоение почётного звания СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственным знаком отличия в труде (удостоверение к награде, архивная справка).
Как видно из материалов дела и установлено судом, Кондратьева И.В. в период с 30 сентября 2002 года по 21 октября 2002 года на основании гражданско-правового договора N2/2148 от 30 сентября 2002 года принимала участие в проведении Всероссийской переписи населения 2002 года (л.д.7-8).
Приказом государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25 августа 2003 года N271 Кондратьева И.В. награждена нагрудным знаком Госкомстата России "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года". Истице выдано соответствующее удостоверение (л.д.14-15).
Кондратьева И.В. в период с 19 июня 2006 года по 01 августа 2006 года на основании договора подряда N1140 от 19 июня 2006 года принимала участие в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года (л.д.9-10).
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2006 года N248 Кондратьева И.В. награждена нагрудным знаком "За активное участием во Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года", с выдачей удостоверения (л.д.19-20).
Решением комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда в Костромской области" департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 25 ноября 2015 года N10 Кондратьевой И.В. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" ввиду отсутствия предусмотренных федеральным законодательством правовых оснований для установления звания "Ветеран труда". При этом указано, что вышеуказанные нагрудные знаки не могут быть учтёны в качестве ведомственных знаков отличия в труде, поскольку в органах государственной статистики истица не работала (л.д.31-32, 47-48).
Принимая во внимание положения статей 1 и 7 Федерального закона "О ветеранах", судебная коллегия считает, что определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин и награждён ведомственным знаком отличия в труде.
Положения Трудового кодекса Российской Федерации регулируют общественные отношения в сфере реализации права граждан на труд путём заключения трудовых договоров, и как следствие, выполнение работником работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы, прописанных в трудовом договоре.
Указанных условий применительно к деятельности внештатного работника Трудовой кодекс Российской Федерации не предъявляет в силу специфики и особенностей такой работы, регулирование которой предусмотрено иными нормами права.
Таким образом, труд, в том числе продолжительный и добросовестный, подразумевает трудовые отношения, возникшие между работодателем и работником на основании трудового договора и по должности, которая предусмотрена в штатном расписании (штате организации (учреждении и т.д.).
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Кондратьевой И.В, так как для истицы нагрудные знаки "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года" и "За активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года" не могут рассматриваться как ведомственные знаки отличия в труде.
Доводы апелляционной жалобы Кондратьевой И.В. являются не состоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", относя к числу ветеранов труда лиц, награждённых ведомственными знаками отличия в труде, направлено на учёт именно трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки. Тогда как, у Кондратьевой И.В. отсутствовали трудовые отношения с соответствующим органом государственной статистики, она исполняла обязанности согласно гражданско-правовых договоров, что ею не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.
Каких-то иных правовых доводов, могущих повлиять на оценку законности и обоснованности судебного решения, Кондратьевой И.В. в апелляционной жалобе не приведено.
Процессуальных нарушений, указанных в частях 3 и 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
В соответствии с изложенным решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 19 мая 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Кондратьевой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.