Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Кочергиной Е.Ю., Сат Л.Б.,
при секретаре Монгуш А.А.,
с участием прокурора Ооржак С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Е.Ю. гражданское дело по иску прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казённому учреждению Республики Тыва "Барун-Хемчикское лесничество" о возложении обязанности совершить определенные действия по апелляционным жалобам представителя ответчика Государственного казённого учреждения Республики Тыва "Барун-Хемчикское лесничество" и представителя третьего лица Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва на решение Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 13 апреля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Барун-Хемчикского района Республики Тыва обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Государственному казённому учреждению Республики Тыва "Барун-Хемчикское лесничество" (далее - ГКУ РТ "Барун-Хемчикское лесничество") о возложении обязанности совершить определенные действия, указывая на то, что по результатам проведенной проверки исполнения законодательства при использовании и охране лесов на территории Барун-Хемчикского района Республики Тыва выявлены нарушения законодательства о лесопользовании и охране лесов. На территории Барун-Хемчикского района расположен лесной фонд общей площадью 209 134 га, из них на территории Барун-Хемчикского участкового лесничества расположен лесной фонд площадью 113 681 га, на территории Аянгатинского участкового лесничества - 95 453 га, из них защитных лесов - 14 958 и 4354 га соответственно. Согласно установленным нормативам, на территории Барун-Хемчикского участкового лесничества в защитных лесах Барун-Хемчикского и Аянгатинского участковых лесничествах должны быть 2 и 1 пожарных наблюдательных пунктов соответственно. В защитных лесах Барун-Хемчикского и Аянгатинского участкового лесничества должны быть 3 и 2 подъезда к источникам противопожарного водоснабжения соответственно, в эксплуатационных лесах, расположенных на территории Аянгатинского участкового лесничества в количестве 2 штуки. При проверке плана тушения лесных пожаров на 2016 год установлено, что при его разработке допущены нарушения, в пунктах 4 и 5 раздела 2 не отражены сведения о пожарных водоемах и подъездам к источникам противопожарного водоснабжения, а также о пожарных наблюдательных пунктах. Просил обязать ГКУ РТ "Барун-Хемчикское лесничество" внести дополнение в план тушения лесных пожаров на 2016 год путем включения сведений о пожарных наблюдательных пунктах и направить его на утверждение в Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва; обязать ГКУ РТ "Барун-Хемчикское лесничество" внести дополнение в план тушения лесных пожаров на 2016 год путём включения сведений о пожарных водоемах и подъездах к источникам противопожарного водоснабжения и направить его на утверждение в Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва.
Решением Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 13 апреля 2016 года исковое заявление прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казённому учреждению Республики Тыва "Барун-Хемчикское лесничество" о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Государственного казённого учреждения Республики Тыва "Барун-Хемчикское лесничество" подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и оставить без рассмотрения исковое заявление прокурора в связи с тем, что данное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается в порядке административного судопроизводства.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что прокурором не представлены суду материалы проверки, подтверждающие отсутствие в плане тушения пожарно-наблюдательных пунктов. Решение суда первой инстанции на основании толкования только ч. 1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 16 апреля 2011 года вынесено без учета толкования совокупности норм, указанных в ст. 53 Лесного кодекса РФ, Лесного плана Республики Тыва и лесохозяйственного регламента Барун-Хемчикского лесничества. Кроме того, указывает, что суд должен был рассмотреть данное в порядке административного судопроизводства в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ.
Представитель ответчика Государственного казённого учреждения Республики Тыва "Барун-Хемчикское лесничество", представитель третьего лица Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие сторон в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Прокурор Ооржак С.А. в заседание суда апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу ч.1 и п.1 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя частности строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.
Приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N 174 установлены нормативы противопожарного обустройства лесов, согласно которым в Алтае-Саянском горно-лесостепном районе, к которому относятся леса на территории Барун-Хемчикского района Республики Тыва, из расчета на 1000 га общей площади лесов пожарные наблюдательные пункты предусмотрены для защитных лесов 0,02 пункт, для эксплуатационных лесов 0,02 пункт; подъезды к источникам противопожарного водоснабжения для защитных лесов 0,026 подъезда, для эксплуатационных лесов 0,026 подъезда.
В пунктах 10 и 11 Методических указаний по заполнению формы плана тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 16 декабря 2013 года N 591, отражены необходимые сведения и данные о пожарно-наблюдательном пункте и пожарных водоемах и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, которые должны быть указаны в плане.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава ГКУ РТ "Барун-Хемчикское лесничество", утвержденного приказом председателя Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва от 24 июля 2014 года следует, что предметом деятельности лесничества является управление в области использования охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях лесного фонда в границах лесничества.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 25 января 2016 года председателем Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва утвержден План тушения лесных пожаров на территории ГКУ РТ "Барун-Хемчикское лесничество" на период пожароопасного сезона 2016 года (далее План).
Из Плана следует, что в состав ГКУ РТ "Барун-Хемчикское лесничество" входит четыре участковых лесничества: Бай-Тайгинское, Барун-Хемчикское, Аянгатинское, Монгун-Тайгинское. При этом общая площадь Барун-Хемчикского участкового лесничества составляет 113 681 га, Аянгатинского участкового лесничества 95 453 га.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что требования прокурора являются законными и обоснованными. Как следует из Плана, пожарно-наблюдательные пункты не соответствуют нормативам утвержденным Приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N 174. В Плане не указаны пожарно-наблюдательный пункт в Аянгатинском участковом лесничестве, в Барун-Хемчикском участковом лесничестве указан только один пункт вместо положенных по нормативу двух пожарно-наблюдательных пунктов, отсутствуют сведения о пожарных водоемах и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку указанные выводы основаны на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречат имеющимся по делу доказательствам, и соответствуют требованиям действующего законодательства, на нормы которого суд правомерно сослался.
Доводы апелляционных жалоб о нарушении судом требований процессуального законодательства и необходимости рассмотрения спора в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, отклоняются судебной коллегией как основанным на неверном толковании действующего процессуального законодательства, поскольку действия (бездействие), решения предприятий, учреждений, организаций, их объединений и общественных объединений не являются объектом обжалования по правилам предусмотренным главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Доводы жалобы третьего лица о том, что суд при вынесении решения не исследовал Лесной план Республики Тыва и лесохозяйственный регламент Барун-Хемчикского лесничества, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку само по себе наличие данных документов не является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, и не препятствует исполнению решения суда, поскольку Лесной план субъекта Российской Федерации является документом лесного планирования, в котором определяются основные цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков на территории субъекта Российской Федерации, и зоны такого освоения, и включает в себя, в том числе, основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судом исследованы, им дана соответствующая оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 13 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 августа 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.