Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кочергиной Е.Ю.,
судей Дулуша В.В., Канзая А.А.,
при секретаре Бичике Ю.Б.,
с участием прокурора Ооржак С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дулуша В.В. гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Кызыла, муниципальному унитарному предприятию "Благоустройство" о возложении обязанности организовать работы по расчистке мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления по апелляционной жалобе представителя мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 мая 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Кызыла действующий в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным выше иском к мэрии г. Кызыла, муниципальному унитарному предприятию "Благоустройство" в котором, ссылаясь на допущенные нарушения законодательства регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления, природоохранного законодательства, выразившееся в несанкционированном размещении твердых бытовых отходов в границах городского округа "город Кызыл Республики Тыва", просил о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по расчистке мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории **общая площадь около 40 кв.м. путем вывоза мусора на полигон твердых бытовых отходов.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 мая 2016 года исковые требования прокурора удовлетворены частично. Решением суда на мэрию г. Кызыла возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по расчистке мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории **общая площадь около 40 кв.м. путем вывоза мусора на полигон твердых бытовых отходов. В удовлетворении требований к муниципальному унитарному предприятию "Благоустройство" отказано.
В апелляционной жалобе представитель мэрии г. Кызыла просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что вопросы ликвидации несанкционированных свалок, отходов и организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов не обусловлены законодательством как вопросы местного значения и не являются расходными обязательствами органов местного самоуправления муниципальных образований. Заявленные требования прокурора направлены на то, чтобы возложить на орган местного самоуправления обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, тогда как такая обязанность не могла быть возложена судом в силу того, что согласно Федеральному закону от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов Российской Федерации" с 01 января 2016 года полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов переданы от органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу положений ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Как следует из ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании приказа Управления Росприроднадзора по Республике Тыва от 21 апреля 2016 года, государственным инспектором произведено обследование территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва по маршруту - **, где обнаружены множественные несанкционированные свалки бытовых отходов.
В ходе обследований указанных территорий установлено, что на земельных участках размещены твердые бытовые отходы - пластиковые и стеклянные бутылки, шлак, предметы бытовой техники, картонные коробки, строительный мусор (железобетон, кирпича). По результатам осмотра составлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований, с приложением фотографий. Для определения координат расположения отходов специалистом использовался GPS-навигатор.
Доказательств того, что на момент рассмотрения спора в суде первой либо апелляционной инстанций несанкционированные свалки отходов на земельных участках были ликвидированы, стороной ответчика не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что указанные отходы производства и потребления принадлежат конкретному собственнику.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.
Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер и предполагает в условиях рыночной экономики покрытие издержек на осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды прежде всего за счёт субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на природную среду негативное воздействие, а от самой публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков. В реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причинённого природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счёт собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования. Соответственно, само по себе отнесение сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов к компетенции органов местного самоуправления не отступает от конституционных гарантий местного самоуправления.
Закрепление в п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве вопроса местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
При таких обстоятельствах, выводы суда об удовлетворении требований прокурора являются правильными, поскольку на мэрию г. Кызыла, являющегося исполнительным органом местного самоуправления, законом возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов размещенных неустановленными лицами на земельных участках, право собственности на которые не разграничено в границах данного муниципального образования.
Ссылки в жалобе на то, что вопросы ликвидации несанкционированных свалок, отходов и организации деятельности по сбору расходными обязательствами органов местного самоуправления не являются, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенными судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и оценкой представленных по делу доказательств в отсутствие оснований у суда второй инстанции для переоценки этих доказательств.
Иных доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 августа 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.