Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Баутдинова М.Т., Сат Л.Б.,
при секретаре Кара-оол О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску В.Ф. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании доплаты к трудовой пенсии, назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по апелляционной жалобе истца В.Ф. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 мая 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва (далее - Минтруд РТ) о взыскании доплаты к трудовой пенсии, назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в размере не ниже базовой части трудовой пенсии, указывая на то, что перед выходом на пенсию он занимал должность ** в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва. После прекращения полномочий на основании решения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва N ** от 09 февраля 2000 года "О ежемесячной доплате к государственной пенсии" ему была назначена доплата к государственной пенсии с 01 января 2001 года. На основании Указа Главы- Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва", вступившего в силу с 14 мая 2012 года (далее - Указ N 145), выплата доплаты к пенсии ему прекращена. На его обращение в Минтруд Республики Тыва о причинах прекращения выплаты доплаты к трудовой пенсии был получен ответ о том, что согласно расчёту общая сумма пенсии и доплаты к ней составляет ** руб., а трудовая пенсия за август 2012 года (без учёта валоризации) установлена в сумме ** руб., то есть размер пенсии превышает сумму пенсии и доплаты к ней на ** руб. Считает действия Минтруда РТ по прекращению выплаты указанной доплаты незаконными, так как Указу N145, на основании которого приостановлена выплата, не придана обратная сила. Он ушёл на пенсию до издания данного Указа и постановления Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. N 511 "О реализации Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. N 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва", поэтому действие данных актов на него не распространяется. В соответствии с Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года N205 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" (далее - Указ N 205), действовавшим ранее, ежемесячная доплата к государственной пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45% месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3% месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 15 лет. При этом сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75% месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Аналогичные нормы изложены в п.5 Положения "Об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва", утв. Постановлением Правительства Республики Тыва от 07 февраля 2008 года N 60. Истец нигде не работает, продолжает получать трудовую пенсию. Изменения условий о доплате, определённые Указом Главы - Председателя Правительства РТ N145 от 4 мая 2012 года, ухудшают его положение, так как незаконно лишают его значительной части материального достатка. Просит признать незаконным прекращение выплаты ему доплаты, взыскать в его пользу задолженность по доплате к трудовой пенсии по март 2016 года в размере ** руб., государственную пошлину ** руб., обязать ответчика ежемесячно выплачивать доплату к пенсии с 01 апреля 2016 года в размере не ниже базовой части трудовой пенсии с учетом районного коэффициента.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 мая 2016 года исковое заявление В.Ф. оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истец В.Ф. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что прекращение выплат ежемесячной доплаты к пенсии на основании Указа N 145 не правомерно, поскольку вновь изданные нормативные акты не могут применяться к правоотношениям, возникшим до введения его в действие. Требованиям, предъявляемым Указом N 205, он соответствовал, на основании чего ему была назначена ежемесячная доплата к пенсии. Прекращение же ежемесячной доплаты значительно ухудшило его материальное положение. Придание обратной силы нормативно-правовому акту, ухудшающему положение граждан, противоречит Конституции Российской Федерации.
Истец В.Ф., представитель истца А.А. поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней доводам и просили решение суда отменить.
В суде апелляционной инстанции представители ответчика - Минтруда РТ Д.С. просила оставить решение суда без изменения.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также ст. 25 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 N 1739 ВХ-1 (в редакции, действовавшей на день возникновения спорных отношений) "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пунктом 8 ст. 42 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 года N 1739 ВХ-1 "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва" до момента его отмены Законом Республики Тыва от 22.06.2015 года N 91-ЗРТ предусматривалось, что доплата к государственной пенсии государственных служащих сохраняется до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации возложены федеральным законодателем на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые располагают полномочиями самостоятельно вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных бюджетных средств дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, предусматривая различные виды социальных гарантий этим служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Как следует из материалов дела, на основании Указа Президента Республики Тыва от 24 января 2001 года N841 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Тыва от 03 сентября 1997 года N 78 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и государственные должности государственной службы Республики Тыва" решением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва от 09 февраля 2001 года N ** В.Ф. к государственной пенсии по старости была назначена ежемесячная доплата, составляющая ** процента месячного денежного содержания.
12 ноября 2007 года принят Указ Председателя Правительства Республики Тыва N 205 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва", п. 2 которого было предусмотрено, что лица, замещавшие должности государственных гражданских служащих Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии при увольнении с государственной должности вследствие сокращения штата государственных гражданских служащих Республики Тыва в органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Республики Тыва и законами Республики Тыва.
Пунктом 2 Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года N205 также было предусмотрено, что ежемесячная доплата к государственной пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 15 лет. При этом сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер выплачиваемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии не может быть ниже установленной законодательством Российской Федерации базовой части трудовой пенсии по старости, определенной с учетом районного коэффициента к месячной заработной плате, действующей в Республике Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 07 февраля 2008 года N60 было утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва, в котором имелась норма аналогичного содержания о гарантированном минимальном размере ежемесячной доплаты (п. 9).
Указом Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва", вступившим в силу 22 мая 2012 года, Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года N 205 признан утратившим силу.
Пунктом 2 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N 145 было предусмотрено, что лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 20 лет и имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", при увольнении с государственной гражданской службы Республики Тыва. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 20 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 20 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N 145, в отличие Указа Председателя Правительства Республики Тыва N 205 от 12 ноября 2007 года, не содержал нормы о гарантированном минимальном размере ежемесячной доплаты.
Судом первой инстанции установлено, что прекращение с июня 2012 года выплаты истцу доплаты к пенсии связано с вступлением в силу Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N145.
Так, согласно п. 7 Указа N145 истцу произведён перерасчет доплаты к трудовой пенсии, и по расчёту сумма пенсии и доплаты к ней составляет ** руб., а трудовая пенсия за август 2012 года (без учёта валоризации) истцу установлена в размере ** руб., т.е. размер пенсии превысил сумму пенсии и доплаты к ней на ** руб. В связи с этим выплата доплаты истцу была приостановлена, несмотря на имеющийся стаж работы на должностях государственной гражданской службы и наличие государственной награды.
Указом Главы- Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года N205 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" был признан утратившим силу.
Поскольку Указом Главы- Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N145 и Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. N 511, которыми были регламентированы порядок и условия назначения доплаты к трудовой пенсии, выплачиваемой за счёт средств бюджета Республики Тыва, не предусмотрены положения о выплате доплаты в размере базовой части трудовой пенсии по старости, определённой с учётом районного коэффициента, при этом сумма пенсии истца с доплатой превышала общую сумму пенсии и доплаты к ней, то суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу об обоснованности прекращения истцу выплаты доплаты к государственной пенсии.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о нарушении прав истца Указом Главы- Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N145 являются не состоятельным, а оснований для отмены решения суда не имеется. Ссылка В.Ф. на то, что Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N 145 не должен распространяться на него, поскольку в Указе отсутствует указание об обратной силе нормативного правового акта и распространении его положений к ранее возникшим правоотношениям, является необоснованным.
Ст. 30 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Установленная органом государственной власти Республики Тыва доплата к государственной пенсии лицам, занимавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, в отличие от гарантированного Конституцией Российской Федерации социального обеспечения (государственных пенсий), не носит бессрочный характер.
Условия выплаты и порядок расчёта получаемой истцом доплаты к пенсии изменены органом государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках его правомочий по самостоятельному регулированию указанных отношений, в том числе по определению оснований для назначения и выплаты доплаты к государственной пенсии и её размера.
Таким образом, у ответчика имелись правовые основания для прекращения начисления и выплаты истцу ранее назначенной ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что такого рода доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определённого стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях. В силу этого при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе предусмотренное статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 1 декабря 1999 года N 189-0, от 15 января 2008 года N 107-0-0 и N 108-0-0). Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации вправе - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчёта таких доплат, что само по себе не противоречит предписаниям статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Из приведённых законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных служащих, осуществляемого за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для государственных служащих субъекта Российской Федерации. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет государственных служащих осуществляется за счёт собственных доходов соответствующего субъекта Российской Федерации, то он с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии государственным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Пенсии за выслугу лет государственным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в связи с чем само по себе изменение органами государственной власти субъектов Российской Федерации правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение государственных служащих, в том числе и истца.
Также судебная коллегия исходит из того, что право субъекта Российской Федерации на установление дополнительных гарантий бывшим государственным служащим не является безусловным.
Законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьёй 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Из совокупного анализа статей 7 и 8, предусматривающих бюджетные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приведенной нормы и статьи 85 (о расходных обязательствах субъекта Российской Федерации) Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти и исходя из принципа самостоятельности бюджета.
Реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета.
Соответственно, реализация органом государственной власти субъекта Российской Федерации своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.
При недостаточности собственных средств бюджета введение нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счёт средств федерального бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Признание региона дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, не позволяющий ему за счёт собственных средств выполнять свои расходные обязательства.
Из законов о республиканском бюджете Республики Тыва на 2014 - 2015 годы следует, что размер внутреннего долга Республики Тыва продолжает оставаться высоким.
Из приказов Министерства финансов Российской Федерации от 09 декабря 2014 года N453 и от 29 октября 2015 года N 409 следует, что Республика Тыва входит в перечень субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Законом Республики Тыва от 28 декабря 2015 года N 139-ЗРТ "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2016 год" прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета утвержден в сумме 19524895,7 тыс. руб.; общий объем расходов республиканского бюджета - в сумме 19990941,1 тыс. руб.; дефицит республиканского бюджета - сумме 466045,4 тыс. руб.
Анализ бюджетного законодательства Республики Тыва, отражающего основные показатели бюджета республики за период с 2013 по 2016 годы, свидетельствует о том, что в течение длительного времени бюджет республики является дефицитным, при этом Республика Тыва относится к числу дотационных регионов Российской Федерации, в доходной части бюджетов которых доля межбюджетных трансфертов составляет свыше 40-60 процентов, в связи с чем республика ежегодно получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Помимо дотаций, существенную долю доходной части бюджета также составляют федеральные субсидии, направляемые на реализацию расходных обязательств республики, в том числе по обеспечению мер социальной поддержки и по выполнению социально значимых программ.
Принимая во внимание невысокий уровень бюджетной обеспеченности Республики Тыва, низкие показатели уровня социальной защищённости населения, а также приведенные выше обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что после отмены Указов Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года N 205 и Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N145 продолжение выплаты доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям федерального законодательства.
Изменение органами государственной власти республики ранее установленных условий и порядка назначения и расчета ежемесячных доплат к трудовой пенсии лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, не свидетельствует о снижении уровня их прав в области пенсионного обеспечения.
Указанная мера по своей юридической природе являлась дополнительным обеспечением лиц данной категории, предоставляемым им за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому изменение правил предоставления таких дополнительных выплат, равно как и их отмена, не может расцениваться как нарушение права на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении искового заявления В.Ф.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, фактически сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 августа 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.