Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кочергиной Е.Ю.
судей Дулуша В.В., Канзая А.А.
при секретаре Бичике Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. гражданское дело по исковому заявлению А.Х. к Управлению труда и социального развития Администрации муниципального района "Овюрский кожуун" Республики Тыва о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к государственной пенсии, обязании начисления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии по старости по апелляционной жалобе представителя ответчика Управления труда и социального развития Администрации муниципального района "Овюрский кожуун" Республики Тыва на решение Овюрского районного суда Республики Тыва от 10 декабря 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
А.Х. обратилась в суд с иском к Управлению труда и социального развития Администрации муниципального района "Овюрский кожуун" Республики Тыва о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к государственной пенсии и обязании начисления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии по старости, в обоснование иска указав, что ей была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости в размере ** руб., в связи с тем, что она замещала муниципальную должность муниципальной службы: с ** - заведующая районным отделом культуры администрации кожууна, с ** - заместителя председателя администрации кожууна, руководителем аппарата администрации до **. С 1 марта 2013 года выплата ежемесячной доплаты была прекращена. Считает, что прекращением выплат доплат к государственной пенсии были нарушены ее конституционные права на достойное пенсионное обеспечение. По общим правилам, изданные нормативные правовые акты не распространяются на правоотношения, которые возникли до вступления его в силу. Просит истребовать с ответчиков расчет задолженности по ежемесячной доплате к государственной пенсии за период с 1 марта 2013 года по настоящее время, взыскать в ее пользу задолженность, и возложить обязанность возобновить выплату доплат с 1 декабря 2015 года.
Решением Овюрского районного суда Республики Тыва от 10 декабря 2015 года исковое заявление А.Х. удовлетворено. Судом постановлено взыскать с Управления труда и социального развития Администрации муниципального района "Овюрский кожуун" Республики Тыва в пользу А.Х ... сумму невыплаченной доплаты к пенсии в размере ** коп. в. На Управление труда и социального развития Администрации муниципального района "Овюрский кожуун" Республики Тыва возложена обязанность производить начисление и выплату А.Х. ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости.
27 июня 2016 года определением судьи Овюрского районного суда Республики Тыва была исправлена описка, допущенная в решении Овюрского районного суда Республики Тыва от 10 декабря 2015 года, указав правильное наименование ответчика как Управление труда и социального развития Администрации муниципального района "Овюрский кожуун" Республики Тыва.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу п.1 Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 12.11.2007 N 205 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Ежемесячная доплата к государственной пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности Республики Тыва от одного до трех лет - 55 процентов, свыше трех лет - 75 процентов их месячного денежного вознаграждения.
Согласно п.2 Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 12.11.2007 N 205 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва", лица, замещавшие должности государственных гражданских служащих Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Ежемесячная доплата к государственной пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.
Пунктом 8 данного Указа, органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии лицам, замещавшим выборную муниципальную должность, муниципальные должности муниципальной службы, с учетом положений настоящего указа за счет собственных средств.
Как следует из материалов дела, что согласно трудовой книжке А.Х. с ** по ** занимала должность заведующей районным отделом культуры Администрации Овюрского кожууна, с ** переведена на должность заместителя председателя Администрации Овюрского кожууна, руководителем аппарата администрации до **. За время работы имеет многочисленные награды и ей, как лицу, замещавшему муниципальные должности, с 2011 года назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости.
Решением Управления труда и социального развития администрации Овюрского района Республики Тыва от 26 марта 2013 года выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии приостановлена с 01 марта 2013 года в связи с тем, что сумма пенсии по старости превышает суммы среднемесячного денежного содержания, учитываемого для назначения доплаты к трудовой пенсии.
С решение Управления труда и социального развития Администрации "Овюрского кожуун" Республики Тыва судебная коллегия соглашается, так как:
Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12.11.2007 г. N205 утратил силу в связи с изданием Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 г. N145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва", п.1 которого установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности Республики Тыва от десяти до пятнадцати лет - 55 процентов, свыше пятнадцати лет - 75 процентов их месячного денежного вознаграждения.
В силу п. 2 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 г. N145 лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 20 лет и имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 20 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.
Пунктом 11 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 N145 органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии лицам, замещавшим муниципальную должность, муниципальные должности муниципальной службы, с учетом положений данного Указа за счет собственных средств.
Судом первой инстанции установлено, что в целях реализации Указа от 04.05.2012 N145 решением Хурала представителей Овюрского кожууна от 20 февраля 2013 г. N 43 утверждено Положение "Об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальных служащих муниципального района Овюрского кожууна РТ", предусматривающее аналогичные основания для назначения вышеуказанной доплаты лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы.
Указом Главы Республики Тыва от 24 июня 2015 года N 108 Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N 145 признан утратившим силу.
Судом первой инстанции установлено, что прекращение с марта 2013 года выплаты истцу доплаты к пенсии связано с вступлением в силу Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N145.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования А.Х.., суд первой инстанции исходил из того, что Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N145, отменяющий право истца на доплату к трудовой пенсии, в настоящее время отменен Указом Главы Республики Тыва от 24 июня 2015 года N 108.
С таким выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
Как Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года N 205, так и Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от мая 2012 года N145 разграничивали основания для назначения и порядок расчётов доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва.
Ст. 30 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Установленная органом государственной власти Республики Тыва доплата к государственной пенсии лицам, занимавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, в отличие от гарантированного Конституцией Российской Федерации социального обеспечения (государственных пенсий), не носит бессрочный характер.
Условия выплаты и порядок расчёта получаемой истцом доплаты к пенсии изменены органом государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках его правомочий по самостоятельному регулированию указанных отношений, в том числе по определению оснований для назначения и выплаты доплаты к государственной пенсии и её размера.
Таким образом, у ответчика имелись правовые основания для прекращения начисления и выплаты истцу ранее назначенной ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что такого рода доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определённого стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях. В силу этого при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе предусмотренное статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 1 декабря 1999 года N 189-0, от 15 января 2008 года N 107-0-0 и N 108-0-0). Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации вправе - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчёта таких доплат, что само по себе не противоречит предписаниям статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Из приведённых законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных служащих, осуществляемого за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для государственных служащих субъекта Российской Федерации. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет государственных служащих осуществляется за счёт собственных доходов соответствующего субъекта Российской Федерации, то он с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии государственным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Также судебная коллегия исходит из того, что право субъекта Российской Федерации на установление дополнительных гарантий бывшим государственным служащим не является безусловным.
Законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Из совокупного анализа статей 7 и 8, предусматривающих бюджетные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приведенной нормы и статьи 85 (о расходных обязательствах субъекта Российской Федерации) Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти и исходя из принципа самостоятельности бюджета.
Реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета.
Соответственно, реализация органом государственной власти субъекта Российской Федерации своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.
При недостаточности собственных средств бюджета введение нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счёт средств федерального бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Признание региона дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, не позволяющий ему за счёт собственных средств выполнять свои расходные обязательства.
Из приказов Министерства финансов Российской Федерации от 09 декабря 2014 года N453 и от 29 октября 2015 года N 409 следует, что Республика Тыва входит в перечень субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Законом Республики Тыва от 28 декабря 2015 года N 139-ЗРТ "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2016 год" прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета утвержден в сумме ** тыс. руб.; общий объем расходов республиканского бюджета - в сумме ** тыс. руб.; дефицит республиканского бюджета - сумме ** тыс. руб.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что после отмены Указов Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года N 205 и Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N145 продолжение выплаты доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям федерального законодательства.
Изменение органами государственной власти республики и органами местного самоуправления ранее установленных условий и порядка назначения и расчета указанных ежемесячных доплат к трудовой пенсии не свидетельствует о снижении уровня их прав в области пенсионного обеспечения.
Указанная мера по своей юридической природе являлась дополнительным обеспечением лиц данной категории, предоставляемым им за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому изменение правил предоставления таких дополнительных выплат, равно как и их отмена, не может расцениваться как нарушение права на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Овюрского районного суда Республики Тыва от 10 декабря 2015 года отменить, принять новое решение следующего содержания:
В удовлетворении искового заявления А.Х. к Управлению труда, социальной политики администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" о признании незаконным решения о приостановлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, взыскании невыплаченной доплаты к пенсии отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 августа 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.