судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Нагайцевой Л.А.
судей
К
едриной О.В.
,
Орловой О.А.
при секретаре
Беляковой И.А.
рассмотрела в за крытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по апелляционн ой жалобе третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области на решение Задонского районного суда Липецкой области от 07 июня 2016 года, которым постановлено:
"Восстановить Берлеву С.А., Берлеву Д.А. срок для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Обязать отдел образования администрации Задонского муниципального района Липецкой области включить Берлева С.А., Берлева Д.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда ".
Заслушав доклад судьи К едриной О.В. ,
судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истцы Берлев С . А . ДД.ММ.ГГГГ рождения и Берлев Д . А . ДД.ММ.ГГГГ рождения обратились с иско м к администрации Задонского муниципального района Липецкой области о восстановлении срока для включения их в список на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда как лиц , относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , поскольку их родители были лишены родительских прав. Постановлением главы администрации Задонского района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. N они были переданы под попечительство их бабушки БНП ДД.ММ.ГГГГ отдел образования администрации Задонского муниципального района, наделенный государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, выдал каждому из них отказ в праве на обеспечение жилыми помещениями, как лицам, оставшимся без попечения родителей, так как они достигли возраста 23 лет. Срок обращения с заявлением о постановке на учет как детей , оставши х ся без попечения родителей, нуждающи х ся в получении жилья, ими был пропущен из-за ненадлежащего выполнения обязанностей по защите их прав опекуном БНП БНП., она находится в престарелом возрасте, болеет . Согласно справкам администрации г.Задонска и Задонского филиала ОГУП " "данные изъяты"" у них ни частного дома, ни квартиры нет, они не пользуются жильем но договору социального найма. П росили суд восстановить им срок для включения в список на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда как лиц , относящ их ся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также просили о бязать ответчика включить истцов в список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В судебном заседании истец Берлев С.А. исковые требования поддержал, суду пояснил, что он пропустил срок на подачу заявления для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонд а не по своей вине , просил суд восстановить ему указанный срок и обязать администраци ю Задонского муниципального района Липецкой области включить его в названный список .
В судебном заседании истец Берлев Д.А. исковые требования поддержал по аналогичным основаниям. П редставитель истцов - адвокат Савчишкин О.П. исковые требования поддержа л , суду пояснил, что ошибки, допущенные администрацией Задонского района при закреплении за истцами жилого помещения попечителя по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ и при разъяснении администрацией района и органом опеки и попечительства истцам и их попечителю при обращении истцов в ДД.ММ.ГГГГ году , что в связи с этим постановлением у истцов отсутствует прав о на включение в данный список, не должны влиять на реализацию законного права истцов на льготное получение жилья. Просил исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Представитель отдела образования администрации Задонского муниципального района Липецкой области Ю исковые требования признала в полном объёме, пояснила, что П остановлением главы администрации Задонского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года на отдел образования возложены функции по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями , затем список подлежит утверждению администрацией района. П остановлением главы администрации Задонского муниципального района Липецкой области N от ДД.ММ.ГГГГ. истцам Берлевым была назначена попечителем их бабушка БНП, этим же постановлением за несовершеннолетними Берлевым С.А., Берлевым Д.А. закреплена жилая площадь по месту прожива ния их опекуна по адресу: "адрес", однако , лица, находящиеся под опекой и попечительством, не приобретают прав на жильё попечителя. В связи с данным постановлением попечителю БНП и истцам администрацией Задонского муниципального района и органом опеки и попечительства отдела образования администрации Задонского муниципального района Липецкой области при их обращении в пределах установленного законом срока было ошибочно разъяснено о том, что они не имеют прав на включение в льготный список и на обеспечени е жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Липецкой области. Она согласна с тем, что срок они пропустили по уважительным причинам, в связи с чем просила суд удовлетворить исковые требования истцов в полном объёме.
Представители 3-го лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Л ипецкой области по доверенности Исакова М.В., Тришина Д.И. в судебно е заседании не явились, просили рассмотреть дело без них , в отзыв е на исковое заявление указали , что Берлев С.А., Берлев Д.А., с заявлением для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении как лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения 23 лет в органы местного самоуправления не обращались, в связи с чем утратили право на постановку на соответствующий учёт в целях предоставлени жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. Уважительные причины пропуска истцами срока включения их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют. П росили суд отказать ист цам в удовлетворении их исковых требований в полном объёме .
С уд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе третье лицо Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области просит отменить решение суда, вынести новое, которым в иске отказать, указывает, что судом сделан необоснованный вывод об отсутствии жилья у истцов, поскольку Постановлением главы администрации Задонского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N за несовершеннолетними Берлевым С.А. и Берлевым Д.А. закреплена жилая площадь по месту проживания их опекуна по адресу: "адрес". Доказательств того, что опекун истцов обращалась о постановке их на учет, представлено не было. Не установлен факт ненадлежащего исполнения администрацией Задонского муниципального района, органом опеки и попечительства установленных законом обязанностей. В резолютивной части решения суд обязал отдел образования администрации Задонского муниципального района включить истцов в с писок , вместе с тем, это не является компетенцией отдела образования. В решении суда отсутствуют данные о предоставлении данных в отношении истцов из Р оссреестра, которые необходимы для определения нуждаемости.
Перейдя к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия выслушала представителей третьего лица- Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области- Исакову М.В. и Тришину Д.И., поддержавших апелляционную жалобу и доводы в ней для отказа в требованиях истцов, представителей администрации Задонского муниципального района Липецкой области и отдела образований указанной администрации соответственно Анохину Е.В. и Юсову Ю.А., подтвердивших признание требований истцов, обращение истцов в установленный законом срок, на которое им был дан незаконный отказ, п роверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам .
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции определением от ДД.ММ.ГГГГ перешел к рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции, поскольку было установлено, что судом первой инстанции принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле- администрации Задонского муниципального района Липецкой области.
Установлено, что истцу Берлеву С.А на день подачи иска в суд исполнилось "данные изъяты" лет, истцу Берлеву Д.А. - "данные изъяты" года.
Из свидетельств о рождении N, N усматривается, что родителями Берлева Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Берлева С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются: БАМ и БЛВ. Мать БЛВ лишена родительских прав в отношении истцов на основании решения Задонского районного суда Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ., отец БАМ - на основании решения Задонского районного суда Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ года .
При разрешении исковых требований суд первой инстанции удовлетворил требования истцов, однако возложил обязанность на отдел образования администрации района, в компетенцию которой входит только формирование списка лиц указанной категории. Перейдя к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия привлекала надлежащего ответчика- администрацию Задонского муниципального района Липецкой области, представитель которой также подтвердила факт обращения истцов для включения в соответствующий список в ДД.ММ.ГГГГ году и неправомерный отказ в их включении в него. Представитель Анохина Е.В., обладая полномочиями на признание иска, пояснила, что по изложенным основаниям требования истцов признаются, поскольку пропуск на обращение с требованиями до 23 лет связан с уважительной причиной в отношении обоих истцов.
Вместе с тем, поскольку в соответствии с Порядком формирования органами самоуправления списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденными законом Липецкой области от 06 июня 2007 года N 54-ОЗ, обязанность по включению в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, судом первой инстанции необоснованно эта обязанность возложена на отдел образования администрации Задонского муниципального района Липецкой области, к компетенции которого ответчиком отнесено только формирование указанного списка без его утверждения. При установленных обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда, поскольку судом принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлечённых к участию в деле. Перейдя к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, судебной коллегией привлечён надлежащий ответчик, получено его мнение по существу заявленных требований.
Установленные по делу доказательства подтверждают обоснованность требований истцов. Из объяснений сторон и материалов дела видно, что истцами по уважительной причине пропущен срок на подачу заявления на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда, поскольку они обращались в соответствующий орган в установленный законом срок, ими был получен отказ, после чего они обратились с самостоятельными требованиями в суд. У истцов отсутствуют права на иное жилое помещение, они не имеют жилья на основании договора социального найма.
В силу п ункта 3 ст атьи 40 Г ражданского кодекса Р оссийской Федерации попечительство над несовершеннолетним прекращается автоматически по достижении им восемнадцати лет, а та кж е при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 2 ст. 21, ст. 27 ГК РФ). Данное обстоятельство влечет прекращение правоотношений между попечителем и подопечным, в том числе и связанных с совместным проживанием. Поэтому по достижении совершеннолетия (либо по приобретении полной дееспособности до достижения совершеннолетия) ребенок в любом случае утрачивает право пользования жилым помещением попечителя , если такие права возникли в связи с осуществлением попечительства.
По делу не получено доказательств того, что истцы Берлевы до достижения ими возраста 23 лет и до обращения в суд с настоящим иском имели права на жилые помещения на праве собственности либо по договору социального найма, в то время как по делу бесспорно установлено ненадлежащее исполнение администрацией Задонского муниципального района Липецкой области установленных законом обязанностей по обеспечению льготных жилищных прав истцов, что послужило препятствием для реализации ими жилищных прав в установленный законом срок.
Доводы о том, что постановление главы администрации Задонского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N, закрепляющее за истцами жилую площадь их опекуна, не отменено, не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку установлено ненадлежащее исполнение своих обязанностей органами местного самоуправления и отсутствие обязанности опекуна в обеспечении жилищных прав подопечного после истечения обязанностей попечительства.
Доводы об отсутствии доказательств обращения истцов и их опекуна в органы местного самоуправления по вопросу реализации истцами своих жилищных прав в связи с лишением родителей родительских прав опровергаются доводами истцов, показаниями свидетеля БНП (л.д. 77-78), что она ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была попечителем истцов с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. Истцы проживали в её доме не как члены семьи, а как подопечные, в настоящее время истцы проживают на съёмных квартирах, до достижения истцами возраста 18 лет она обращалась в администрацию района о жилищных правах истцов, но ей объяснили, что им жильё не положено в связи с закреплением жилья по её месту жительства. Пояснения указанных лиц подтверждены пояснениями представителей отдела образования и администрации Задонского муниципального района Липецкой области, что Берлевы действительно обращались не позднее ДД.ММ.ГГГГ года по поводу реализации жилищных прав истцов Берлевых, но им было незаконно отказано в связи с закреплением за ними жилой площади попечителя. Совокупность данных пояснений не имеет противоречий, ничем не опорочена и объективно подтверждена наличием названного Постановления N от ДД.ММ.ГГГГ, на которое органы власти ссылались как на надлежащее обеспечение жилищных прав истцов.
И з постановления главы администрации Задонского муниципального района Липецкой области N от ДД.ММ.ГГГГ. видно, что истцам Берлевым назначена попечителем их бабушка БНП, этим же постановлением за несовершеннолетними Берлевым С.А., Берлевым Д.А. закреплена жилая площадь по месту прожива ния попечителя по адресу: "адрес" .
В указанном жилом помещении истцы не проживают, проживая на съемных квартирах, принадлежащего им иного жилья не имеют, что подтверждено помимо пояснений истцов справками администрации Задонского городского поселения г.Задонска от ДД.ММ.ГГГГ., справками Задонского филиала областного государственного унитарно предприятия "Липецкоблтехинвентаризация" Задонское БТИ от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.л.д.12,16-19,40,44-45), справками ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении каждого из истцов, предъявленными представителем отдела образования администрации Задонского муниципального района Липецкой области, проверившим данные обстоятельства, также истцы не имеют жилья по договору социального найма.
При разрешении спора судом первой инстанции правомерно учтено, что с огласно ст атьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзац четвертый ст атьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно З акону Липецкой области от 06 июля 2007 года N54-03 "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области" предусмотрена необходимость постановки на учет лица, имеющего статус ребенка-сироты и нуждающегося в предоставлении жилого помещения, до достижения возраста 23-х лет. Нуждающиеся в жилье дети-сироты включаются в специальные списки, которые ведутся субъектами Ф едерации. Право на получение жилого помещения сохраняется до фактического обеспечения детей-сирот такими помещениями, даже по достижении 23-летнего возраста (части 9 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012г. N 15-ФЗ). Однако встать на очередь необходимо именно до 23 лет.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежит удовлетворению.
Оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, судебная коллегия пришла к выводу об удовлетворении требований истцов.
Ссылка представителей Управления жилищно- коммунального хозяйства Липецкой области об отсутствии заявлений истцов о включении в названный список не влечёт отказа в требованиях, поскольку их обращение в суд свидетельствует о наличии спора, они не лишены возможности подтвердить свои требования соответствующими заявлениями, поскольку из пояснений представителя Юсовой Ю.А. видно, что отделом образования утрачены личные дела истцов в период попечительства над ними, в которых могли иметь место соответствующие заявления, поскольку факт обращения истцов и попечителя и наличие отказа в связи с закреплением жилья попечителя признан.
Оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований не установлено.
Руководствуясь ст атьями 328 -330 Г ражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение
Задонского районного суда Липецкой области от 07 июня 2016 года отменить.
Постановить новое решение по данному делу
, которым восстановить Берлеву С.А., Берлеву Д.А. срок для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Обязать администрацию Задонского муниципального района Липецкой области и отдел образования администрации Задонского муниципального района Липецкой области в соответствии с имеющейся компетенцией включить Берлева С.А., Берлева Д.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда .
Председательствующий .
Судьи: .
.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.