судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Брик Г.С.
судей Федосовой Н.Н., Кедриной О.В.
при секретаре Земской Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика Маликова А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 27 мая 2016 года, которым постановлено:
" Обязать Маликова А.А. переместить временное металлическое укрытие для хранения автотранспорта (металлический гараж), коричневого цвета, размером 3,5м на 5 м., расположенное на расстояние 2 метров от земельного участка "адрес", освободив земельный участок".
Заслушав доклад судьи
Федосовой Н.Н., судебная коллегия
установила:
Администрация города Липецка в интересах жителей города Липецка обратилась в суд с исковым заявлением к Маликову А.А. о возложении обязанности по демонтажу или перемещению временного укрытия для хранения автотранспорта (металлического гаража), коричневого цвета, размером 3,5 х 5,0, освободив территорию муниципального образования г. Липецк, ссылаясь на то, что ответчик пользуется металлическим гаражом, находящимся в районе "адрес" в "адрес" в отсутствие разрешительной документации, чем нарушает Правила благоустройства территорий города Липецка. В добровольном порядке требование об устранении указанных нарушений ответчик не исполнил.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда, считая его незаконным, поскольку его мама имеет льготы и соответственно право на предоставление земельного участка, где располагается его гараж.
Судебная коллегия, выслушав ответчика Маликова А.А., поддержавшего жалобу, и зучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно пункту 25 статьи 3 Устава города Липецка (принятого решением Липецкого городского Совета депутатов от 25 декабря 2004 N539) к вопросам местного значения города Липецка относятся организация благоустройства и озеленения территории города и осуществление земельного контроля за использованием земель города.
Судом установлено, что временное укрытие для автотранспорта (металлический гараж), используемое Маликовым А.А., расположено на земельном участке вблизи "адрес".
В суде апелляционной инстанции ответчик пояснил, что металлический гараж подарен ему его братом, и он им пользуется на законном основании.
Из сообщения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 08.04.2016г. усматривается, что сведениями о предоставлении земельного участка Маликову А.А. под металлический гараж по адресу: "адрес" в районе "адрес" они не располагают.
Из ответа Департамента градостроительства и архитектуры администрации "адрес" от 05.04.2016г. следует, что Маликов А.А. обращался с заявлением по вопросу вырубки сосен и самовольном захвате земельного участка в районе "адрес".
В ходе проведенного выездного обследования сотрудниками департамента градостроительства и архитектуры администрации "адрес" выявлены признаки нарушения в сфере земельного законодательства в части самовольного занятия земельного участка путем незаконной установки Маликовым А.А. двух металлических гаражей и переносе собственниками дома 36 по ул. Бехтерева г. Липецка внешнего ограждения (за кадастровыми границами земельного участка) в сторону лесного массива.
Из ответа Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка от 27.04.2016г. усматривается, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Липецка граница территориальной зоны малоэтажной жилой застройки городского типа с земельными участками (Ж-7) расположена на расстоянии 7 метров от южной границы земельного участка, занимаемого домовладением N по "адрес" и сопряжена с границей территориальной зоны Р-5. Градостроительными регламентами, установленными Правилами землепользования и застройки "адрес" в территориальной зоне (Ж-7), встроенные или отдельно стоящие гаражи являются вспомогательным видом разрешенного использования земельных участков. Размещение гаражей возможно только совместно с объектами, отнесенными к основным видам разрешенного использования земельных участков. Иными словами, в данной территориальной зоне, гаражи могут размещаться только на земельных участках, предоставленных для жилых домов. Размещение индивидуальных гаражей не предусмотрено.
18.11.2015 г. МУ "УГС г. Липецка" в адрес Маликова А.А. направлено предписание о демонтаже или перемещении в месячный срок занимаемого ответчиком металлического гаража. Данное требование получено Маликовым А.А. 28.11.2015г., что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления. Данное требование до настоящего времени не исполнено.
В силу статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 8 Устава городского округа город Липецк Липецкой области Российской Федерации (принят решением Липецкого городского Совета депутатов от 24.02.2015 N 990, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; утверждение правил благоустройства территории городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц ( пункт 3 статьи209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 и подпункту 4 пункта 2 статьи60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 3 статьи3 Земельного Кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством , если иное не предусмотрено земельным, лесным , водным законодательством , законодательством о недрах , об охране окружающей среды , специальными федеральными законами.
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся в том числе, полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с законом Липецкой области от 26 декабря 2014 года N 357-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области" к полномочиям органов государственной власти области на неограниченный срок, но не менее срока полномочий Липецкого областного совета депутатов отнесены полномочия органов местного самоуправления городского округа г. Липецка по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
При этом, как следует из части 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Исходя из п. 1.3. 1.4 Решения Липецкого городского Совета депутатов от 03 апреля 2007 года N 534 "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории города Липецка" муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Липецка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Липецкой области, нормативными правовыми актами города Липецка. Задачами муниципального земельного контроля являются: обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами требований земельного законодательства и эффективного использования земельных участков; охрана земель в границах города Липецка.
По смыслу указанных норм, и положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" орган местного самоуправления осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и по существу реализует полномочия собственника при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляя муниципальный земельный контроль в отношении таких земельных участков, расположенных в границах городского округа.
При этом одной из основных задач такого контроля может являться недопущение самовольного использования земель.
Таким образом, коль скоро разрешительная документация, подтверждающая право ответчика на пользование земельным участком под установленным им металлическим гаражом, отсутствует, суд пришел к правильному выводу о том, что металлический гараж установлен на земельном участке незаконно, ввиду чего Маликов А.А. обязан освободить земельный участок, расположенный в границах муниципального образования г. Липецк.
Права собственника объекта движимого имущества, самовольно установленного в границах городского округа на землях, государственная собственность на которые не разграничена, землях, отнесенных к муниципальной собственности городского округа, на территории общего пользования городского округа, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц не могут иметь приоритета по отношению к правам публично-правового образования как собственника земель, и контролирующего органа за использованием и охраной земель городского округа.
В случае самовольного размещения на этих землях объекта движимого имущества защиту гражданских прав должен получить не тот, кто нарушил, а тот, кто претерпел от нарушения, то есть публично-правовое образование.
Доводы апелляционной жалобы о том, что мама ответчика имеет льготы и соответственно право на предоставление земельного участка, на котором располагается его гараж, не могут повлиять на решение суда, поскольку данный объект движимого имущества принадлежит ответчику, а не его маме, пользуется им ответчик, решений о предоставлении земельного участка ответчику либо иному лицу под гараж не имеется, и в данный момент гараж в границах муниципального образования г. Липецк располагается незаконно.
Таким образом, о бстоятельства дела судом первой инстанции установлены полно и правильно, выводы основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, соответствуют обстоятельствам дела, решение постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, судебная коллегия, рассмотрев жалобу в пределах ее доводов, не находит оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г.Липецка от 27 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Маликова А.А. без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна
Судья
Секретарь
4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.