судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Орловой О.А., Торговченковой О.В.,
при секретаре Беляковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу административного ответчика Гурьева А.А. на решение Советского районного суда города Липецка от 09 июня 2016 года, которым постановлено:
Взыскать с Гурьева А.А., зарегистрированного по месту жительства по адресу: "адрес", недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации за ДД.ММ.ГГГГ и пени в сумме "данные изъяты", из которых:
по коду бюджетной классификации 39210202140061000160 (страховые взносы на страховую часть пенсии в Пенсионный фонд РФ) в сумме "данные изъяты". ;
пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии в Пенсионный фонд РФ, в сумме "данные изъяты"., из них: по коду бюджетной классификации 39210202140062000160 в сумме "данные изъяты". ;
пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме "данные изъяты"., из них по коду бюджетной классификации 39210202101082011160 в сумме "данные изъяты".
Взыскать с Гурьева А.А. государственную пошлину в доход бюджета г. Липецка в сумме "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (далее ГУ-УПФР в г. Липецке) обратилось в суд с административным иском к Гурьеву А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты". В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что Гурьев А.А., являясь адвокатом, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве страхователя. По сведениям из налогового органа, общая сумма дохода административного ответчика за ДД.ММ.ГГГГ составила "данные изъяты". Размер страховых взносов из суммы этого дохода, исчисленный по формуле: ( "данные изъяты". Страховые взносы, исчисленные из суммы дохода, превышающего "данные изъяты", уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 01 апреля года, следующего за истекшим. В нарушение требований Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" ответчик не уплатил страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Гурьеву А.А. были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые им не исполнены в установленный срок.
Административный ответчик Гурьев А.А. иск не признал, ссылаясь на то, что в нарушение положений ст. 126 КАС РФ размер дохода не подтвержден допустимыми доказательствами, истцом не раскрыта информация, в ходе какого вида контрольных мероприятий добыты сведения о доходе, неправильно применена формула исчисления суммы страховых взносов, выручка не уменьшена на сумму профессионального налогового вычета в размере 20% в соответствии с пп.1 п.1 ст.221 Налогового кодекса РФ. В ДД.ММ.ГГГГ он имел несколько источников доходов, на некоторые из них, таких как вознаграждение за работу в органах управления адвокатской палаты, не подлежат начислению страховые взносы.
Суд постановилрешение об удовлетворении иска, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе административный ответчик Гурьев А.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Выслушав объяснения административного ответчика Гурьева А.А., поддержавшего жалобу, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены адвокаты), уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 2 части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ).
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 3 части 2 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗтарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ составляют 26%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования?5,1%
На основании положений частей 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ).
Согласно положениям статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик Гурьев А.А. зарегистрирован в качестве страхователя в Пенсионном Фонде РФ с ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ осуществлял адвокатскую деятельность и являлся плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
За ДД.ММ.ГГГГ Гурьев А.А. страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ в полном объеме не уплатил, что подтверждается выпиской по лицевому счету, административным ответчиком не оспаривается.
В связи с установлением задолженности по страховым взносам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты"., в том числе на обязательное пенсионное страхование в размере "данные изъяты"., на обязательное медицинское страхование в размере "данные изъяты", пеней на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере "данные изъяты"., пеней на недоимку по страховым взносам в ФОМС в размере "данные изъяты", ГУ-УПФР в г. Липецке в адрес Гурьева А.А. было направлено требование об уплате недоимки в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. N).
В результате проведения камеральной проверки, с учетом сведений о доходе, представленных в налоговый орган до ДД.ММ.ГГГГ, у Гурьева А.А. выявлена недоимка по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты". Результаты проверки оформлены справкой о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N, составленной административным истцом(л.д. N).
В связи с выявленной недоимкой органом контроля в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам от ДД.ММ.ГГГГ., которым должнику предлагалось погасить недоимку в размере "данные изъяты" в срок до ДД.ММ.ГГГГ г., в том числе недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени. В связи с тем, что обязанность Гурьева А.А. по уплате страховых взносов, пеней, штрафов за ДД.ММ.ГГГГ после направления первоначального требования изменилась, требование от ДД.ММ.ГГГГ отозвано (л.д. N).
Требование административным ответчиком не исполнено.
Проверив расчет задолженности, представленный ГУ УПФР в г. Липецке, суд признал его соответствующим нормам закона и арифметически правильным.
Разрешая заявленный спор, суд на основании приведенных правовых норм, принимая во внимание отсутствие в материалах дела письменных доказательств оплаты Гурьевым А.А. взыскиваемой суммы, не усмотрев оснований для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате образовавшейся недоимки по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что установленный законом срок для подачи органом контроля за уплатой страховых взносов искового заявления в суд не пропущен, пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных ГУ - УПФР в г.Липецке требований и взыскал с Гурьева А.А. недоимку по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ и пени в размере "данные изъяты".
Поскольку исковые требования ГУ - УПФР в г. Липецке судом удовлетворены в полном объеме, правомерным является и вывод суда, основанный на положениях ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, ч.1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о взыскании с Гурьева А.А. государственной пошлины в сумме "данные изъяты".
Довод апелляционной жалобы о неправильном расчете суммы доходов адвоката для исчисления страховых взносов и необходимости применения статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации, отклоняется судебной коллегий, как основанный на неверном толковании норм материального права.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
С учетом того, что начисление и уплата страховых взносов регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", то статья 212 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок определения налоговой базы при исчислении налога на доходы физических лиц, не подлежит применению к возникшим правоотношениям.
Ссылка апеллятора на то, что суд нарушил требования ст. 61 КАС РФ, поскольку принял в качестве доказательств незаверенные и неподписанные документы неустановленного происхождения и содержания, отклоняется судебной коллегией.
22 февраля 2011 года между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации заключено соглашение по взаимодействию N ММВ-27-2/5, АД-30-33/04сог, согласно п. 2.1.2.16 которого налоговые органы представляют органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, необходимые для администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Согласно п. 3.2 указанного Соглашения обмен информацией, за исключением информации, предусмотренной пунктами 2.1.1.1, 2.1.2.7 - 2.1.2.9 настоящего Соглашения, осуществляется по каналам электронной связи с применением средств криптографической защиты информации (СКЗИ).
Обмен информацией осуществляется имеющимися у Сторон программно-техническими средствами (пункт 3.8 Соглашения).
Учитывая изложенное, суд обоснованно не усмотрел нарушения положений ч. 2 ст. 59 КАС РФ, принимая в качестве доказательств представленные административным истцом электронные документы.
Ставить под сомнение эти доказательства у судебной коллегии также оснований не имеется.
Не может быть признан обоснованным и довод апелляционной жалобы об отсутствии акта камеральной проверки.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки урегулирован ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ. В силу частей 1 и 2 приведенной правовой нормы камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается (ч. 6 ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ).
В силу ст. 40 Федерального закона N 212-ФЗ, нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (правонарушение).
Поскольку в результате камеральной проверки, проведенной в отношении адвоката Гурьева А.А., контролирующим органом не выявлены факты правонарушений, отсутствие акта проверки нельзя признать нарушением, исключающим возможность взыскания недоимки по страховым взносам.
Довод жалобы о том, что в связи с отсутствием акта камеральной проверки в нарушение ч. 3 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ невозможно определить сроки для обращения в суд, судебная коллегия признает несостоятельным.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ административным истцом была составлена справка о выявлении у Гурьева А.А. недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пеней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В статье 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 2).
Как усматривается из материалов дела, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней содержало срок исполнения до 20 ноября 2015 года. ГУ-УПФР в г. Липецке Липецкой области обратилось в суд с настоящим административным иском 09 марта 2016 года, то есть в пределах шестимесячного срока для обращения в суд.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по основаниям существенного нарушения норм процессуального закона судебная коллегия не усматривает.
Выводы суда основаны на исследованных судом доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, подлежащим применению к правоотношениям сторон.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 09 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Гурьева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна: судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.