судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Колгановой В.М.
судей Петрушенко Ф.П., Сукачева Д.Ю.
при секретаре Обуховой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Быковского района Волгоградской области в интересах Дьякова В.В. к комитету здравоохранения Волгоградской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Быковская центральная районная больница" об устранении нарушений законодательства о бесплатном лекарственном обеспечении, возмещении расходов на приобретение лекарственного препарата,
по апелляционной жалобе Дьякова В.В.,
на решение Быковского районного суда Волгоградской области от 12 мая 2016 года, которым на Комитет здравоохранения Волгоградской области возложена обязанность обеспечивать Дьякова В.В. лекарственными препаратами: омепразолом (эзомепразолом), сульфасалазином, диклофенаком в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями согласно назначению врачей. На Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Быковская центральная районная больница" возложена обязанность обеспечить оформление рецептов Дьякову В.В. на лекарственные препараты: " ... " в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями. Взысканы с Комитета здравоохранения Волгоградской области в пользу Дьякова В.В. расходы на приобретение лекарственного препарата " " ... "" в размере " ... " руб. 60 коп. В остальной части исковых требований Дьякова В.В. - отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Быковского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах Дьякова В.В. к комитету здравоохранения Волгоградской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Быковская центральная районная больница" (далее по тексту - ГБУЗ "Быковская ЦРБ" об устранении нарушений законодательства о бесплатном лекарственном обеспечении, возмещении расходов на приобретение лекарственного препарата.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокурорской проверки по обращению Дьякова В.В. о ненадлежащем лекарственном обеспечении установлено, что Дьяков В.В. является инвалидом, федеральным льготником, в соответствии с выпиской из истории болезни ему рекомендована терапия лекарственными препаратами: " ... " 500 мг. - 3 раза в день; " ... " 4 мг. - 2 таблетки утром; " ... " 3,0 - 2 раза в день; " ... " 20 мг. - на ночь; " ... " 4 мг. - на ночь; " ... " 20+10 мг.; " ... " 5,0 в/в кап. ФТЛ+массаж, ЛФК. Врачом-терапевтом ГБУЗ "Быковская ЦРБ" ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Дьякову В.В. были назначены лекарственные препараты: " ... "; " ... "; " ... "; " ... "; " ... ", однако рецепты на них не выданы в связи с отсутствием указанных препаратов на складе аптечного учреждения.
Дьяков В.В., с учетом уточнения исковых требований, просил обязать комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить его лекарственными препаратами: " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... "), " ... ", а также другими льготными лекарственными препаратами необходимыми для продолжения лечения в соответствии с медицинскими показаниями согласно назначению врачей в достаточных объемах; обязать ГБУЗ "Быковская ЦРБ" обеспечить оформление рецептов на вышеуказанные препараты, а также на другие льготные лекарственные препараты необходимые для продолжения лечения в соответствии с медицинскими показаниями согласно назначению врачей в достаточных объемах; взыскать в его пользу с комитета здравоохранения Волгоградской области, понесенные на приобретение лекарственного препарата " " ... "" расходы в размере " ... " руб. 60 коп.
Прокурор Быковского района Волгоградской области с учетом уточнения исковых требований, просил суд обязать комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить Дьякова В.В. лекарственными препаратами: " ... ", " ... ", " ... " в соответствии с медицинскими показаниями; обязать ГБУЗ "Быковская ЦРБ" обеспечить оформление Дьякову В.В. рецептов в соответствии с медицинскими показаниями на вышеуказанные препараты.
Определением Быковского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ отказ прокурора Быковского района Волгоградской области в защиту интересов Дьякова В.В. к комитету здравоохранения Волгоградской области, ГБУЗ "Быковская ЦРБ" от исковых требований о возложении обязанности на Комитет здравоохранения Волгоградской области в части обеспечения Дьякова В.В. лекарственными препаратами: " ... "), " ... ", необходимыми для продолжения лечения согласно назначению врачей, о возложении обязанности на ГБУЗ "Быковская ЦРБ" обеспечить оформление рецептов Дьякову В.В. лекарственных препаратов: " ... "), " ... ", в соответствии с медицинскими показаниями судом принят, производство по гражданскому делу в указанной части прекращено.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Дьяков В.В. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложения обязанности на комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить лекарственными препаратами: " ... "; " ... "; " ... "; " ... "; " ... "; " ... "); " ... "; " ... "), а также другими льготными лекарственными препаратами необходимыми для продолжения лечения в соответствии с медицинскими показаниями согласно назначению врачей в достаточных объемах; возложении обязанности на ГБУЗ "Быковская ЦРБ" обеспечивать оформление рецептов на вышеуказанные препараты, а также на другие льготные лекарственные препараты необходимые для продолжения лечения в соответствии с медицинскими показаниями согласно назначению врачей в достаточных объемах отменить, принять в указанной части новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, указывает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции он не был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
В силу ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Учитывая, что представителем ответчика в апелляционной жалобе обжалуется решение суда первой инстанции только в части возложения обязанности на комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечвать лекарственными препаратами: " ... "; " ... "; " ... "; " ... "; " ... "; " ... "); " ... "; " ... "), а также другими льготными лекарственными препаратами необходимыми для продолжения лечения в соответствии с медицинскими показаниями согласно назначению врачей в достаточных объемах; возложении обязанности на ГБУЗ "Быковская ЦРБ" обеспечивать оформление рецептов на вышеуказанные препараты, а также на другие льготные лекарственные препараты необходимые для продолжения лечения в соответствии с медицинскими показаниями согласно назначению врачей в достаточных объемах, судебная коллегия считает возможным проверить законность решения суда только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Волгоградской областной прокуратуры Скуратовой И.А., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Порядок оказания медицинской помощи определяется Правительством Российской Федерации.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1., ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с которым оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13).
В силу ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача.
"Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
В Приложении N 1 к указанному постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категории заболеваний.
Так, в Разделе "категории заболеваний" указаны " " ... "", а в графе "Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения" - стероидные гормоны, цитостатики, препараты коллоидного золота, противовоспалительные нестероидные препараты, антибиотики, антигистаминные препараты, сердечные гликозиды, коронаролитики, мочегонные, антагонисты Ca, препараты K, хондропротекторы.
В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации", органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2014 года N 1273, утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, из которой следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В целях обеспечения государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 1273, Законом Волгоградской области от 10 января 2014 года N 15-ОД утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Согласно п.п. 11 п. 1 Раздела 1 Приложения 1 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Волгоградской области медицинской помощи на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов за счет средств областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение приобретения для граждан лекарственных препаратов в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем, жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой и привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Дьяков В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом, федеральным льготником, ему поставлен диагноз: " ... "), в связи с чем рекомендована терапия лекарственными препаратами.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями закона исходил из того, что в ходе судебного разбирательства установлен факт ненадлежащего обеспечения истца лекарственными препаратами и отказ ГБУЗ "Быковская ЦРБ" от выдачи рецептов на них, в связи с отсутствием указанных препаратов на складе аптечного учреждения, комитетом здравоохранения Волгоградской области и ГБУЗ "Быковская ЦРБ" не выполнены возложенные на них функции по организации в соответствии с действующим законодательством обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, организации информационного взаимодействия с учреждениями здравоохранения в рамках обеспечения граждан необходимыми лекарственными препаратами и контролю обеспечения граждан такими препаратами вследствие чего было нарушено право истца на обеспечение лекарственными препаратами.
Кроме того, как следует из медицинской карты Дьякова В.В. о выписке и получении льготных лекарственных препаратов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представленных ГБУЗ "Быковская ЦРБ" и сведений, представленных комитетом здравоохранения Волгоградской области за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истцу назначались и выдавались препараты: " ... "; " ... "; " ... "; " ... "; " ... "; " ... "); " ... "; " ... "), доказательств же, подтверждающих факт ненадлежащего обеспечения истца данными препаратами в материалах дела нет и судом не установлено, а поэтому пришел к обоснованному выводу, что исковые требования Дьякова В.В. о возложения обязанности на комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить лекарственными препаратами: " ... "; " ... "; " ... "; " ... "; " ... "; " ... "; " ... "; " ... ", а также другими льготными лекарственными препаратами необходимыми для продолжения лечения в соответствии с медицинскими показаниями согласно назначению врачей в достаточных объемах; возложении обязанности на ГБУЗ "Быковская ЦРБ" обеспечивать оформление рецептов на вышеуказанные препараты, а также на другие льготные лекарственные препараты необходимые для продолжения лечения в соответствии с медицинскими показаниями согласно назначению врачей в достаточных объемах удовлетворению не подлежат, поскольку истцом заявлены требования о бесплатном лекарственном обеспечении другими льготными лекарственными препаратами необходимыми для продолжения лечения в соответствии с медицинскими показаниями согласно назначению врачей в достаточных объемах на будущее время, фактически в данной части исковых требований истец просит защитить его право на будущее время, тогда как ст. 11 Гражданского кодекса РФ предусматривает защиту нарушенного или оспоренного права.
Ссылка в апелляционной жалобы на не извещение о судебном заседании надлежащим образом, опровергаются материалами дела, а именно телефонограммой самого Дьякова В.В., в которой последний просил рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал. В случае если решение суда состоится не в его пользу, намерен обжаловать, а также актами судебного пристава по ОУПДС Быковского РО УФССП по Волгоградской области о невозможности вручения повесток по распоряжению судьи.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в целом основаны на неверном толковании действующего гражданского законодательства с учетом обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого по делу решения.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами гражданского дела. Всем доказательствам по делу суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами статьей 67 ГПК РФ, оснований не согласиться с которой не имеется. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Быковского районного суда Волгоградской области от 12 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дьякова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.