Волгоградский областной суд в составе
председательствующего судьи Андреева А.А.,
при секретаре Фоменко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Сатурн-Агро" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сатурн-Агро" обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - адресу " ... ", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование административного искового заявления указано, что оно является собственником указанного земельного участка.
Распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 ноября 2013 года N 2577-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области" утверждена по результатам государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области, а также минимальный и средний уровни кадастровой стоимости 1 кв. метра земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Волгоградской области.
Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила " ... " руб., и именно данная кадастровая стоимость земельного участка применяется при расчете налога на недвижимое имущество.
Однако, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет " ... " руб.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Указано, что завышенная кадастровая стоимость земельного участка накладывает на административного ответчика дополнительное налоговое бремя.
На основании изложенного, административный истец просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - " ... ", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, равной его рыночной стоимости в размере " ... ".
С учетом уточненных требований административный истецпросил суд установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... ".
Представитель административного истца Полунина Т.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, уточнённые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,просили рассмотреть дело без их участия, возражений по существу спора представлено не было.
Поскольку судом не признана обязательной явка не явившихся лиц, суд полагает возможным на основании ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы, изложенные в административном исковом заявлении, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.
Как следует из положений ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 387, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным, формами платы за землю является земельный налог и арендная плата. Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признанных объектами налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Земельный налог отнесён к местному налогу, обязательному к уплате на территории муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
При этом, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закона об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в том числе, по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состояниюна которую установлена его кадастровая стоимость. Право оспаривания принадлежит физическим и юридическим лицам, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органам государственной власти, органам местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Для оспаривания физическими лицами в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости и установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. При этом рыночная стоимость устанавливается на дату, на которую определена кадастровая стоимость земельного участка.
В силу положений ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В этих случаях, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (на которую должна быть определена и рыночная стоимость) является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
При образовании нового или включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющего на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или изменение площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемыхземельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222 (далее Методические указания).
Методические указания конкретизируют положения о дате определения кадастровой стоимости земельного участка в случае её установления в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Так, в соответствии с п. 2.6 Методических указаний в случаях изменения площади земельного участка или его вида разрешённого использования, или перевода земельного участка из одной категории в другую, или отнесения земельного участка к определённой категории земель, кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 28) разъяснено, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
При проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В ходе судебного разбирательства дела судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером " ... ",общей площадью " ... " кв.м., расположенного по "адрес"
Как видно из копии кадастровогопаспорта земельного участка, указанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет разрешённое использование- " ... ", поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ " ... "
Распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 ноября 2013 года N 2577-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области" утверждена по результатам государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области, а также минимальный и средний уровни кадастровой стоимости 1 кв. метра земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Волгоградской области, в число которых вошёл спорный земельный участок.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведённой очередной государственной кадастровой оценки и составляет " ... " руб., что следует из кадастровой справки " ... "
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, представленным Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по запросу суда, сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. Количественные и качественные характеристики, влияющие на определение кадастровой стоимости земельного участка после ДД.ММ.ГГГГ не изменялись. Дата определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка - ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, датой, по состоянию на которую должна быть установлена рыночная стоимость земельного участка применительно к положениям ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности является ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленного отчёта N " ... " об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненного оценщиком Н., на основании задания и договора на проведение оценки, следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - " ... ", общей площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет " ... "
На отчет получено положительное экспертное заключение " ... "
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ заявление ООО "Сатурн-Агро" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости отклонено. Основанием послужило обнаружение комиссией нарушений требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке " ... "
ДД.ММ.ГГГГна подготовке дела к судебномуразбирательству представителем административного истца было заявлено ходатайство о назначении экспертизы по делу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости указанного земельного участка, производство по делу приостановлено до проведения экспертизы.
ДД.ММ.ГГГГ в Волгоградский областной суд поступило экспертное заключение по результатам проведения указанной экспертизы.
Согласно заключению эксперта N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - " ... ", общей площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 01 января 2011 года составляет " ... "
Судом установлено, что вышеуказанное заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям и действующим Федеральным стандартам оценки.
Так, экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответ на поставленный судом вопрос. Выводы эксперта о рыночной стоимости земельного участка сделаны с применением сравнительного подхода в рамках метода сравнения продаж с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах существенно не отличающихся от объекта оценки по основным факторам стоимости.
По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно и обоснованно, выводы сделаны с учётом особенностей рынка недвижимости в конкретном населенном пункте в соответствующий период и с учётом иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Достоверность выводов эксперта участвующими в деле лицами по делу сомнению не подвергалась.
Доказательств, опровергающих выводы судебного эксперта по размеру установленной рыночной стоимости, представлено не было.
Оценивая по правилам ст.ст. 14, 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленное заключение эксперта, которое было выполнено в рамках проведения судебной экспертизы, эксперт предупреждён об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, экспертиза проведена экспертом У. имеющим необходимое образование и опыт работы в оценочной и экспертной деятельности, рыночная стоимость оспариваемого объектанедвижимости установлена на дату определения кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта является допустимым доказательством по делу, подтверждающим достоверность указанной в нём итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости.
При этом суд принимает в качестве доказательства рыночной стоимости земельного участка именно заключение эксперта, а не отчет об оценке, поскольку в заключении эксперта для сравнения применены сведения о большем количестве объектов-аналогов, сравнение проведено по большему количеству параметров оцениваемого земельного участка и объектов-аналогов, что позволяет сделать вывод о большей достоверности величины итоговой рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание уточнение административных исковых требований и просьбу об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта, суд считает необходимым принять в качестве доказательства, подтверждающего размер рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, именно заключение эксперта, установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... " рублей.
Суд считает, что административный истец представил достаточные доказательства, подтверждающие заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, доказал своё право на обращение в суд и заинтересованность по делу, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая явилась предметом оспаривания.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости административным истцом для целей, предусмотренных законодательством РФ, является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости в суд ДД.ММ.ГГГГ
Также ч. 6 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности устанавливает, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельного участка для органа кадастрового учета является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный искООО "Сатурн-Агро"об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... ", категория земель-земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - " ... ", равной его рыночной стоимости в размере " ... ") руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Волгоградский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.А. Андреев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.